В доме тишины. Как глухие и слабослышащие белгородцы слушают глазами и находят себя в мире, полном звуков

29 сентября — международный День глухих. Как люди, которые живут в тишине, взаимодействуют с миром слышащих? Где они работают? Как их воспринимают окружающие? Корреспондент «Фонаря» Татьяна Дюмина побывала в белгородском отделении Всероссийского общества глухих (ВОГ), где при помощи сурдопереводчика пообщалась с неслышащими белгородцами. А ещё послушала о том, чем занимается белгородское отделение ВОГ, — об этой ей рассказал председатель организации Юрий Шашнин.

ВОГ — второй дом для глухих

Всероссийское общество глухих появилось в 1926 году. В Белгородской области местное отделение общества организовали в 1954 году — так что оно ровесник всей нашей Белгородской области, которой в этом году исполнилось 70 лет. За эти годы в обществе сменились несколько председателей, среди которых были даже ветераны Великой Отечественной войны. Последние четыре годы права слабослыщащих в области отстаивает Юрий Шашнин.

— Во все времена численность членов Всероссийского общества глухих остаётся примерно на одном уровне — 900 человек. Цели и задачи организации заключаются в помощи неслышащим людям, в их социализации, адаптации в социуме, помощи в оказании услуг сурдоперевода.

Если глухим людям нужно куда-либо обратиться по самым разным вопросам: по вопросам здоровья, ЖКХ, трудоустройства, оформления ДТП и так далее, мы предоставляем им услуги сурдопереводчиков, которые работают в нашем обществе.В Белгороде всего четыре сурдопереводчика, трое из которых регулярно появляются на телевидении, — их мы видим каждый вечер в новостных программах «Мира Белогорья», а также в прямых эфирах нашего губернатора.

В нашей области отделения общества глухих есть также в Старом Осколе, в Новом Осколе, в Губкине, в Шебекино. Благодаря выделенным обществу грантам и субсидиям они обеспечены всей необходимой для работы современной техникой.

Офис нашего Белгородского отделения ВОГ (Всероссийского общества глухих — прим.Ф.)— для глухих второй дом. Сюда они приходят практически ежедневно. Также у нас есть свой Дом культуры на сто посадочных мест, свои социальные сети. Мы стараемся регулярно проводить мероприятия, при этом часто меняем места и порядок их проведения. Например, 7 сентября мы провели ежегодный турнир по туризму в Чернянском районе, 21 сентября в Томаровке состоялся конкурс рыболовов, а 29 сентября, в международный День глухих, мы проведём экскурсию для 46 глухих в Новом Осколе с посещением краеведческого музея, монастыря и других значимых мест этого города. Таким образом мы стараемся дать людям возможность сменить обстановку, развеяться, — погружает меня в тему Юрий Шашнин.

Мечте глухота не помеха

Анатолий Ялама работает парикмахером в салоне красоты «Art лаборатория» в центре Белгорода. Слух он потерял в детстве после болезни. Для коммуникации с внешним миром Анатолий использует слуховой аппарат, а также умение читать по губам. Среди клиентов молодого человека есть как слышащие, так и глухие люди.

— Анатолий, как вы объясняетесь со своими клиентами?
— Я умею читать по губам и немного разговариваю. Но если вдруг клиент всё-таки меня не понимает, тогда я набираю текст в телефоне и показываю, что хотел сказать. А при общении с глухими клиентами я использует жестовый язык.

— А как вы стали парикмахером?
— Я долго мечтал о работе парикмахера, а в какой-то момент решился и отучился на специальных курсах. Также я стараюсь самостоятельно развиваться в этой деятельности — смотрю ролики мастер-классов в интернете.

— С какими сложностями сталкиваетесь в повседневной жизни?
— Мне сложно общаться с людьми, иногда бывает трудно понять, что они хотят сказать, особенно если говорят быстро — тогда прочесть слова по губам становится почти невозможно.

***

Дарья Ерошева родилась в семье глухих. По наследству глухота передалась и трём её детям, а ещё двое родились слышащими. С детства девушка увлекалась искусством, а сейчас многодетная мама воплощает свою мечту стать художником и рисует картины как в традиционных техниках, так и в цифровом варианте. «Я плохо разбираю разговорную речь, хотя звуки животных, пение птиц, шум мотора машины слышу хорошо», — признаётся девушка.

Работа Дарьи Ерошевой, фото из личного архива художницы


Погибших при обстрелах нет

— Наше общество старается реализовывать гранты, проводить мероприятия, в том числе совместно с нашими партнёрами. Например, недавно мы провели обучающие курсы по оказанию первой медицинской помощи для глухих. К сожалению, специальных таких курсов для неслышащих нет, но одна общественная организация, партнёрами которой мы являемся, выиграла грант, а мы помогли им в привлечении глухих, предоставили услуги сурдопереводчиков.

Спрос был большой, всех обучили, обеспечили жгутами, памятками. Всем членам нашего общества установили приложения МЧС, всех подключили к телеграм-каналу губернатора и телеграм-каналу предупреждения РО (ракетной опасности — прим.Ф).

Кстати, наша организация гордится тем, что за два года СВО никто из глухих не погиб в результате обстрелов со стороны ВСУ. Конечно, звуки прилётов с опозданием доходили до слабослышащих, а глухие вначале и вовсе не понимали, что происходит. Например, когда начались обстрелы Белгорода, один глухой из нашего общества, работающий на ЖБК, был на восстановительных работах в лицее № 9. Как он сам рассказывал, по пути домой, он увидел, как люди на улице побежали врассыпную, и не понял, что происходит. Теперь же глухие уже знают, что когда работает сирена, все бегут в укрытия, — делится руководитель общества.

Найти спокойствие в тишине

Виктор Вобликов тоже заболел в детстве, после чего начал терять слух. Окончательно он перестал слышать в 17 лет. Сейчас мужчина работает плотником на стройке в «ЖБК-1» вместе со слышащими коллегами.

— Когда слышащие люди обращаются к вам с каким-либо вопросом, как вы с ними общаетесь?
— Чаще всего жестом показываю, что я не слышу. Тогда человек всё понимает и обращается к кому-то другому. На стройке все уже знают, что я глухой, поэтому научились использовать некоторые жесты, чтобы общаться со мной.

— Вы хотели бы вернуть слух?
— Нет, я уже привык жить в тишине. Конечно, есть специальные операции по восстановлению слуха, но делать их я не хочу, — лучше тихо и спокойно спать.

— С какими трудностями сталкиваетесь в жизни?
— Цены растут, а зарплаты нет, — почти как философ заканчивает мой собеседник.

Язык жестов — «ключ к миру звуков»

— Как правило все глухие друг друга знают. Их мир небольшой. У каждого неслышащего, живущего в Белгороде или Белгородском районе, есть телефоны наших сурдопереводчиков, мой телефон, телефон моего заместителя, диспетчерской службы, по которым каждый из них может позвонить с помощью видеосвязи.

А вот писать глухому человеку трудно, потому что в ежедневном общении он использует жестовый язык, который в свою очередь похож на иностранный, имеет свою лингвистику, свои особые слова и правила, и глухой человек ориентируется на них.

Перевести жестовый язык на обычный русский проблематично, поэтому люди, ранее не сталкивавшиеся с глухими, могут подумать, что переписываются с неграмотным человеком. К примеру, если я напишу, что сегодня ко мне приходил журналист редакции «Фонаря», с которым мы пообщались, то глухой человек напишет так: «быть журналист мы общались». Другой глухой или сурдопереводчик поймут его, а вот обычные люди нет. И глухие это знают. Для решения каких-либо житейских проблем они либо прибегают к услугам сурдопереводчика либо стараются всё уладить самостоятельно.

Не без гордости отмечу, что наш регион — один из немногих в стране, который своевременно отправляет переводчиков жестового языка на курсы повышения квалификации. Делаем мы это раз в три года, как и положено согласно новому профессиональному стандарту переводчика русского жестового языка.

Для переводчиков очень важно своевременно изучать новые правила, законы, получать новый опыт, чтобы в дальнейшем использовать его в своей практике. Сейчас наше общество работает над написанием нового президентского гранта под названием «Ключ к миру звуков». В рамках этого проекта уже в 2025 году мы хотим привлечь средства на проведение квалификационного экзамена для всех сурдопереводчиков нашей области, а их 12 человек. Мы хотим, чтобы они подтвердили свою профпригодность, получили категории и вошли в единый реестр. То есть нам важно показать, что государство уделяет внимание сурдопереводу и понемногу ужесточает контроль за правильностью процесса перевода, — объясняет председатель белгородского общества глухих.


Семейный подряд

Андрей Прокопов работает в Белгородском отделении Общества глухих водителем социального такси. Ежедневно мужчина развозит глухих, незрячих, инвалидов-колясочников. В детстве мужчина переболел менингитом, после чего оглох.

— Андрей, часто бывает так, что у людей, у который плохо развито одно чувство, обостряется другое. Столкнулись ли вы с этим?
— Пожалуй, да. Например, у меня отлично развито зрение. Также я прекрасно запоминаю лица, мимику каждого человека, с которым мне доводится общаться.

— Как ваша семья относится к вам? Поддерживают ли вас родные?
— Моя супруга тоже не слышит, поэтому мы отлично понимаем друг друга, общаемся на языке жестов. Наша дочь с детства наблюдала, как мы с женой разговариваем на языке жестов, и отлично запомнила его. Сейчас она учится на сурдопереводчика в колледже в Новосибирске. В будущем она хочет работать здесь, в Белгородском отделении общества глухих и помогать неслышащим. Дочь сама этого захотела, но мы с супругой рады её выбору и стараемся её в этом поддерживать, — строит планы на будущее Андрей Прокопов.
Текст и фото: Татьяна Дюмина

Читайте также

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter.

Похожие новости

​В Белгороде прошло первенство России по баскетболу среди глухих*

​В Белгороде прошло первенство России по баскетболу среди глухих*

Белгородцы недовольны неудобствами из-за ремонта соседнего здания общества глухих

Белгородцы недовольны неудобствами из-за ремонта соседнего здания общества глухих

«Выживу ли я на этом вокзале?». История оставшейся без жилья белгородки-инвалида, живущей на вокзале

«Выживу ли я на этом вокзале?». История оставшейся без жилья белгородки-инвалида, живущей на вокзале

Белгородцы-инвалиды и пострадавшие от обстрелов смогут получить выплату до 75 тысяч рублей

Белгородцы-инвалиды и пострадавшие от обстрелов смогут получить выплату до 75 тысяч рублей

Аквагрим и мастер-классы. Как в Белгороде прошёл «АрбузParty» [фото]

Аквагрим и мастер-классы. Как в Белгороде прошёл «АрбузParty» [фото]

Мир взаимной адаптации. Где работать и как жить людям-инвалидам в Белгородской области

Мир взаимной адаптации. Где работать и как жить людям-инвалидам в Белгородской области

«Освободительная операция 80 лет назад». Как в Белгороде готовятся отпраздновать освобождение от немецкой оккупации

«Освободительная операция 80 лет назад». Как в Белгороде готовятся отпраздновать освобождение от немецкой оккупации

«Ты не один!». Как в Белгороде развивают спорт для инвалидов

«Ты не один!». Как в Белгороде развивают спорт для инвалидов

«Страшно выезжать, но выбора нет». Как белгородские таксисты работают во время обстрелов

«Страшно выезжать, но выбора нет». Как белгородские таксисты работают во время обстрелов

Тело с душою в ладу. Как забота о себе помогает сделать жизнь лучше

Тело с душою в ладу. Как забота о себе помогает сделать жизнь лучше

Замужем за работой. Как живут белгородки, выбравшие любимое дело, а не отношения

Замужем за работой. Как живут белгородки, выбравшие любимое дело, а не отношения

Мэрия Белгорода объяснила, что появится на набережной за миллиард рублей

Мэрия Белгорода объяснила, что появится на набережной за миллиард рублей

«Всё возможное, чтобы помочь». Белгородцы рассказали, как благотворительность стала частью их жизни

«Всё возможное, чтобы помочь». Белгородцы рассказали, как благотворительность стала частью их жизни

Что скрывает «Кустырь»? Как журналистка «Фонаря» написала книгу добрых рассказов

Что скрывает «Кустырь»? Как журналистка «Фонаря» написала книгу добрых рассказов

Жизнь на ощупь. Как в Белгороде живут и трудятся незрячие люди

Жизнь на ощупь. Как в Белгороде живут и трудятся незрячие люди