Хочу вернуться к событиям 23 января. Всё-таки это очень знаковое и даже неожиданное для нашего спокойного региона «добра и благополучия» событие — около (или более) тысячи человек вышли на улицы Белгорода, чтобы выразить поддержку арестованному Алексею Навальному, показать своё отношение к несправедливости и усталости от проблем, показать, что не всё хорошо в Датском королевстве. Вышли на не согласованный с властями митинг (формально — уведомление подали позже полученного срока, а ещё действующие ограничения из-за коронавируса никто не отменял. Правда, последнее почему-то не помешало неделю назад обсудить итоги реконструкции улицы Щорса, а 25 января — отпраздновать День студента на катке — прим. Ф.).
На выходных внимательно листал ленту и знакомился, как и что было 23 января в других регионах, и пришёл к окончательному пониманию, что у нас и в Белгороде, и в Старом Осколе в плане задержаний на митингах и провокаций с обеих сторон сработал «цивилизованный сценарий» (что за неизвестные люди в штатском пытались помешать протестующим в самом начале и потом — во время выступления координатора местного штаба Навального Максима Климова на площади — так и осталось неизвестно). Мирный протест прошёл, как и было заявлено организаторами, мирно, люди в штатском просто рассыпались в толпе, и только внимательный глаз их мог различить среди других мирно и осознанно гуляющих или пришедших просто поглазеть, как будут себя вести с протестующими силовики.
Дай Бог здоровья тому, кто смог убедить начальство, что не нужно жести и того, что было 23 января в большинстве российских регионов. Белгород положительно выделяется среди другого не очень «вежливого подхода».
Хотя по некоторым известным мне вещам, могу предположить, что в Белгороде сперва действовали по сценарию «задержать организаторов до митинга и заблаговременно лишить вышедших на улицу лидеров» (в частности, по этому сценарию были задержаны администратор встречи предстоящего мероприятия во «ВКонтакте» из Старого Оскола Евгений Пономаренко и эмоциональный политический активист Сергей Рудаков, опубликовавший афишу с призывом выходить на несанкционированный митинг в Белгороде), но задержать всех заранее так и не удалось, поэтому дальше уже, учитывая количество вышедших на улицу, задействовали сценарий «задержим организаторов и участников после митинга». Его мы и наблюдаем сейчас: суды идут, людей отправляют под арест и на обязательные работы или штрафуют. Минимум 12 человек в итоге задержали полицейские, и с их наказанием разбирается беспристрастный суд.
То, что протоколы на организаторов и участников должны были быть, — тут сомнений не было с самого начала. Что будут аресты — тоже. Но воскресное решение по молодой девушке Татьяне Сизовой, которую посадили в спецприёмник на три дня за два сообщения в чате в Telegram, не имея даже 100-процентного подтверждения, что эти сообщения оставляла именно она, — для меня это перебор. Обращу внимание, что там же, в телеграме, кто-то 23 и 24 января сперва от лица мэра Белгорода, а потом от якобы Климова создал фейковый аккаунт и выкладывал персональные данные участников митинга, и я почему-то не увидел реакции правоохранительных органов, чтобы они пресекли нарушение закона. Конечно, это ж не анонс митинга в чате, а всего лишь персональные данные людей (я сам и мои знакомые отправили жалобы администрации Telegram, но на утро 26 января канал по-прежнему не заблокировали).
Дальше не хотелось бы становиться предсказателем, но совсем не удивлюсь, если в итоге одним наказанием у нас не обойдутся, а покажут, как несогласованный митинг сказался в итоге на росте заболевших коронавирусной инфекцией (не переполненные автобусы, собрания и мероприятия «за круглым столом» без масок, многотысячный концерт на площади на День города, августовские встречи с избирателями во время предвыборной кампании, массовые покатушки или гулянья на Соборной площади), а именно митинг на открытом воздухе. Законодательная основа для этого есть, осталось только увидеть статистику по заболевшим в Белгороде через дней десять, и повод для нового дела появится.
Ещё вспомним про «создание помех движению» (не удивлюсь, если окажется, что пока люди пересекали дорогу в районе Центрального рынка, куда-то не смогла доехать пожарная машина или машина скорой). В общем, законодательная база для всех возможных сценариев по сути есть. Но то, что на самом митинге у нас действовали без желания разжечь негатив и даже ненависть людей к полиции, — за это ещё раз спасибо тому, кто отстоял это решение (скорее всего, это было очень непросто). Чувствовать/видеть несправедливость и двойные/тройные стандарты — одно, а быть свидетелями «январского побоища» — другое.
Хотя если смотреть на произошедшее шире, то чёткое понимание, что закон у нас избирателен, усилилось: полицейский, жёстко ударивший женщину в живот, после чего она попала в больницу, просто пришёл к ней с цветами «извиниться за человеческую трагедию, так как у него запотело забрало, и он не видел, что творил (хотя на видео только слепой не увидит, что забрало у этого «защитника правопорядка» было поднято)». Рядом женщина-оператор убеждает лежащую на больничной койке, что он парень очень хороший, но вот так просто получилось. Потом это видео «случайно» попадает в телеграм, чтобы показать, как у нас «восстанавливают справедливость и как страдает боец» (про якобы равенство перед законом всех хотел бы вспомнить наш местный недавний кейс, но обещал, что не буду к нему обращаться). И вот кроме этого «извинения» мы пока не увидели ни возбуждённого дела, ни результата служебной проверки. Просто «извините» и цветочки. Хотя и сама женщина, принявшая на видео извинения, да и сами люди, не хотят, чтобы закончилось так, в итоге была создана петиция, чтобы силовики разобрались и привлекли «нерыцаря с забралом» к ответственности. И тут может быть прецедент: если его накажут, то недовольны будут его коллеги, если нет, то недовольны будут все остальные, кто видел это малоцивилизованное видео.
В Чечне тоже свои методы — там участнику потасовки, в котором разглядели местного, пообещали уладить вопросы с законом, если он сам объявится. По традиции с его отцом предварительно уже поговорили. Туда даже влазить не будем, там свои законы и правила. Мы уже привыкли к этому в нашей многонациональной стране.
А у нас... У нас три дня ареста за два сообщения в чате под своим именем. В чате, где, наверняка, сидят полицейские, «мониторщики», представители администрации с левых аккаунтов, чтобы вылавливать критические сообщения и становиться свидетелями правонарушений (долги сами себя не покроют, надо, наверное, понять и простить человека за это. Или нет?). Ну а ты, Таня, рождённая, если верить первоначальному решению судьи 24 января 2021 года, посиди в спецприёмнике МВД, пока кто-то долги свои отрабатывает или закрывает сессию. И с Татьяниным днём тебя! С праздником.