Белгородский губернатор Вячеслав Гладков любит задавать тон в информповестке, который улавливают даже в далёких московских редакциях. То подросткам предложит запретить обучение в государственных вузах и техникумах, если их поймают на дискредитации армии; то других белгородцев обвинит в том, что они сами выкатывают машины из гаражей, чтобы получить за них компенсации, или же скажет, что не нужно временно восстанавливать жильё и автомобили жителей региона, которые после начала СВО выехали за рубеж и долгое время там проживают.
Теперь вот взбудоражил поручением искать «внутренних врагов», которые пытаются спровоцировать белгородцев, пока ситуация остаётся сложной из-за обстрелов и атак на инфраструктуру. И поднялась волна. Бессмысленная и беспощадная: одни пытаются понять, кого имел в виду Гладков (есть даже люди, которые поинтересовались, как классифицировать бывшего вице-губернатора Владимира Базарова и действующего, находящегося под арестом Рустэма Зайнуллина — прим. Ф. ), другие — с усердием бросились искать этих самых «внутренних плохишей», третьи — ударились в критику, решив, что губернатор под «врагами» подразумевает тех, кому не нравится проводимая им политика.
И всё: все заняты делом.
Такова наша реальность, что за почти четыре года событий на Украине во многих укоренили мысль, что жить надо в постоянной борьбе с врагами, которых ты обязан знать. Для этого появился список «недружественных стран»; «более мягкий, чем на Западе», в чём уверен российский президент, закон об иноагентах; регулярно пополняемые реестры экстремистов и террористов; растущий список ограниченных и заблокированных интернет-платформ и так далее. Про коварный Запад с его попытками покуситься на всё российское не даёт забыть телевизор, ну а про Украину вообще говорить не приходится — она у всех на устах, да и прямо под боком, когда слышишь звуки очередного «прилёта».
Когда вокруг тебя враги, в чём тебя убедили по телевизору экспрессивными словесными пассажами, у тебя появляется смысл жизни — бороться с этими самыми врагами. И ты уже занят трудом, разыскивая, кто же оставил критический комментарий, усомнился в правильности принимаемых руководством страны решений или процитировал какого-нибудь иноагента.
Кстати, один нынешний иноагент Роман Алёхин из Курской области ранее тоже часто в своих постах рассказывал, как любит Родину, не забывая клеймить её врагов, а в 2025 году и сам стал иноагентом. Любить Родину в постах не перестал, только теперь считает, что иноагентом его сделали «внутренние враги» из-за его гражданской позиции, а не по закону, который он же ранее сам и поддерживал, ведь по этому самому закону «в отличие от США посадить не могут». В общем путь из условного списка «неврагов» в список «врагов» может быть незамысловато коротким. Но многие это в голове почему-то не держат...
Кого же имел в виду белгородский губернатор на этот раз? Кого-то конкретного? Или это была общая профилактика для бдительности жителей? Пояснять и развивать публично Вячеслав Гладков свою мысль не стал, хотя, как показывает практика, подобные его высказывания базируются на конкретных историях, которые не всегда выходят в публичную плоскость.
Так было, например, в случае с белгородцами, которые якобы выкатывают свои автомобили в опасные места, чтобы их атаковали дроны, — такая история, как позже выяснилось, действительно была, но вроде бы только одна. Были и отказы в выплатах из-за действий собственников транспорта, но их тоже оказалось не так много. И тут логичный вопрос: если есть что-то единичное, действительно ли это повод для того, чтобы громко про это заявлять, или же в таком случае лучше сразу обозначать конкретно, что имеется в виду, чтобы не вызывать только своими словами дополнительное недовольство, что якобы все подряд белгородцы жаждут разбить свои машины или дома, чтобы потом месяцами ждать за них компенсации?
Наверное, и «внутренние враги» в понимании губернатора тоже есть и в этом случае. Вряд ли это кто-то из критиков из интернета, так как они были и остаются, и смысла в очередной раз обращать на них внимание и пугать обращением в правоохранительные органы нет, так как кардинально ничего нового не появилось. Списки «интернет-врагов» давно обозначены, люди их запомнили, кто-то, возможно, даже специально подписался, чтобы знать, «о чём сообщает враг». Поэтому данное заявление Гладкова, как мне кажется, связано с кем-то другим, и, как показывает практика, возможно, когда-то мы узнаем, что стало поводом для посыла чиновника «искать внутренних врагов», но узнаем точно не сейчас.
Другое дело, что губернатор знает, что его поручение точно услышат, и помощники в поисках появятся, ведь искать «врагов» и выводить их на чистую воду — занятие, теперь понятное многим. Оно легче, чем, например, помогать тем, кто нуждается в поддержке, защищать свои права, делать проекты, улучшающие обстановку вокруг, и так далее.

На мой взгляд, созидание — всегда более серьёзный и трудоёмкий процесс, чем борьба с врагами, когда страна уже почти четыре года добивается поставленных в 2022 году целей спецоперации, к достижению которых подключились все, кто желает и может. Сплотились и объединились перед твёрдо и чётко обозначенными врагами. В условиях, когда ресурсов становится меньше (о проблемах с наполнением регионального бюджета Вячеслав Гладков не раз говорил под финал 2025 года — прим. Ф.), направлять усилия людей на поиски «внутренних врагов» — беспроигрышный вариант. И денег на эти поиски выделять не нужно, так как люди готовы сами проявлять бдительность, и придумывать, чем занять или отвлечь людей в непростой обстановке, тоже не нужно. Поиск врагов хорош тем, что их список вряд ли когда-то будет конечным, ведь критерии отнесения обозначены достаточно общо, поэтому проверять можно каждого при любом внутреннем сомнении в его благонадёжности. Авось, и найдётся в проверяемом какая-то несоответствующая представлениям о правильном со стороны проверяющего вещь.
Как мне представляется, образованный человек сможет отличить врага от человека, который просто имеет отличную от его собственной точку зрения. И принять её сможет тоже. Необязательно разделять — достаточно просто внутри себя принять как аксиому мысль, что она равна по модулю твоей собственной точке зрения. А ещё укоренить внутри себя тезис, что необязательно каждый раз прибегать к попыткам убедить собеседника в правильности или неправильности представления о чём-либо. Принять другого, не такого как ты сам, попытаться понять его мотивацию, установить причинно-следственную связь в его поступках, расширить круг источников информации, которым доверяете, чтобы выйти из своего «информационного пузыря» — всё это непросто, но необходимо, чтобы прийти к самостоятельности в принятии решений. Чтобы прийти к тому, что будет приносить пользу, а не только способствовать росту недоверия между людьми.
Одно неконкретное предложение, как воробей, выпущенное в воздух, способно привести к новому витку ожесточения и агрессии, направленной на тех, кто рядом и не такой, как вы. Тех, кто может даже и не виноват ни в чём. Искать врагов просто. Попасть в число врагов для других ищущих — ещё проще, так как жаждущих поиска легко могут направить по новому следу, который приведёт к вам самим. Поэтому может стоить свои усилия направить на что-то приносящее большую пользу?














