Филолог объяснила спорную надпись на поклонном кресте

Читатели паблика «Белгород — это интересно» посчитали, что создатели памятника допустили орфографическую ошибку.


Фото vk.com/belinter

На днях в паблике «Белгород — это интересно» появился небольшой репортаж об открытии плиты поклонного памятника-креста на холме рядом с авторынком по улице Студенческой. Внимание пользователей привлекла надпись «Крест-памятник безсмертному солдату». Некоторые читатели паблика в комментариях обвинили авторов плиты в безграмотности, ведь по правилам русского языка это слово пишется через букву «С», а не «З».

— Такое написание оттого, что солдаты хоть и погибли, но навсегда остались живы в нашей памяти. Поэтому именно «беЗсмертному солдату» («без» — отсутствие чего-то), то есть без смерти. Сами же представители экспедиции мне объяснили, что в священных писаниях никогда приставку «бес» мы не увидим, так как «бес» — имя дьявола. Ошибки в написании нет.

Один из инициаторов размещения плиты, бывший староста храма Святой Троицы Геннадий Шманёв подтвердил корреспонденту «Фонаря» эту версию.

Мы попросили доктора филологических наук, профессора НИУ «БелГУ» Светлану Кошарную объяснить, можно ли было писать на памятнике слово «бессмертный» именно так, как там написано.

— Если люди ставят некий объект как православный, а не как светский, то они имеют право писать по-церковнославянски. Действительно, в церковном языке нет приставки «бес-», потому что она делает отсылку к бесу. По канонам православных пишется «без-». Но тогда всю надпись нужно делать с соблюдением церковнославянских норм, то есть каждое слово писать по-церковнославянски. Тогда было бы всё понятно. В церковнославянском слово «смерть» писалось через «ерь» («ь»). «Крест» и «памятник» должны писаться с «ером» («ъ») на конце.

«Если люди хотят писать „безсмертному“, то и все остальные слова они должны писать в соответствии с церковнославянским уставом. Это может спасти ситуацию, тогда будет понятно, что это церковнославянский. Либо мы следуем светским нормам и пишем „бессмертный“, либо следуем православным и пишем каждое слово по канону».
Олеся Шкреба
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter.
comments powered by HyperComments

Похожие новости

5sta Family на День знаний в Белгороде

5sta Family на День знаний в Белгороде

«У журналистики нет задачи спасения души — за этим надо идти в церковь». Как замминистра связи России спорил с руководством белгородского журфака

«У журналистики нет задачи спасения души — за этим надо идти в церковь». Как замминистра связи России спорил с руководством белгородского журфака

«Фонарь» запускает специальный проект «Шибко белгородский»

«Фонарь» запускает специальный проект «Шибко белгородский»

«Шибко белгородский». Как говорят белгородцы?

«Шибко белгородский». Как говорят белгородцы?

«У каждого города есть своя душа». Ландшафтный дизайнер Каспиан Робертсон — о Белгороде и философии дизайна городской среды

«У каждого города есть своя душа». Ландшафтный дизайнер Каспиан Робертсон — о Белгороде и философии дизайна городской среды

«Шибко белгородский». Как говорят шебекинцы?

«Шибко белгородский». Как говорят шебекинцы?

​Фонд Елены Исинбаевой провёл в Белгороде спортивный праздник «Каждый ребёнок достоин пьедестала»

​Фонд Елены Исинбаевой провёл в Белгороде спортивный праздник «Каждый ребёнок достоин пьедестала»

В БелГУ на две недели переведут большинство занятий в онлайн

В БелГУ на две недели переведут большинство занятий в онлайн

Шлагбаум на стоянке БелГУ, дистанционное обучение и принудительная вакцинация. О чём Олег Полухин рассказал журналистам

Шлагбаум на стоянке БелГУ, дистанционное обучение и принудительная вакцинация. О чём Олег Полухин рассказал журналистам

Практика в «несуществующей» аптеке. Суд отказался восстановить в вузе белгородскую студентку, которую обвинили в краже денег на практике в «СОЦ Аптеке»

Практика в «несуществующей» аптеке. Суд отказался восстановить в вузе белгородскую студентку, которую обвинили в краже денег на практике в «СОЦ Аптеке»