Анна Харченко, задержанная на оппозиционном митинге 21 апреля, претензии к которой снял суд из-за нарушений в действиях полиции, подала иск в Октябрьский районный суд Белгорода на УМВД России по Белгороду и на Министерство внутренних дел Российской Федерации. С УМВД России по Белгороду девушка требует компенсацию в 1 миллион рублей за незаконное административное преследование, незаконное доставление в отдел и незаконное содержание.
В иске Анна Харченко заявляет о незаконном задержании и ссылается на кодекс административного судопроизводства РФ. Согласно КАС РФ «рассматриваются дела о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении». Поэтому Анна имеет право запрашивать компенсацию. Причинами выплаты юрист Анны Илья Потёмкин указывает: непредоставление еды и воды, хотя лица задержанные более чем на три часа должны обеспечиваться питанием. Также причиной компенсации правозащитник считает нарушение санитарных норм в отделе полиции, так как в отделе полиции не соблюдался масочный режим. А ещё факт психологического насилия — сотрудники полиции разговаривали с девушкой грубо, тем самым нарушили ФЗ «О полиции».
В машине, на которой Анну доставляли в отдел, было душно. Вместе с ней на заднем сидении находились два сотрудника полиции, просьбы открыть окно и проветрить они игнорировали.
Среди процессуальных нарушений юрист Харченко выделяет необоснованное задержание, поскольку «сотрудниками полиции, производившими задержание, не было приведено ни одной причины, почему составление протокола на месте задержания было невозможно» . Превышение максимального срока задержания — срок административного задержания не может превышать трёх часов , а Анна была в отделе около четырёх часов. Также причиной иска стало непредоставление возможности сделать звонок родственнику и непредоставление возможности получить юридическую помощь защитника, хотя Анна просила об этом.
Должностные лица не имеют права изымать личные вещи у задержанного, если это не предмет правонарушения или оружие. Изъятие личных вещей также прописано в иске как нарушение. В отделе полиции сотрудники полиции сфотографировали Анну Харченко, не дав ей возможности отказаться.
Подкрепляется иск решением Октябрьского суда о прекращении производства по делу Анны Харченко, поскольку суд не нашёл в её действиях противоправных действий. А также заключением психолога, к которому Харченко обратилась «за психологической помощью, жалуясь на бессонницу, повышенный уровень тревожности, плаксивости, чувство угнетённости, общее чувство небезопасности и собственной уязвимости».
Напомним, что в июне участковый, составивший протокол на Анну Харченко, подал жалобу на решение суда, который оправдал девушку.