Вырубить дерево, чтобы посадить полтора
Первую волну возмущения части собравшихся вызвали слова представителя администрации о том, что за месяц с момента объявления о проведении общественных слушаний, никаких предложений от жителей села не поступило. Одни кричали с мест, что организаторы вместо положенных двух месяцев известили о намечающихся слушаниях только за один месяц, другие говорили о том, что не было указано куда подавать заявления и предложения, третьи доказывали, что свои предложения в администрацию приносили.
— Я лично подавала заявление в 118 кабинет, — громко напомнила активистка Елена Съедина. — Но почему-то его не огласили здесь. Вы сказали, что заявлений не было! Мы считаем, что необходимо перенести слушания и дать людям возможность подготовиться.
Диалога не получалось. То и дело жители переходили на повышенные тона. Представители администрации и ООО «Лира» пытались не обращать внимания на эмоциональные всплески и продемонстрировать собравшимся схему элитного «Соснового бора». Она такая же какой была год назад: на 39 гектарах соснового леса коттеджи, дороги, коммуникации, частный детский сад на 80 мест, магазин, спортивный центр и прочие инфраструктурные объекты. От самого леса, судя по плану, остаётся лишь узкая полоса, которая будет защищать микрорайон от ветров с водоёма.
Сельчане в очередной раз пытались взывать к чувствам чиновников и предпринимателей, напомнив, что лес важен как память о погибших там во время Великой Отечественной сотнях солдат, чьи останки до их пор находятся в лесу. И что год назад власти уже обещали не строить забор вокруг леса и обеспечить свободный доступ к воде, но ничего этого не произошло.
— Территория будет доступна для граждан в любом случае. Кроме садика — там будет прибрежная и рекреационная зоны. Все жители будут иметь возможность доступа. В отношении забора… Дело в том, что по пожарам даже если взять.. Сегодня горит в одном месте свалка, и мы не можем её потушить, а что такое хвойный лес, вы сами знаете… — сбивчиво объяснял замглавы Белгородского района Руслан Терещенко и неожиданно выдал, что о вырубке леса речи нет. — Вырубать лес незаконно мы не позволим никому. Мы уже один раз оштрафовали, и, если идут незаконно какие-то процессы по вырубке леса, мы за это будем штрафовать.
По его словам, одно из условий проекта — посадить как минимум в полтора раза больше того, что будет изъято. Он не пояснил, где и когда планируется посадить новые деревья. Заверив, что озеленению района будет уделено пристальное внимание, он призвал действовать по закону.
— Объясните, какая необходимость вырубать лес, когда напротив пляжа «Изумрудный» большущая территория заброшенная, отличный подъезд? — в очередной раз задал наболевший вопрос житель Нижнего Ольшанца Анатолий Молоков. Никто из президиума ответить на него не смог.
О чём молчат сосны
Конфликт вокруг леса в Нижнем Ольщанце начался почти три года назад. 10 сентября 2012 года глава администрации Белгородского района (в то время Андрей Савченко) издал распоряжение, суть которого в том, что после рассмотрения письма ООО «СтинВест» он поручил согласовать перевод лесного участка площадью 39 гектаров из категории земель сельхозназначения в категорию земель населённых пунктов. А через полгода, в апреле 2013 года, эта компания неожиданно оказалась победителем торгов, получив право заключения договора аренды сроком на пять лет. По данным базы Kartoteka.ru, учредителем ООО «СтинВест» значится Ксения Бобрицкая.
Цена вопроса — 1,218 миллионов рублей за 39 гектаров леса, или всего по 312 рублей за сотку. Затем лес размежевали и ООО «СтинВест» в лице гендиректора Бориса Деденева передало права и обязанности по договору аренды ООО «Авангард» в лице… гендиректора Бориса Деденева. Он же, если не его полный тёзка, называется помощником гендиректора ООО «Управляющая компания «Приосколье».
Тогдашний глава администрации Белгородского района Юрий Галдун распорядился передать участок «Авангарду» в собственность. Застройщик разделил гектары и работа закипела: лесные просеки расширились до полноценных дорог, появились обширные вырубленные участки, а самые быстрые успели возвести стены будущих домов. В Интернете запустили рекламный ролик будущего элитного посёлка «Сосновый бор».
После того как жители подняли шум вокруг вырубки леса, стали писать в прокуратуру, депутатам и президенту, проводить сходы и пикеты, Генеральная прокуратура летом 2014 года начала проверку. А 27 августа 2014 года ООО «Авангард» было ликвидировано. Ликвидатором выступил Борис Деденев. И «на сцене» появилось ООО «Лира». Поисковик Kartoteka.ru упорно связывает имя Бориса Деденева и с этой компанией, и проверка по коду ОГРН выдает, что директором ООО «Лира» является опять же Борис Деденев. Компания зарегистрирована в декабре 2002 года и в соответствии с данными Росстата, занимается строительными работами и оптовой торговлей лесоматериалами.
«Деревянными» за деревья
Иск в защиту ольшанского леса рассматривался в белгородских судах. Все они признавали вынесенные постановления не противоречащими закону. Верховный суд встал на сторону сельчан и 11 февраля 2015 года вынес решение о признании недействительным распоряжения правительства области «Об изменении категории земельного участка в Белгородском районе», которое губернатор Евгений Савченко подписал 17 декабря 2012 года. Теперь всё строительство там должно быть прекращено, а вырубленные участки вновь засажены соснами.
Но не всё так просто. Участки в «Сосновом бору» уже проданы, хотя возможно и не все, и скорее всего не по 312 рублей за сотку. К примеру, в соседнем элитном посёлке «Изумрудный» продаётся двухэтажный коттедж за 11,7 миллионов рублей. Есть сведения, что и в «Сосновом бору» «голые» участки уходили по 5 миллионов рублей.
Похоже, районная администрация твёрдо намерена довести начатое до конца и построить посёлок на месте леса.
— Давайте действовать по закону, — призвал в ходе общественных слушаний Руслан Терещенко, — проведём публичные слушания, примем определённое решение и будем им руководствоваться.
— Вы в курсе, что 11 февраля 2015 года Верховный суд признал незаконным постановление правительства области от 2012 года о переводе земельного участка из категории земель сельхозугодий в земли населённых пунктов? Что оно признано незаконным и не имеющим юридической силы? — спросил застройщика адвокат Евгений Плешков, представляющий интересы защитников леса. — С юридической точки зрения наступает двусторонняя реституция и земли возвращаются обратно в категорию земель сельхозназначения. Теперь получается, что участка под застройку нет. Вы игнорируете это решение Верховного суда? Если не игнорируете, тогда на каком основании проводятся эти слушания, если нет объекта?
— Мы сегодня обсуждаем не это решение, оно оспорено, вопросов нет, — ответил Руслан Терещенко. — Юридически этот земельный участок как был муниципальным, так и остался. Мы обсуждаем сегодня процесс изменения правил землепользования и застройки — первичные документы, которые лежат в основе всех планировочных решений. По сути дела внесение в генплан изменений.
По словам Евгения Плешкова, прежде чем обсуждать планы застройки «Соснового бора», нужно чтобы было принято новое постановление за подписью губернатора, а пока его нет, бессмысленно предлагать и проекты.
— Вы знаете о том, что там начато уже строительство, и что вы будете делать с этими домами: брать к себе на баланс, сносить или достраивать? — спросила Елена Съедина представителя застройщиков. Он откровенно признался, что не готов ответить на этот вопрос и предложил перейти к голосованию.
Чтобы выяснить количество «за» и «против» голосовать пришлось несколько раз. В итоге решили, что каждый присутствующий напишет своё мнение на листе регистрации напротив своей фамилии. Когда голосование закончилось, секретарь отнесла списки в кабинет замглавы. По данным активистов «за» новый жилмассив проголосовали 12 человек, «против» — 28, воздержались двое. Однако официально данные голосования так и не огласили. В связи с этим защитники ольшанского леса подали жалобу в прокуратуру.
Евгений Плешков рассказал, что как только активисты получат на руки это решение суда, они потребуют от Белгородского областного суда выдать исполнительный лист, на основании которого приставам придётся вернуть всё обратно.