Квест-бизнес. Как пройти все препятствия и остаться с прибылью в тёмное для экономики время

Зачем квест-комнаты нужно обязательно посещать перед свадьбой, для чего гостям надевают мешки на голову, почему мир будущего станет одной большой игрой, и как бизнесмены отучают молодёжь от алкоголя.

Квест-бизнес. Как пройти все препятствия и остаться с прибылью в тёмное для экономики время

Квесты как бизнес пришли в Белгород около полугода назад. Молодые бизнесмены стали активно осваивать новое направление — организацию игр с приключениями для взрослых. Эксперты говорят о социальной стороне квестов, осторожно отказывая им в праве называться бизнесом, а организаторы квестов полны оптимизма. Вместе с предпринимателями мы искали «подводные камни» и катализаторы их проектов.

Владлен Левин — один из организаторов компании Esсape, которая открыла первую в Белгороде квест-комнату. Это произошло в октябре 2014 года, когда ребята собрали команду и оформили квест «Бункер». В маршруте причудливо сплели идею советского бункера, элементы миров «Сталкера» и постапокалиптичной игры Fallout.

— Мы открывали то, что нам самим нравится, ещё не зная, будет ли это дело развиваться и какая реакция будет у людей.

Квест запускали шесть человек, каждый из которых нашёл свой участок работы. Среди них были те, кто занимался администрированием, продвижением, программированием, определением тематики квестов.

По словам Владлена, сумма первоначальных вложений на открытие одной комнаты составила около 400 тысяч рублей. Расходы на рекламу также частично вошли в эту сумму. Ещё до открытия ребята завели группу во «ВКонтакте», где объясняли идею квеста, проводили конкурсы и опросы, чтобы выяснить, какие комнаты впоследствии хотели бы посещать люди.

— Мы для начала взяли аудиторию, которая уже участвовала в живых квестах, ролевых играх, ролевом моделировании. Мы и сами организацией этих мероприятий занимались с 2006 года. Эти люди знали примерно, что будет происходить, им было понятно.

ПОДСКАЗКАКвест «Камера 59/11». Фото организаторов квест-проекта «НЕРЕАЛЬНОСТЬ»

На продвижение идеи квеста работали специальные визитки, буклеты, листовки, спонсорство мероприятий. Сайт проекта тоже воплотили таким образом, чтобы можно было максимально просто зарегистрироваться и сделать автоматизированный заказ. Бесплатные и платные виды рекламы также привлекаются.

Место искали, ориентируясь на «дешевизну и приличность входа». Нашли интересное разноуровневое помещение с отдельным входом. Аренда «съедает» 28 тысяч рублей в месяц. Проходимость двух ныне существующих комнат — восемь команд в день.

Левин с оптимизмом смотрит в будущее их общего проекта.

— Теперь мы думаем, это будет развиваться. Да, аудитория квестов исчерпаема, но на месте старых комнат можно открывать новые. Мы, например, хотим открыть шесть комнат с их возможной последующей заменой. Также мы будем работать в направлении продажи франшиз. У нас уже купили франшизу в Воронеже, собираются покупать в Орле.

Свой оптимизм он подкрепляет мнением известного актёра и создателя концепции «Самоосвобождающейся игры» Вадима Демчога, который считает, что мир будущего будет устроен как игра и геймеризация всего непременно начнёт происходить.

— Мы видим себя лидерами на нашем рынке в настоящем и будущем. А об успешности этого бизнеса можно судить по тому, что после нас открылись уже восемь компаний. Это говорит об очень хороших параметрах подобного бизнеса, — рассуждает Владлен.

Глеб Шевченко — один из организаторов «Инстинкт-проекта». Идея запуска нового бизнеса пришла, когда они побывали в квест-комнате в Москве.

— Мы поняли, что на самом деле этим очень интересно заниматься. Как говорят, если ты делаешь то, что любишь, ты не будешь работать ни одного дня. Это как раз тот вариант. Люди выходят на эмоциях, благодарят.

Квест «Камера 59/11». Фото организаторов квест-проекта «НЕРЕАЛЬНОСТЬ»

Глеб говорит, что этот бизнес может приносить неплохую прибыль, если сделать качественную комнату. Хотя и первоначальные вложения тоже немалые.

— Мы рассчитывали сначала, что вложим тысяч пятьдесят, а уже на оформление трёх комнат пришлось потратить около миллиона рублей. Но иначе, если делать абы как, такое дело не выживет.

Первую комнату «Пила» ребята, воодушевившись столичным проектом, полностью придумали сами: какие должны быть загадки, оборудование. Позже набрали в штат людей, которые пишут сценарии других игр и занимаются продвижением проекта. Также в штате есть операторы — это такие «смотрители», которые встречают гостей, объясняют им правила, смотрят за прохождением и, в случае необходимости, подсказывают.

— Мы постоянно совершенствуем комнаты и правила. Людей переодеваем в костюмы, надеваем мешки на головы, чтобы они ощутили себя как в триллере. Наши посетители говорят, что у нас самая атмосферная комната.Глеб рассказывает, что пока по доходности их бизнес можно отнести к малому, но есть перспектива перейти в разряд среднего.

Глеб рассказывает, что пока по доходности их бизнес можно отнести к малому, но есть перспектива перейти в разряд среднего.

Квест-комнаты требуют особой обстановки и, по словам Шевченко, поэтому желательно арендовать подвальные помещения.

— Но сейчас сложно найти такие. Они становятся востребованными именно потому, что стал быстро развиваться этот вид бизнеса. В Белгороде уже 9–10 компаний занимаются этим, — объясняет Глеб.

Он вспоминает, что при запуске проекта они просто пригласили на игру всех своих друзей и знакомых, а те уже стали рассказывать об этой игре своим знакомым.

— Пока у нас работает «сарафанное радио». Но в связи с планируемым открытием ещё двух комнат мы вскоре запускаем полномасштабную рекламную кампанию. Это вложение, считаю, будет оправданным.


Алексей и Мария Мамины вместе с ещё одной семейной парой Артёмом и Марией Черных занимаются проектом «I Quest Club». Они захотели открыть свой квест после того, как подобные комнаты начали открываться в Белгороде.

— Этим многие загораются. Кажется, что игра, интересно будет, а как доходит до бизнеса, отпадают, — рассуждает Мария.

Ребята уже имели опыт организации подобных мероприятий: Алексей писал сценарии для ночных игр, проходивших в городе. «Тут идея та же, только масштаб иной», — поясняет он.

В декабре организаторы проекта сняли помещение без ремонта.

— Оно нам сразу показалось интересным. Все хотят для квестов подвалы, а у нас большой зал и дальше идёт разделение на два уровня.

170 квадратных метра обходятся молодым бизнесменам в 30 тысяч рублей.

Комната называется «Темнота». Её идею позаимствовали в московском квесте, но маршрут и виды препятствий разрабатывали самостоятельно. В игре принимают участие два человека. Один из них должен пройти маршрут в полной темноте, а другой руководит им, находясь за монитором.

Ребята говорят, что самые большие расходы пошли на ремонт помещения. Всё остальное они попытались сделать с минимальными затратами.

— По оборудованию определили задачу, искали необходимое через друзей и знакомых. Сумма первоначальных вложений — примерно 200 тысяч рублей. Но мы старались экономить. К нам приходили знакомые электрики, плиточники, мы выискивали материалы, которые продавались со скидками.

Квест «Silent Hill». Фото организаторов квест-проекта «НЕРЕАЛЬНОСТЬ»

Алексей и Мария говорят, что их комната уникальна:

— У нас не только драйв люди получают. Опыт других квест-комнат не обязательно пригодится здесь. Прохождение нашего маршрута чем-то похоже на психологический тренинг. Мы даже смеёмся, что к нам полезно было бы приходить парам, которые собираются пожениться. Здесь выявляется степень взаимосвязи, сотрудничества. Иногда пара проходит квест, а мы удивляемся, как они вместе могут быть. А порой, наоборот, восторгаемся, какой это союз крепкий. И ещё считаем, что прохождение маршрута способствует самореализации. Герои у нас постоянно задействованы на 100 процентов. Они живут там. И чем больше они будут одним целым, тем быстрее они достигнут финиша.

Относительно перспективности этого бизнеса его организаторы ещё определяются, пытаются понять, сможет ли это дело вырасти.

Пока основным направлением рекламы для них являются соцсети и «сарафанное радио».

— По «сарафанному радио» приходят до 60 процентов посетителей. Но мы сталкиваемся с тем, что людям сложно понять идею квеста, трудно донести до них, зачем им это нужно. Ещё мы запускаем какие-то новые ходы: делаем скидки студентам, именинникам, тем, у кого годовщина свадьбы.

Мамины говорят, что не боятся конкуренции, потому что при нынешнем уровне развития квестов в городе может быть только «конкуренция на фоне сотрудничества».

— Все комнаты отличаются друг от друга, а люди, посещая их, узнают саму идею квеста.

Алексей и Мария рассказали одну забавную историю из своего опыта наблюдения за игроками.

— Больше всего нам запомнились на маршруте военные. Они кардинально отличались от всех бесстрашием и чётким выполнением команд напарника, очень слаженно проходили. Пришли полковник и старший лейтенант. Сначала полковник был ведущим, вёл лейтенанта через монитор. И он отдавал короткие точные команды в духе: «Три шага налево, шаг направо». А потом они поменялись. И лейтенант уже был главным и должен был вести полковника, эти два этапа очень отличались. Лейтенант так осторожно полковнику говорил, называя его по имени, отчеству: «Повернитесь, пожалуйста».

Член Общественного совета при уполномоченном по защите прав предпринимателей Игорь Гладков считает, что квест-комнаты по специальному классификатору не относятся ни к малому, ни даже к микро-бизнесу.

Игорь Гладков, фото из личного архива

— Стоит чему-то новому появиться в Белгороде, начинается волна. Так было с частными магазинами, кофейнями, теперь наступила очередь квест-комнат. Но, в любом случае, выживут сильнейшие, на рынке останутся единицы, — прогнозирует Гладков.

По его мнению, в нашем городе ещё только осваивается культура посещения подобных заведений. Выходные многие предпочитают проводить привычным образом: гуляя с друзьями, выезжая на шашлыки. К тому же, в городе не так много молодёжи.

— Всё модное быстро устаревает. Какое-то время назад, как грибы, росли пейнтбольные клубы, но там затраты минимальные, и всё равно их осталось совсем мало. А в случае с квестами необходимо платить аренду вне зависимости от количества посетителей, — отмечает наш эксперт.

Он объясняет, что любой бизнес должен выходить на окупаемость, а здесь это сделать проблематично.

— Девочки и мальчики, которые открывают квест-комнаты, реализуют свои фантазии. Это очень интересно, но это не бизнес. Я считаю, что этих людей нужно отнести к самозанятым и освободить от уплаты налогов. Квесты могли бы стать формой социального бизнеса, и им могли бы ещё доплачивать, например, помощь оказывали бы какие-то корпорации. Те, кто открывает эти комнаты, за счёт своего энтузиазма привлекают и развлекают молодёжь, которая вместо выпивки и курения выбирает квест. Это благое дело, — заключает Гладков.

Клинический психолог, магистр психологии Мария Киреева рассказала нашему изданию о плюсах и минусах квестов как вида развлечения.

— Если рассматривать квесты, то можно найти множество положительных моментов: они развивают логику, интуицию, мышление, внимательность, коммуникабельность. В таком виде активности можно проявить свои скрытые возможности или желания. В квест-заданиях можно проиграть определённую роль и сюжет, выйти героем или завоевателем, преодолеть свои страхи.

Однако, рассмотрим другую сторону медали. Человек в погоне за эмоциями порой соглашается на довольно жёсткие задания. В процессе их решения в кровь выделяется эндорфин — гормон счастья. Это подталкивает человека к тому, чтобы получить очередную «дозу счастья». По статистике, больший процент участников квестов состоит из «офисного планктона», которым надоедает однообразная ежедневная работа в офисе и которые хотят больше эмоций. Однако, не все играющие могут оценить состояние своего здоровья. Людям со слабой психикой, с определёнными особенностями характера (с так называемыми акцентуациями), нарушениями сердечно-сосудистой системы, фобиями довольно опасно принимать участие в жёстких квестах. Некоторые задания могут влиять на деятельность нервной системы. Человек пребывает в возбуждённом состоянии, что может спровоцировать обострение определённых заболеваний или нежелательные действия. Поэтому в погоне за популярным развлечением и новыми эмоциями нужно хорошо оценивать физическое и психическое состояние.

Справка «Фонаря»

Всего в Белгороде редакция «Фонаря» насчитала десять компаний, занимающихся организацией квест-комнат. Ценовая политика в них разная. Даже в одну комнату можно сходить за разную плату в зависимости от времени посещения. Вечером, в выходные и праздничные дни развлечение стоит дороже.

Мы сделали обзор цен для квестоманов:

Компания

Комната

Стоимость в рублях

Контакты

Escape

«Палата № 8»

600–1500

ул. Льва Толстого, 47

+7 (915) 524-12-79

«Бункер»

600–1500

«Ограбление банка»

700–1500

I Quest.club

«Темнота»

700–1500

ул. Лермонтова, 47а

+7 (919) 288-15-77

«Грань»

se7en

1000–1200

ул. Лермонтова, 9а

+7 (906) 608-74-21

«Нереальность»

«Камера 59/11»

900–1500

Гражданский пр-т, 8

+7 (951) 765-20-20

«Сайлент хилл»

900–1500

«Выход»

«Ограбление коллекционера»

1000–2000

пр-т Богдана Хмельницкого, 137т

+7 (910) 030-45-36

«Инстинкт-проект»

«Пила»

900–1500

Гражданский пр-т, 8

+7 (980) 371-04-09

«ВАМ Кома»

«ВАМ Кома» (квест-перформанс)

2000–3000

пр-т Славы, 43

+7 (952) 427-88-88

«Выход есть!»

«Выход есть!»

1000–1100

ул. Студенческая, 28

+7 (904) 081-07-26

UnLock

«Пила»

700–1200

ул. Лермонтова, 9а

+7 (920) 556-65-58

«След»

«Гараж»

700–1200

ул. Садовая, 45б

+7 (920) 204-44-46

P. S. А в нашей группе во «ВКонтакте» в тему квестов отличный конкурс.


Вероника Малова
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter.
comments powered by HyperComments

Похожие новости

CityQuest и «Фонарь» начинают проект «Квесты в жизни»

CityQuest и «Фонарь» начинают проект «Квесты в жизни»

«Интеллектуальное приключение». Создатели квест-проекта — о страшилках, корпоративах и детях

«Интеллектуальное приключение». Создатели квест-проекта — о страшилках, корпоративах и детях

Квесты в жизни. Служба по контракту

Квесты в жизни. Служба по контракту

Квесты в жизни. Как найти работу в кризис

Квесты в жизни. Как найти работу в кризис

Лабиринты фантазии. Зачем белгородцам играть в «Морфеус-игры»?

Лабиринты фантазии. Зачем белгородцам играть в «Морфеус-игры»?

«Что за трек-2». Команда квест-проектов CITYQUEST [шестой выпуск]

«Что за трек-2». Команда квест-проектов CITYQUEST [шестой выпуск]