В декабре 2015 года в Белгороде открылось новое пристанище для любителей квест-комнат — компания CityQuest презентовала комнату «Ограбление банка: дело на миллион доллларов» (хотя комнатой её сложно назвать, ведь «СитиКвест» предлагает квесты, в которых приходится бродить по нескольким помещениям, что отличает их от ряда других квест-компаний). В пятницу, 5 февраля, компания запустит второй квест под названием «Тайны старого театра: от гримёрки до сцены» (кстати, бронировать места уже можно тут). Организаторы проекта Александра Рулёва, Вадим Задорожный и управляющая Мария Аксёнова рассказали, как создаются интеллектуальные развлечения и кому они могут быть полезны.
Олеся Шкреба — Чем для вас самих являются квесты?
Александра Рулёва — Квест — это интеллектуальное приключение. Эрудиции от походов в квесты не добавится, но это очень хорошая разминка для мозга. Тренажёрный зал для мозгов!
Мария Аксёнова — Это настоящие живые эмоции. Когда один день похож на другой, поход в квест может разбавить будни таким приключением. Люди после квеста выходят и говорят: «Как, только час прошёл? Мы прожили за этот час целую жизнь! Стали настоящими грабителями!».
А. Р. — А некоторым, наоборот, кажется, что всё пронеслось за одно мгновение. Чувство времени теряется, потому что люди уходят в другую реальность.
М. А. — Квест — это хороший вариант для руководителей, чтобы посмотреть на подчинённых, как они действуют в разных ситуациях. К нам приходил один коллектив играть, и руководитель поставила перед собой задачу понаблюдать за своими сотрудниками: кто проявляет лидерские качества, а кто сдаётся и в какой момент. Команда нашла деньги, и руководитель рассыпала их, чтобы посмотреть, как в её коллективе реагируют на большую кучу денег. Кто их собирает — тот, стало быть, будет к ним рваться и в жизни. Так что квест может помочь в процессе познания личности. Игровые моменты проецируются на жизнь.
М. А. — После семейных походов в квест-комнату родители начинают лучше присматриваться к своим детям. Дети часто дают неплохие идеи, а родители привыкли говорить: «Ты ещё маленький, твои идеи даже рассматриваться не будут». А ведь дети предлагают дельные вещи. И потом родители понимают, что надо прислушиваться к своим малышам.
О. Ш. — Как пишутся сценарии для квест-комнат?
Вадим Задорожный — Сценарии квестов создаются совершенно по-разному. Где-то есть коллектив равноправных авторов, где-то есть определённые лидеры, которые всё всем говорят, где-то создателем является один человек. У нас сценарии уже существующих квестов, которые реализованы в Москве и других городах, но мы их улучшаем и оптимизируем под наши реалии. Сценарий пишется так же, как, например, сценарий КВН — тут нет жёстких правил.
А. Р. — Какие-то идеи рождаются в процессе. Мы начинаем с одного сценария, а в процессе он меняется до неузнаваемости.
В. З. — Совершенно верно. С бумаги и до воплощения квеста сценарий перерабатывается очень существенно.
А. Р. — А когда начинаются тесты, мы ещё подгоняем всё под психологию игроков. Мы видим, как люди реагируют на загадки, и подстраиваем их так, чтобы это всё было правильно и воспринималось легко в течение всей игры.
О. Ш. — Как вы оцениваете специфику других белгородских квест-комнат?
А. Р. — Насколько нам известно, первые местные квесты создавались за очень небольшие деньги в небольших помещениях, как правило с одной комнаткой. Основой их были «ключики-замочки». Часто посетители жаловались на отсутствие свежего воздуха, пыль, иногда грязь или даже на мелкие ранения от гвоздей, камней и других острых предметов. Но это не значит, что белгородские квесты отстают от квестов в других, более крупных городах. Многие создатели сами даже не бывали в классных квестах (их просто не было поблизости), но очень хотели создать что-то своё. Так сложился пласт квест-комнат, если можно выразиться, «эконом-варианта». В Москве же квесты сразу стали многокомнатыми, большими по площади, а бюджет их создания начинался от 1 миллиона рублей и мог доходить до небес. Сегодня и в Белгороде квест-комнаты становятся интереснее, красочнее и технологичнее. Откровенно неудачные проекты закрываются, появляются новые классные игроки.
В. З. — В Белгороде высокая доля квестов-ужастиков. Наши первые три квеста — это точно не ужастики. Четвёртый будет страшилкой. Но страшилка страшилке рознь. Лично мне не нравятся откровенные «пугалки», когда кто-то просто выпрыгивает из-за угла, стучится в дверь или хватает за ногу. Самая классная страшилка — когда атмосфера создаётся настолько ужасающая, что кажется, будто здесь кто-то есть, что-то произойдёт, сквозь стену кто-то зайдёт. Но на самом деле необязательно появление живых актёров или каких-то откровенно пугающих предметов или звуков. В квестах, как и в кино, есть примеры отличных психологических триллеров, а есть примеры откровенных «пугалок». Можно в любом направлении развиваться. В Белгороде раскрывается тема хорроров — этакие прямые «пугалки».
А. Р. — Мы сделали первые три квеста нестрашными. Наша первая комната — «Ограбление банка». Квест достаточно драйвовый, но страшным его нельзя назвать. В Белгороде многие вообще ни разу не были в квесте и только собираются, а мы как раз решили дать нашим гостям уверенность, что у нас, среди прочего, всё чисто, безопасно, и люди любого статуса и возраста могут к нам прийти, и с ними ничего не случится. «Ограбление банка» — это классический сюжет, который нравится опытным квестерам и идеален для новичков.
М. А. — Сюжет ясен. Ты понимаешь, что нужно делать, какую задачу выполнять. Это не игра ради игры, а игра с конкретным результатом, с развитием движения, с постоянным движением вперёд. Сюжет развивается поступательно — так, как это было бы в жизни.
О. Ш. — Вы создали в городе проект с квестами нового уровня, красивым уютным помещением, совершенно иным уровнем технологичности. Почему решили идти другим путём, а не по уже накатанным схемам?
В. З. — Мы сейчас живём в Москве, в Белгороде бываем наездами. Мы хотели сделать такие же классные квесты, как и те, в которые мы сами ходим в Москве.
А. Р. — Мы сделали большую гостевую зону, потому что подумали, что квесты — это не только классная игра. Здесь можно устроить отличный корпоратив, прийти с коллегами, поиграть. Не поиграть и сразу уйти, а ещё и время после игры провести — поделиться впечатлениями, поесть тортик, вообще устроить целую тематическую вечеринку! Я вообще очень люблю лофты, раньше много работала с такими пространствами. В Москве сейчас очень популярно развитие старых заводов, их превращают в новые пространства. Эти помещения, которые раньше никому не были нужны, забирает молодёжь и делает из них невероятные проекты — с площадками для открытых семинаров, образовательных программ. Там занимаются творчеством, располагаются редакции. Журнал Seasons арендовал двухуровневое помещение в заводе «Флакон», и у них там и редакция, и пространство для студии, квартирников, концертов. Мне эта культура очень близка, и мы хотели в уменьшенном варианте сделать это у нас.
М. А. — У нас можно полноценно и интересно отметить день рождения. Гостевая зона закрывается, и никто не потревожит празднующую компанию. У нас тут может комфортно разместиться компания до 20 человек — есть даже пространство для танцпола. Компания делится на команды, по очереди проходят квест-комнаты, а последнюю команду мы выводим на экран в гостевой зоне. И это дополнительные мега-эмоции для ребят, которые остаются вне комнаты. Это прекрасная возможность немножко позлорадствовать над друзьями, когда ты уже там побывал, уже знаешь, как надо проходить. И ты слышишь, что они там говорят, и это вызывает очень много эмоций.
О. Ш. — На сайте указано, что ваши квесты можно адаптировать для детей 9–14 лет. Часто приходят малыши?
М. А. — У нас часто устраивают детские дни рождения. Тогда в комнату идёт, например, команда из четверых детей и одного папы. Когда сложно — папа помогает. А иногда родители не успевают за детьми! Пока старший анализирует, дети уже всё додумали и сообразили, куда дальше двигаться.
О. Ш. — Нужна какая-то особая подготовка, чтобы легко справляться с заданиями?
А. Р. — К квестам не нужно специально готовиться. Любой человек, никогда не игравший, может прийти и справиться с квестом. Не нужно иметь какую-то учёную степень, чтобы пройти квест. Все справляются. Кому-то даётся легче, кому-то немножко сложнее, но все это делают.
В. З. — У квестов есть аналогия с принципами игры «Что? Где? Когда?». Здесь задаются вопросы не на энциклопедические знания, а на логику. Заранее ответа не знаешь, просто сопоставляешь факты и приходишь к правильному ответу.
О. Ш. — А вы сами как готовились к открытию? Сами делали все технические примочки, программировали устройства?
В. З. — Мы искали здешних умельцев. Они сами не знают, что они специалисты в этой сфере. Это просто рукастые люди. Есть рукастые люди, которые работают с деревом, с механикой, ещё с чем-то. Каждая штука уникальна, её нельзя купить в магазине. Есть рукастые электронщики, которые собирают нечто, существующее в единственном экземпляре. Мы идём по пути создания, а не приобретения у компаний отдельных устройств.
Редакция «Фонаря» и компания CityQuest приглашают читателей познакомиться с культурой квест-комнат. Станьте грабителями, пройдя квест «Ограбление банка: дело на миллион долларов», или почувствуйте вдохновение, окунувшись в мир «Тайн старого театра». Забронировать дату и время квеста можно на сайте компании.
На правах рекламы