В субботу, 4 июля, организаторы устроили «день туриста», когда все желающие могли приехать и всего за 50 рублей посмотреть на то, как энтузиасты в 30-градусную жару добровольно ходят в кольчуге и готовят обед на костре.
Добраться до фестиваля можно было несколькими способами: приехать личным транспортом, доехать на автобусе до Шебекина и потом прогуляться пешком или попросить лодочника перевезти через речку от города до Заячьего луга, где проходил фестиваль.
— Мы так романтично плыли на лодочке, а целоваться было не с кем... — сокрушались некоторые зрительницы.
Перед входом на территорию фестиваля раскинулась широкая ярмарка, где торговали сувенирами, обережными куклами, деревянными мечами, кожаными блокнотами и прочими тематическим вещами.
— Кукла-берегиня стояла раньше в каждом доме, чуть выше входа. Хозяйка дома с ней строго договаривалась, что кукла — только лишь помощница, а не глава. И тогда кукла «работала», отгоняя злых духов и оберегая дом от сглаза, — рассказывала покупателям мастерица, которая изготавливает и продаёт кукол.
Ради вашей же безопасности
Поле, на котором проходил фестиваль, организаторы огородили деревянным частоколом, выстроив рубежную крепость с небольшими смотровыми башнями. Её сразу облюбовали дети и родители: малыши взбирались по лестницам наверх и созерцали фестиваль с высоты, а папы и мамы отдыхали в тени. Однако один из организаторов в рупор громко отгонял зрителей:
— Отойдите от ворот! Отойдите от крепости! Ради вашей же безопасности! Проявите немного уважения к воинам!
Гремя мечами и щитами, реконструкторы выстроились с двух сторон крепости. Начался штурм. Около 15 минут воины били друг друга мечами по шлемам, громогласно вопили и пытались захватить крепость.
А в обычной жизни — электрик
В это время недалеко от крепости разгуливал хозяин рабыни, предлагавший всем фотосессию и прогулку с волкодавом. В роли волкодава был щенок породы «самоед» (в миру — арктический шпиц). На рабыне — деревянные кандалы, на которых красовалась надпись «Не страдания ради, а удовольствия для».
— Я занимаюсь исторической реконструкцией около семи лет. Занимаюсь Черниговским княжеством, потому что раньше Курск входил в его состав, — поделился курянин Пётр Голиков, постоянный участник «Белого города». — Начинал я с реконструкции XIII века, которая представлена сегодня здесь. Мы занимаемся археологией, ездим на раскопки, по итогам которых воссоздаем исторические костюмы, быт славян.
— Каждый день на фестивале складывается так: просыпается командование, строит дружину, раздаёт задания — женщины занимаются приготовлением пищи, мужчины идут на рыбалку. Перед этим проводим уборку территории после вечернего пира. Сейчас мы увлеклись воссозданием рыболовных снастей, которыми пользовались наши предки, делаем их из костей, из рогов. В течение дня ходим друг к другу в гости. Мы занимаемся этим для того, чтобы понимать, как жили наши предки, что им приходилось проходить. Приезжая сюда, мы забываем обо всех современных вещах, даже посудой пользуемся преимущественно глиняной. А в обычной жизни я электрик, делаю так, чтобы поезда ходили!
Драка + фото
Для туристов на фестивале устроили много разнообразных развлечений — от народных игр до распития медовухи. Приятно озвучивали всё действо музыканты из группы Spiritual Seasons. На территории расположились несколько таверн: окрошку продавали по 80 рублей, 100 граммов шашлыка — по 120, куриный стейк приравняли к литру медовухи и продавали по 250 рублей. Реконструкторы рассказывали о своих костюмах и даже иногда разрешали примерить шлемы и давали сфотографироваться со щитами.
Около одного шатра мощный воин «взвешивал» мальчишек, поднимая их в воздух.
— Ну, килограммов 30 весишь... И столько же — воинское облачение. Надеваешь вот это всё и идёшь бороться! — серьёзно рассказывал он ребятам.
На одном из деревьев на тетрадном листочке красовалось объявление «Драка + фото». На двоих человек надевали шлемы, давали щиты и мечи и фотографировали их малопрофессиональный бой.
— «День туриста» для того и создан, чтобы люди могли вдохновиться исторической реконструкцией и присоединиться к нам, — размышляет Пётр Голиков.
Точкой повышенного зрительского интереса стал полигон для стрельбы из лука. Лучники и их жёны учили мирян обращаться с луком и хвалили за каждое успешное попадание в доску с мишенью. Попасть в саму мишень удалось лишь нескольким «стрелкам».
— Лучник в каждой религии — это полумистическое существо. Мне нравится то, что я могу стрелять без прицела. У каждого из нас в генах где-то был лучник. Я растягиваюсь, смотрю на мишень и просто хочу в неё попасть. Получается — тогда понимаю, что у меня голова и тело сработаны хорошо. И я от этого получаю удовольствие! — рассказал лучник Алексей Елисеенко, приехавший на фестиваль из Воронежа.
Бочка девиц
Ближе к вечеру на поле развернулись массовые игры. Игроки поделились на две команды. Цель — посадить игрока из команды соперников в бочку водой, при этом обороняться от противников можно мокрыми тряпками.
— Так раньше с мужьями поступали: не помыл посуду — мокрой тряпкой по хребту! — шутили участницы фестиваля.
Однако бой развернулся нешуточный: девушки ожесточённо оборонялись и категорически не хотели садиться в бочку, поэтому отбивались не только мокрыми тряпками, но и не стеснялись искусать богатыря, который тащил девицу в бочку.
В другой части поля учились метать ножи и копья.
Завершением «дня туриста» стал бугурт: массовая битва воинов-реконструкторов. Конечно, они бились не «стенка на стенку». Был своеобразный спарринг: воины попарно боролись друг с другом. Проводив гостей, реконструкторы предались широкому вечернему пиру.