Белгородцы Светлана Елфимова и Владимир Чуев, активисты регионального отделения Общероссийского народного фронта (ОНФ), рассказали журналистам о своём участии в форуме «За качественную и доступную медицину», прошедшем в начале сентября в Москве.
— На площадке «Доступность и качественность медицинской помощи» мы обсуждали вопросы оптимизации, то есть улучшения здравоохранения. Примерно половина участников дискуссии были сами пациенты. Обозначили много проблем. Например, вопрос стационарного лечения. Сейчас сокращается коечный фонд, и если сокращать круглосуточный фонд, нужно оставлять на прежнем уровне хотя бы дневной — я выступала за это, и моё предложение записали, — поделилась врач-терапевт Светлана Елфимова.
«Но у нас нет денег для этого, и их не добавляют. Также ни в коем случае нельзя убирать акушерские и фельдшерские пункты. В нашей области, если сравнивать с другими российскими регионами, всё ещё относительно благополучно. Но вообще смертность сельского населения на 15 процентов выше городского. Этот вопрос тоже был внесён в резолюцию форума».
— Каждый врач должен принять 650 человек за месяц, а вылечил ли, помог ли он, сохранил ли здоровье — эти вопросы нигде не поднимаются. Мы бы очень хотели, чтобы нам давали зарплату не за цифры.
«Мы хотели бы, чтобы нам платили, и чтобы не приходилось работать по 14–15 часов в день для того, чтобы заработать 17–20 тысяч рублей. Я простой обыкновенный врач, получаю 16 тысяч «грязными», «чистыми» — 13–14 тысяч. Но нужно учесть, что я заслуженный врач России с 47-летним стажем работы, и у меня 30-процентная надбавка».
— Представьте, сколько получают остальные доктора. У нас водитель «скорой помощи» получает 8,7 тысячи рублей. Может он, работая круглосуточно, получать 8,7 тысячи? Медики в сельской местности просто выживают в полном смысле этого слова. Мы поднимали и эти вопросы, но их не включили, больше это нигде не прозвучало.
Врач сказала, что на форуме также поднимали вопрос доступности лекарственных препаратов: «Мы говорили о стоимости лекарств. Приходя в аптеку за необходимым лекарством, ты смотришь на него, разворачиваешься и уходишь, потому что очень высокая цена».
Руководитель «ВладМиВы» Владимир Чуев работал на площадке «Технологическое обеспечение» и озвучил проблемы, связанные с этой темой.
— Сейчас везде идёт речь о том, что необходимо выходить на 90-процентный порог производства отечественных лекарственных препаратов и сдержать рост цен. Чтобы выпустить фармпрепарат, нужна субстанция, а её мы всё равно покупаем за рубежом. Есть масса государственных программ, которые дают отечественным производителям заместить импорт. Но здесь мы сталкиваемся с лоббированием интересов. За 20 лет рынок полностью сформировался под импортные препараты. Аптекам невыгодно продавать дешёвые препараты, они вымываются в аптекарской сетке.
Владимир Чуев обратил внимание, что доступ отечественных производителей к госзакупкам закрывается ещё на стадии формирования заявок.
«Наше предприятие поставляет продукцию в 47 стран мира, мы экспортируем более 30 процентов выпускаемой продукции, а у себя в России я не могу её продать. Мне начинают рассказывать, что моя продукция не очень качественная. А „не очень качественная“ она только по одной причине: она очень дешёвая».
— Врачи тоже получают проценты от услуги. Чем больше мы с вами заплатим, тем больше получит врач. А высокую цену можно обосновать тем, что у меня импортный материал, — он дорогой. И здесь конфликт интересов — врачам невыгодно оказывать дешёвую помощь так же, как и аптекарям. Вот этот круг и замкнулся.