Небольшая очередь в сельском магазине. Женщина с детьми покупает продукты и разговаривает с продавщицей. Рассчитавшись, покупательница собирается уходить, когда продавщица задаёт ей вопрос.
— Так, а вы не на концерт случайно?
— Ты знаешь… У меня дома свой концерт, — уходя, отвечает женщина.
— А что там будет? — спрашиваю продавщицу, когда подходит моя очередь.
— Они там выступают, всё так… профессионально. Только холодно.
В Ржевском сельском доме культуры действительно холодно. И сыро. Снаружи здание клуба похоже на заброшенный завод или склад: трещины в стенах, пожелтевшая облупленная краска, решётки на разваливающихся окнах. Из-под дыр в зелёно-белой штукатурке проглядывают красные кирпичи.
— А ещё дыры в полу и потолке. Когда последний раз дождь был, всё залило, — рассказывает директор Ржевского ДК Ольга Витютнева.
Директором она стала два года назад. До этого всё детство занималась здесь же вокалом.
Сельский клуб был открыт при Ржевском сахарном заводе, который и финансировал всю художественную самодеятельность. После 2009 года о ДК стали постепенно забывать, потому что акции завода выкупили москвичи, которых не слишком заботила местная действительность. Затем пришёл этап долгого упадка предприятия и его окончательное разорение в 2014 году. С тех пор клуб успел побывать на балансе районной администрации, а потом ответственность за него полностью переложили на село.
— Всё оборудование, которое у нас есть, осталось от завода. В селе денег нет. Кружки, которые у нас работают, — бесплатные. Весь реквизит практически из воздуха. Некоторые семьи сами шьют костюмы для выступлений своих детей. Единственное, откуда мы берём деньги, — это продажи билетов на наши концерты.
— Вы обращались в администрацию района за помощью?
— Мы неоднократно озвучивали все проблемы, писали служебные записки, — иногда директор клуба неосознанно начинает говорить как чиновник, хотя сама стала чиновником не так давно. — Они разводят руками, бездействуют. Говорят: «Ждите!», кормят нас «завтраками». Изначально, в 2008 году, нам должны были построить новый культурно-спортивный комплекс. Я сама ездила смотреть этот проект, мы даже уже распределили, где какая комната будет. Затем мне сказали, что проект не утвердил губернатор. И теперь мы ждём, когда начнётся капитальный ремонт.
***
В районной администрации о проблеме знают, но получить ответ на вопрос о конкретных мерах по ремонту ДК у них не получается. На данный момент проект по ремонту проходит согласование, в финале должны определить цену капитального ремонта и за чей счёт его будут делать.
— Да, действительно в этом году у них должен быть ремонт, — комментирует начальник управления культуры, туризма и молодёжной политики Шебекинского района Наталья Мушенко. — Этот клуб у нас идёт в числе приоритетных. Вы же сами видели его состояние...
— Его уже восемь лет обещают отремонтировать.
— Я работаю здесь с 2011 года. Вот на протяжении пяти пяти лет мы тоже просим его отремонтировать. Поймите, это не от нас зависит...
Директор Ржевского дома культуры Ольга Витютнева говорит, что смету им когда-то уже составляли и оценили ремонт в 14 миллионов рублей.
— Этого очень мало, но этих денег хватит по крайней мере крышу и полы сделать. А ещё надо сделать водопровод, канализацию, отопление... У нас туалет на улице.
В администрации подтвердили, что деньги планируют взять у предприятий, которые работают на территории района. Получается, что ремонтировать Ржевский дом культуры будут за счёт местных предпринимателей, и, видимо, на это нужно гораздо больше денег, чем запланированные 14 миллионов. При этом в селе живёт около 3 тысяч человек, а в ДК занимаются около 200 детей.
***
Пока мы разговариваем с Ольгой о судьбе здания, вокруг нас ходят дети, которые пришли готовиться к отчётному концерту. Он проходит раз в год — творческие коллективы клуба готовят для него свои выступления. Несмотря на мрачную обстановку вокруг, местная молодёжь, судя по разговорам на улице, чувствует себя нормально.
— Вы же выступать будете? — интересуюсь у ребят.
— Да, у нас будет экстрим-шоу. Мы брейк-данс танцуем уже четыре года, — докурив, рассказывает Миша. На вид ему лет 18, он здесь самый старший.
— Вам не грустно сюда приходить?
— Не было и дня, чтобы не было грустно. С другой стороны — мы уже привыкли, нам большего и не надо.
— Уже без разницы, куда ходить, лишь бы было куда, — делает вывод кто-то из курилки.
— Это ведь место, где я всему научился, — продолжает Миша. — Мне здесь всё по душе.
Кажется, что дети не замечают трещин и полуразрушенного цоколя. Мы с другим Михаилом стоим в условном зале для занятий брейк-дансом. Условном, потому что о танцах здесь напоминают только старые резиновые маты и пара грязных зеркал на стенах.
Михаил пришёл сюда про просьбе своего друга, который тренирует детей. Сам он сейчас занимается танцами в районном центре, но начинал свой путь в 13 лет именно в Ржевском ДК.
— Что ты почувствовал, когда впервые пришёл сюда?
— Самое яркое впечатление — это встреча с тренером. Почему-то я запомнил именно это.
До концерта осталось уже меньше получаса. Парковка перед зданием заполняется машинами. Люди покупают билеты — вход 100 рублей. Заходя в концертный зал, они не снимают верхнюю одежду — холодно. Ольга Витютнева ходит по холодным коридорам в платье: ей ещё надо переодеться, она участвует в нескольких номерах с разными нарядами.
— Некоторые боятся приходить к нам на новогодний концерт, потому что зимой температура в помещении не поднимается выше трёх градусов. Дети после таких концертов заболевают.
— Если всё так плохо, зачем вы этим занимаетесь?
— Это наша миссия — донести до людей, что культура изначально пошла из села. Если здесь её зарубить — всё. Люди к нам приходят, видят, что работа ведётся, а мы стараемся не унывать и надеемся на лучшее.
— Долго уже надеетесь, восемь лет.
— Долго, да…
***
Саша приехал сюда на велосипеде. У него сегодня день рождения. Ему исполнилось 15. Чёрная куртка ему велика. Паркуя велосипед, он рассказывает, что ему подарили на праздник.
— Новый телефон. Мне его ещё до дня рождения подарили. С мамой ходили выбирать в магазин.
— А зачем ты пришёл сюда?
— На танцы хочу записаться.
— На какие?
— Ну, обычные, не знаю.
— А тебя не смущает, то как выглядит ваш ДК?
— Нет, а что?
***
Отчётный концерт начался, тема — «Год российского кино». На сцене в основном поют, иногда танцуют. Одни и те же люди после исполненного номера бегут переодеваться, чтобы успеть к следующему выступлению. По сюжету, местному режиссёру «бандит» из 90-х заказал сценарий для мюзикла. Творческий парень набирает артистов из выступающих на сцене. Зал заполнен больше чем наполовину, все сидят в верхней одежде. Поговорив с несколькими зрителями, понимаю, что это не родственники выступающих — люди просто регулярно ходят на концерты в ДК. В итоге, для мюзикла «Территория любви или один день из жизни Ржевского сельского клуба» утверждают всех претендентов.
Эксперт «Фонаря»
Кандидат психологических наук, доцент кафедры возрастной и социальной психологии в «БелГУ» Сергей Шкилёв объяснил, почему люди в селе держатся за свой разрушающийся дом культуры.
— В селе другие люди. Они гораздо сильнее привязываются друг к другу в отличие от городских жителей. В селе не так сильно развита цивилизация. Здесь к тебе, в случае беды, через три минуты не приедет «скорая» или полиция, поэтому местные жители привыкают надеяться друг на друга. Почему люди держатся за этот клуб? Я думаю, что у них есть эмоциональная зависимость. Возможно, с этим местом у них связаны сильные эмоциональные переживания. Они приходят туда не ради красивой обстановки — им важно эмоционально зарядиться друг от друга.
— Это возможно, когда вокруг такая безрадостная обстановка?
— Бывают исключения. Человек абстрагируется от окружающей среды, его захватывает эмоциональная составляющая, а то, что рядом крыша может протекать, — это неважно. Важен позитивный заряд. Ведь есть устойчивое мнение, что если в селе закрывается школа, то село умирает. Вот и получается, что школа или сельский клуб — это те самые очаги жизни, которые держат людей. Человек всегда надеется на что-то лучшее, и селяне держатся за этот клуб потому, что понимают — без него будет совсем плохо. Когда человеку некуда приложить свои минимальные усилия, потратить энергию и получить её от окружающих, остается один путь — к бутылке.