В Белгороде на учёте в органах опеки состоят 338 детей-сирот и тех, чьих отца, мать или обоих родителей лишили родительских прав. 75 детей живут в детских домах и интернатах и входят в категорию трудноустраиваемых. Это дети старше семи лет, дети, у которых есть братья и сёстры и их нельзя разлучать, и дети, страдающие различными заболеваниями. По статистике, люди чаще всего хотят усыновлять здоровых младенцев, чуть реже — опять же здоровых детей в возрасте до пяти лет. Совсем редко приёмные родители готовы взять на себя ответственность сразу за двух, а то и трёх приёмных детей. Для того, чтобы изменить ситуацию, в городской администрации придумали проект «Мы ждём вас».
— Сегодня назрела необходимость предпринять меры, которые бы увеличили усилия государства, городских властей и общества на решение проблемы сиротства детей. Мы возлагаем на проект очень большие надежды. Выйдем в народ, расскажем, что есть такая ситуация, — рассказала руководитель управления социальной защиты населения администрации Белгорода Наталья Тимофеева.
Чиновники разделили проект на три этапа. Сначала планируется провести кампанию в СМИ и социальных сетях — людям будут рассказывать о проблемах сиротства и возможностях усыновления. На втором этапе будут проводить собрания коллективов в крупных организациях и рассказывать о сиротах и требованиях к усыновителям уже там. На третьем этапе отберут кандидатов в усыновители и предложат им пройти обучение в школе приёмных родителей «София». Обучение в этой школе обязательное, без него по закону люди не имеют права усыновлять детей.
— Обучение включает теоретические и практические знания, тренинги. Школа даёт не только знание о том, какие особенности у детей того или иного возраста, но и предоставляет возможность узнать особенности своей личности, мотивы и скрытые семейные возможности, — пояснили в соцзащите.
На заключительном этапе сотрудники ведомства помогут родителям собрать документы, чтобы ускорить процесс и взять ребёнка в семью.
— Жизнь у детей, попавших в детские дома, сложная, но это всё равно дети. Поэтому даже если после проекта возьмут одного ребёнка или люди хотя бы задумаются, что есть такие дети, — это тоже будет для нас очень хорошим результатом, — заявила начальник отдела опеки и попечительства управления соцзащиты администрации Белгорода Татьяна Харлова.
В соцзащите рассказали, что прежде чем запускать проект, провели соцопрос и выяснили, что людей действительно волнует проблема сиротства детей.
— Ответы были разными: люди рассказывали, какие факторы мешают взять ребенка. Итоги опроса показали, что люди отнеслись неравнодушно, откликнулись на эту ситуацию, — говорят в ведомстве.
Эксперт «Фонаря»
Директор Разуменского детского дома Андрей Негомодзянов рассказал, на что стоит обратить внимание авторам проекта «Мы ждём вас» и будущим усыновителям.
— Будущим усыновителям, безусловно стоит иметь ввиду, что никому ребёнка просто так не отдадут. Обязательно нужно будет пройти обучение в школе будущих родителей. Были такие случаи и в моей практике — человек увидел по телевизору трогательного ребёнка, пришёл и говорит: хочу забрать эту девочку или этого мальчика домой. Но так не получится сделать — люди должны быть подготовлены. Иногда на этом энтузиазме они приходят, хотят забрать ребёнка, а через какое-то время возвращают его обратно в детский дом. С решением об усыновлении нельзя торопиться, иначе при таком исходе это будет трагедией для ребёнка.
— А как дети относятся к тому, что их как бы «рекламируют» для того, чтобы найти новую семью — публикуют информацию о них в газетах, показывают по телевизору?
— Это очень важный момент. Мы всегда спрашиваем ребёнка, хочет ли он, чтобы его изображение где-то появилось, чтобы о нём сняли ролик. Если он против, то мы этого не делаем. После десяти лет без согласия ребёнка мы не можем и не имеем права его никуда отдать — ни на опеку, ни на усыновление.
— То есть ребёнок может даже захотеть остаться в детском доме?
— Конечно. У нас такое бывало. Когда человек уже более-менее взрослый, 12–14 лет. Он уже понимает, что если уйдёт в новую семью, то новые родители будут против того, чтобы он общался, например, с родной бабушкой, которая у него есть, или с другими родственниками.
— На что, по вашему мнению, стоит обратить внимание людям, которые хотят усыновить ребёнка?
— У нас есть так называемые семейный формы устройства — приёмная семья, опека. Я всегда всем говорю, что у нас есть законное основание — гостевой режим. Когда человек ещё не берёт в семью ребёнка, а просто берёт его в гости. Для этого нужно оформить минимум документов. Будущие мама и папа смогут побыть с ребёнком, посмотреть на него. Этого не нужно бояться — напротив, это неплохой вариант, чтобы принять окончательное решение. Очень часто, когда ребёнка забирают из детдома на выходные или праздники, для него устраивают сплошной праздник, но это неправильно. Я всем советую, чтобы люди, которые берут детей, попробовали пожить с ним обычной жизнью и не старались сразу показывать им такой «пряничный домик». Нужно помнить, что есть будни, когда он придёт из школы, а будущие родители, например, попросят его сделать уроки.
— А школа приёмных родителей гарантирует, что усыновители будут готовы взять ребёнка?
— Это тоже своеобразный фильтр и время на раздумье. У нас были случаи, когда потенциальные усыновители после школы приёмных родителей, отказывались от этой идеи, признавали, что они не готовы к такой каждодневной работе, которая требует от приёмных родителей кропотливого труда. Школу приёмных родителей я всегда сравниваю со школой вождения и получением водительских прав. Если человек не усвоил правила дорожного движения, основы устройства автомобиля, не познал законы дорожной этики, а самое главное — не сдал вождение ( в нашем случае гостевое проживание с ребёнком), такому человеку не стоит давать ребёнка из сиротского учреждения. Всем потенциальным приёмным родителям хочу сказать: приходите к нам. Мы всегда поможем, подскажем, научим. Наши дети ждут вас.