Шестиклассница Ева Хомченко шла на первый урок после утренней молитвы. Проходя мимо вахты, она увидела директора гимназии Любовь Шереметцеву. Та общалась с одним из учителей, поэтому Ева решила не здороваться.
Спустя пару секунд девочка почувствовала, как её одергивают назад, а в кожу врезаются ногти. Когда она повернулась, сзади стояла директор.
— Почему не поздоровалась? — спросила она ученицу.
— Здравствуйте, — сказала Ева и пошла на урок.
Дома девочка не рассказала маме о случившемся. Но затем похожий случай произошел у её младшего брата.
— Я из храма шёл, директор просто стояла в сторонке. [Она] за плечо дёрнула, толкнула, с оскалочкой посмотрела и сказала: «А ты чего не здороваешься?». Там тысячи людей рекой идут, никто не здоровался с ней, а она именно меня [одёрнула].
По словам Вани, он «промолчал и прошёл». Когда четвероклассник рассказал об этом дома, Ева воскликнула: «Так и у меня такое было!». После этого мама Лариса Хомченко решила перевести детей в другую школу. Её примеру последовали и несколько других родителей — по словам Хомченко, только из седьмого класса за один год ушли семь детей.
Указ о назначении Шереметцевой директором православной гимназии митрополит Белгородский и Старооскольский Иоанн подписал 1 ноября 2016 года. Как пояснила «Фонарю» сама Шереметцева, до этого в учебном заведении «хромала дисциплина» и Владыка попросил её «навести порядок».
— Я пришла и увидела, что детки в рекреации сидят на подоконниках. Жуют жвачки и прикрепляют их где угодно.
По словам директора, нормой были опоздания на утреннюю молитву, которая начинается в восемь утра. Оставляло желать лучшего и поведение учеников на службе.
— Каждый день в 7:15–7:20 я здесь, прихожу вниз. Без пяти восемь мы собираемся на утреннюю молитву, и да, я делаю замечания тем, кто опаздывает.
По словам Вани Хомченко, эти замечания часто делались прилюдно и с криком. Он вспоминает, как на одной из еженедельных линеек всех классов гимназии в актовом зале директор вывела его перед всеми и «начала ругать». В итоге его с другом «поставили на учёт».
Сестра Вани Ева говорит, что тоже замечала «особое отношение» Любови Владимировны к себе. Лариса Хомченко считает, что внимание директора к детям появилось после её жалоб на руководство гимназии. Она отправила их в прокуратуру и епархию из-за «нарушений прав ребёнка, унижения человеческого достоинства».
Согласно ответам из департамента образования Белгородской области и епархии, после служебных проверок «изложенные доводы о нарушениях не подтвердились». Всё отрицает и Любовь Шереметцева.
— Никогда никаким образом я не применяла физическую силу, — вздыхает она. — Чтобы трогать ребёнка руками — это вопиющий случай. Я отрицаю это. Нет, нет и нет.
Любовь Владимировна поясняет, что «обнимает детей» и «целует их в макушку», а затем ещё раз повторяет, что полностью опровергает слова своих бывших учеников.
— Детки в любом возрасте склоны к преувеличению. У меня 20-летний педагогический стаж в школе, да и сейчас замечаю, что порой они преувеличивают, приукрашивают какие-то события.
По словам директора гимназии, у мамы детей «личная неприязнь» к ней. «Может потому что на собрании я отвечала чётко на вопросы, которые она задавала», — предполагает почётный работник общего образования РФ.
Не подтверждает она и то, что когда-то кричала на детей или ругала их перед всеми.
— Я делала её детям замечания потому, что все [остальные] дети живут далеко. А её дети живут, вот, в 133-м доме. И они опаздывали всегда. И когда я про всё это сказала, ей [Хомченко] очень не понравилось.
Пообщаться с другими родителями, которые могут подтвердить слова Хомченко, «Фонарю» не удалось — они отказались. В частности, ещё один отец ребёнка, у которого «были проблемы из-за директора», в последний момент решил не говорить с «Фонарём», сославшись на «смиренность своего бытия».
Вскоре после начала работы Шереметцевой в гимназии здесь появился и новый батюшка — отец Александр. Сначала они работали вместе с отцом Георгием, но затем, по словам Ларисы Хомченко, старого батюшку «подсидели».
— Сделали службу в понедельник в четыре часа, на которую должен был приехать Иоанн. Но объявили об этом в этот же день утром. Естественно, на службу никто не пришёл. Когда Иоанн увидел, что никого нет, он выгнал отца Георгия.
По словам директора гимназии, Владыке действительно было «неприятно» малое количество детей на молитве. Поэтому он вызвал Шереметцеву и отца Георгия на епархиальный совет. Здесь батюшка объяснил митрополиту, что это произошло по объективным причинам — молитва была слишком поздно, и многие дети разъехались. После этого Иоанн перевёл священника в Преображенский собор.
О новом батюшке у детей Хомченко сложилось не лучшее мнение. Ева рассказала корреспонденту «Фонаря», как при ней отец Александр назвал баловавшегося ребёнка «шизофреником».
— Прошлый батюшка, отец Георгий, настолько любил детей... — вспоминает Лариса Хомченко. — Он их благословлял на «двойки», на «баловаться» — говорил: «Как же так? Ребёнок, он же должен баловаться!».
Как-то Хомченко спросила у нового священника, отца Александра, любит ли он детей. У них, по словам Ларисы, состоялся такой диалог:
— Отец Александр, а вы любите детей?
— Да, люблю.
— Ну расскажите какой-нибудь случай о детях.
— Было дело, на Пасху служили Всенощную. После неё остались школьники, мне помогали, сами помыли пол в церкви. Но самое главное, что это были дети высокопоставленных родителей.
«Там сейчас всё заточено не на духовность и любовь», — резюмирует Хомченко.
Её сын соглашается с мамой.
— Раньше линейки были приятными, тебя награждали грамотами. А сейчас как будто только поругать.
Ваня гордо сообщает, что в православной гимназии был троечником, а сейчас стал отличником.
Новшеством отца Александра, по словам Ларисы Хомченко, стало и обязательное Причастие. Когда на первом родительском собрании батюшка сказал о том, что обряд будет проводиться два раза в полгода, многие из тех, у кого был свой приход, начали возмущаться.
— У меня муж священник, зачем мы пойдём к вам? — спрашивали у отца Александра.
— Ничего страшного, это же не каждый день, — отвечал он.
В доказательство своих слов Лариса показывает фотографию школьной доски, на которой написано «24 сентября — классное Причастие», а на другой строке «явка обязательна». Ниже шёл список мероприятий для учеников.
— Конечно, такого нет, — отрицает всё директор гимназии Любовь Шереметцева.
— Мы говорим [заранее, что] будет литургия. Кто желает, у кого назрела потребность — приходите. Чтобы насиловать и заставлять — у нас никогда не бывает такого.
Мы обратились за комментарием к отцу Александру, но он отказался говорить на эту тему с корреспондентом «Фонаря».
***
9 января 2018 года Лариса Хомченко подала жалобу в Генеральную прокуратуру России.