«Не смог сдержать слёз»
Некоммерческий Фонд защиты детей, материнства и детства имени святителя Николая Чудотворца начал устанавливать стенды с информацией для беременных женщин два года назад. За это время баннеры появились в 200 женских консультациях по всей России. Стенды оплачивают из денег, которые собирают с его участников, а также жертвуют предприниматели и неравнодушные к этой проблеме люди.
По словам президента благотворительного фонда Николая Моисеева, женщины, прочитавшие информацию на стендах, могут поменять своё решение и оставить ребёнка. В этом и заключается главная цель проекта.
— Например, женщины лежат в гинекологическом отделении, им скучно, они гуляют по коридорам и читают плакаты. Мимо наших материалов не пройдёшь. У нас на стенде написано стихотворение «Последний разговор с мамой». Я даже сам, когда прочитал, не смог сдержать слёз. Представьте, какая реакция может быть у женщины?! Также нам звонили врачи-гинекологи и говорили, что после установки наших стендов несколько женщин, записанных на приём, решили рожать, а не делать аборт. Я не могу сказать, скольких людей это может остановить, но по крайней мере задумаются многие, — рассказал «Фонарю» Николай Моисеев.
Сейчас активисты фонда готовятся провести в Белгороде круглый стол, на котором они расскажут представителям власти, священнослужителям и активистам о своей деятельности и проектах по защите жизни ещё не рождённых детей.
Так, например, фонд открывает гуманитарные склады, куда небезразличные люди могут принести вещи и передать их малоимущим семьям. Организация также сотрудничает с «РусФондом» — российским фандрайзинговым благотворительным фондом. Она получает продукты питания и раздаёт нуждающимся (чаще всего многодетным семьям — прим. «Ф».). К слову, недавно в Белгороде провели акцию «Улыбнись, ваша мама выбрала жизнь». Активисты раздавали листовки и собирали подписи за запрет абортов.
— Нам помогают неравнодушные люди, которые видят актуальность в этой теме. Они хотят делать добрые дела. В вашем регионе такие люди есть. Мы постепенно начинаем знакомиться с общественными организациями, в том числе и молодёжными. Вот, кстати, недавно позвонил мне один священник из города Алексеевка. Он занимается доабортным консультированием, рассказал много полезной информации. Решили сотрудничать, — отмечает Моисеев.
Одна из задач фонда — замотивировать женщину оставить ребёнка, даже если у неё в семье финансовые трудности. Организация готова помогать вещами, продуктами, поддерживать психологически.
— Конечно, мы не сможем купить машину или квартиру, но решить проблему на бытовом уровне — да. Например, недавно к нам обратилась женщина. У неё уже есть три ребёнка, беременна четвёртым. У неё сломалась газовая колонка, и мы купили новую, — рассказывает Николай Моисеев.
Семья или карьера?
В Белгородской области с абортами борется общественная организация «Скорая молодёжная помощь». В 2013 году активисты начали работать в направлении, которое они назвали «За жизнь». Они проводят уличные акции, лекции и круглые столы.
— Большая часть нашей деятельности направлена на просвещение молодёжи. Многие даже не знают, как выглядит ребёнок в утробе матери, как он развивается. Мы ходим по вузам и школам, для старшеклассников проводим лекции, приглашаем на них психологов, священников, общественных деятелей. Мы выступаем за защиту традиционных семейных ценностей, — поясняет руководитель направления «За жизнь» Кристина Юдина.
Активисты считают, что молодёжь боится заводить семьи. Молодые люди выбирают карьеру, думая, что ребёнок может помешать самореализации. Парни и девушки уверяют, что это не так: среди матерей и отцов есть успешные люди, которые добились успехов в работе и стали хорошими родителями.
В 2015 году в Белгороде «Скорая молодёжная помощь» провела акция «Один из нас». В парке Победы молодые люди выложили силуэт эмбриона из свечей и показали спектакль «Чужая злая воля».
В 2016 году представители разных общественных организаций собирали подписи за запрет абортов на законодательном уровне и поддержку государством молодых семей с детьми. Активисты требовали запретить все виды абортов: хирургические и медикаментозные, гормональную контрацепцию и внутриматочную систему с абортивным действием, операции экстракорпорального оплодотворения, при которых производится заготовление и убийство избыточных эмбрионов человека.
«Аборт — это убийство ребёнка»
Служители церкви и добровольцы постоянно работают с женщинами, чтобы они отказались от аборта. Например, в больницах для этого проводят специальные противоабортные консультации. Православный психолог беседует с беременной женщиной, идущей на аборт, и рассказывает, к каким последствиям для физического и психологического здоровья может он привести.
— С точки зрения православной церкви аборт — это убийство ребёнка, причём своего собственного. Как это ни странно, иногда женщина не понимает тяжесть греха, даже вообще не задумывается об этом. В подобных случаях беседа со священником помогает, что называется «открыть глаза», и часто одной беседы достаточно, чтобы сохранить нерождённую жизнь, — комментирует руководитель Епархиального центра по защите жизни и православных семейных ценностей, священник Иоанн Залога.
Белгородская митрополия также помогает женщинам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. В Старом Осколе и Белгороде работают специальные приюты, куда со своими проблемами могут обратиться женщины. Также в этих городах действуют пункты гуманитарной помощи, где малоимущие семьи могут получить продукты и вещи.
В Старом Осколе с 2012 года
работает «Кризисный центр для женщин,
попавших в трудную жизненную ситуацию».
Одно из направлений деятельности —
помощь беременным. В организации проводят
доабортное консультирование, оказывают
материальную и юридическую помощь. За
шесть лет работы центр помог сохранить
248 беременностей.
Кстати, 14 февраля в Белгороде на улице Красных Партизан, 4а открылся епархиальный кризисный центр матери и ребёнка, которые попали в трудную жизненную ситуацию: потеряли жильё, столкнулись в семье с насилием и другими проблемами. Одна комната рассчитана на беременных женщин. В центре с белгородками работают психологи, юристы и священники.
В 2017 году на 25-м съезде духовенства Белгородской и Старооскольской епархии священнослужители попросили депутатов облдумы подумать об отмене финансирования абортов из средств системы обязательного медицинского страхования.
— Если бы женщины не решились на аборт, количество родившихся превысило количество умерших. Вот почему нам всем необходимо поддержать инициативу патриарха Кирилла, который предложил запретить оплачивать аборты из средств медицинского страхования. Самое главное право человека — это право на жизнь, — говорил митрополит Белгородский и Старооскольский Иоанн.
В начале этого года на 26-м съезде священнослужители обсудили проблему врачей, которые по религиозным причинам не хотят делать аборты, но боятся отказать из-за возможных проблем с руководством больниц. Белгородская митрополия хочет актуализировать в регионе 70-ю статью федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», где сказано, что врач может отказаться делать аборт по религиозным убеждениям. Она обратились к губернатору Евгению Савченко с просьбой поддержать эту инициативу.
Одинокие мамы получают по 580 рублей на ребёнка
В 2017 году в Белгородской области сделали более 3,7 тысячи абортов. По информации облздрава, в основном на это идут женщины от 25 до 32 лет. В лечебных учреждениях региона ведут профилактическую работу с теми, кто хочет сделать аборт. В прошлом году психологи и другие специалисты сохранили более 500 беременностей.
Психологи мотивируют женщин рожать, рассказывая о материальной поддержке региона одиноких матерей и малоимущих семей. Так, с 2004 года в Белгородской области выплачивается ежемесячное пособие на каждого ребёнка до 16 лет тем семьям, где среднедушевой доход не превышает прожиточный минимум. В Белгородской области на сегодняшний день он составляет 8,37 тысячи рублей. Одинокие мамы получают по 580 рублей на каждого ребёнка ежемесячно. Такие пособия выплачиваются 9 тысячам детей.
Напомним, что в 2012 году в области действовал социальный проект «Ничьих детей не бывает». Те женщины, которые изменили своё решение и родили ребёнка, получили по 10 тысяч рублей. Благодаря проекту на свет появились около 1,2 тысячи детей.
Помогают власти и с воспитанием ребёнка и его социализацией. С трудными детьми работают в социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних. В Белгородской области их 12 штук. Здесь помогают семьям, которые оказались в трудной жизненной ситуации или социально-опасном положении. В 2017 году таких детей в области насчитывалось 761 человек, из них около 600 несовершеннолетних вернулись в семьи.
В Грайворонском районе есть 20-местный кризисный центр для женщин с детьми. Туда на реабилитацию направляют матерей без жилья и денег. Так в 2017 году в центре помогли пяти женщинам.
Социальные гостиницы для малоимущих или неблагополучных семей есть в Прохоровском, Валуйском и Ракитянском районах. Родителям и детям здесь оказывают социальную, психологическую и юридическую помощь.
Как пояснили в пресс-службе облздрава, в регионе есть программы по сексуальному воспитанию старшеклассников и студентов первых курсов. В частности, девушки проходят медицинские профилактические осмотры, чтобы на ранней стадии выявить возможные отклонения.
— Беседы по вопросам сексуального воспитания девушек-учащихся старших классов и первых курсов университетов проводятся медицинскими работниками образовательных учреждений в рамках санитарной просветительской работы, — ответили «Фонарю» в департаменте здравоохранения и социальной защиты области.
Нельзя говорить женщине, что она убийца
В 2017 году в Белгородской области на свет появились 15 142 ребёнка, а абортов по медицинским показаниям врачи сделали более 1,5 тысячи. Такие аборты делают, если женщина больна эпилепсией, туберкулёзом, язвой, циррозом, дистонией, сахарным диабетом в тяжёлых формах и другими заболеваниями. Также прерывание беременности проводят тогда, когда у плода обнаруживают аномалии развития.
Аборт могут сделать и в тех случаях, когда у мужа есть первая или вторая группа инвалидности; если он умер, пока женщина была беременной; если женщина находится в тюрьме или колонии; если суд принял решение о лишении или ограничении родительских прав, а также если женщина забеременела после изнасилования. В этих ситуациях аборт делают до 12-й недели срока.
По мнению врача акушера-гинеколога высшей квалификационной категории Лилии Лобач, главная задача доктора — не убеждать женщину, а рассказать обо всех рисках для её здоровья, если она решится на аборт.
— Мы всегда говорим, какие последствия могут быть. От них никто не застрахован. Как ответит организм, неизвестно. В моей практике был случай, когда женщина пошла на аборт, но случилось осложнение — перфорация матки. После наркоза она проснулась и узнала, что ей удалили матку, и рожать уже никогда не сможет. Ни в коем случае нельзя давить на женщину, а тем более говорить, что она убийца. Нет. Мы должны донести информацию. А уже решение принимает женщина вместе со своей семьёй, — комментирует Лилия Лобач.
Акушер-гинеколог уверена, что материальное положение не должно быть решающим фактором в этом вопросе. Деньги можно заработать, а вернуть здоровье — не всегда.
— К сожалению, сейчас гинекологи сталкиваются с проблемой, что молодая нормальная женщина не может забеременеть. Поэтому многие гинекологи стараются убедить женщину родить первого или второго ребёнка. Не делать аборт. Иногда это получается. Люди потом встречают тебя и благодарят, — замечает Лобач.
Кстати, «Фонарь» уже писал о том, почему тема бесплодия на сегодняшний день более актуальна, чем тема абортов. Почитать об этом можно здесь.