Мы собрали мнения режиссёра театра
«Новая сцена-2» Оксаны Погребняк,
актрисы театра
«Новая сцена-2» Наталии Гараниной
и зрительницы
Дарьи Ковалевской.
Режиссёр: «Они рассказывают новости. Иногда сказки. Как по телевидению»
— В мае к нам из Москвы приезжала Наталья Якушина — драматург и организатор драматургического конкурса «ЛитоДрама». Она была членом жюри на фестивале «Наш кислород». Она предложила моему театру и мне выбрать любую пьесу из списка, который был в номинации «Пьеса без действия». Мы выбрали пьесу «Битва за Мосул» Алексея Житковского. Сначала сделали читку в Москве в театре «Школа современной пьесы», а сегодня показали её в Белгороде.
Именно эта пьеса приглянулась нам больше всего: она показалась нам очень необычной по форме. Она публицистическая, как журналистские материалы. Пьеса — набор публикаций, объединённых в единую историю.
С подобным материалом было несложно работать, интересно. Мы быстро сочинили, буквально за пару дней, как её воплотить в жизнь.
Вообще, здесь идея такая: как будто бы это новостная сводка. Три девушки — дикторы на телевидении — подают эту информацию. Потом они становятся матерями и дочерями, перерождаются в разные образы. Они ведут эту всю историю и рассказывают новости. Иногда сказки. Как по телевидению.
В пьесе автор не открывает какой-то новый мир, его мысль ясна всем: война — это всегда плохо. Он подаёт эту мысль в сопоставлении с происходящим сегодня: почему наши русские солдаты гибнут в Сирии? Почему это вообще происходит? Зачем? Алексей Житковский пытается рассмотреть это всё. «Обращение к господину президенту» — это самая сильная часть пьесы, в которой задают вопросы, на которые хочется найти ответы: кто принимает решения участвовать в войне? Почему мы там должны быть? Какие слова говорят убитым горем матерям? Что по этому поводу думает президент?
На мой взгляд, пьеса «Битва за Мосул» адресована всем сознательным гражданам России.
Актриса: «Самолёт, на котором мы собирались лететь в Сирию, разбился»
— Тема войны мне не близка. Чтобы что-то понять мне надо на практике с этим столкнуться. В феврале мы ездили в Луганск и показывали там наш другой спектакль. После этого впервые за все годы своей жизни я задумалась о том, что такое жизнь, мир, война. Когда я была там, мне реально было страшно. Казалось, что в меня выстрелят, или какие-то бомбы будут летать. Хотя в самом городе не идёт война — она там, где граница, пересечение. И всё равно мне было очень страшно. Мы общались с ополченцами, которые рассказывали про всё то, что у них происходило. Это было странно слышать, как будто я была в другой реальности. Что-то невероятное для меня. И вот только после этой поездки я поняла, что война — это действительно ужасно. Я не понимаю, для чего люди воюют. Я за мир во всём мире.
Я не слежу за новостями из Сирии. Как-то мы хотели туда поехать со спектаклем, но потом узнали, что самолёт, на котором мы собирались лететь, разбился. Мы передумали и решили пока это дело отложить.
Вообще мне с любым материалом сложно работать. Вот даже сегодня шло как-то очень тяжело. Полностью не было включённости во всё происходящее. Мне трудно до конца понять, о чём эта пьеса, как правильно надо говорить. Я там сама не находилась.
Аудитория пьесы «Битва за Мосул» начинается с 14 лет, до это возраста не особо задумываются, что такое война.
Зритель: «Новости сейчас превращаются в какую-то бойню»
— Мне читка очень понравилась, меня зацепило. Честно, я не поклонница военных тем, но тут мне было интересно. Особенно меня интересовало, как по режиссуре её обыграет Оксана Погребняк. Девочки работали очень точно, жизненно и проникновенно. Бывает, когда актёры начинают играть, это вызывает отторжение, потому что, например, они не понимают материал. Практически никого сейчас не осталось, кто действительно видел войну или был в Ираке. А здесь всё великолепно сделано и сыграно. Для меня это была не читка, а полноценный спектакль.
Мне кажется, это очень актуальная пьеса и тема. Особенно «обращение к президенту», стоит вспомнить недавнюю прямую линию с ним.
Я не слежу за новостями из Сирии. Да и вообще новости не смотрю, потому что не верю ни одному слову. У нас все новости подложные, дают лишь ту информацию, которую мы должны «скушать». Безусловно, есть альтернативные издания, которым можно верить. Но, к сожалению, не официальным изданиям, а тем более, каналам. И вообще, новости сейчас превращаются в какую-то бойню. Для меня это что-то ненастоящее.
Настоящее — это искусство. Например, спектакли «Новой сцены — 2». Я была на спектакле «Наташина мечта», и потом призналась Оксане, что это лучшее, что я видела. Это было великолепно, меня это тронуло. Искусство способно вывести людей к свету, достучаться до их сердца и души.
Возвращаясь к пьесе «Битва за Мосул», я бы не ставила ограничений для аудитории. Полезно будет прийти всем. Каждый для себя что-то вынесет, что-то поймёт новое. Я всегда за то, чтобы прийти и посмотреть, а после иметь свою точку зрения, чем не ходить и кого-то слушать, а потом опираться на чужое мнение. Пусть все придут: и подросток, и взрослый, и пожилой человек.