Евгений Овчаров — о тех, кто сыграл в театре за восемь лет
— Чести поработать под началом Оксаны Погребняк (режиссёр театра «Новая сцена-2» — прим. «Ф».) кроме действующей труппы удостоились в общей сложности более ста человек. Среди них много тех, кто после ухода из театра достиг определённых успехов не только на актёрском поприще, но и в других сферах деятельности. Правда, мало кто знает, что эти известные в масштабах Белгорода люди когда-то имели отношение к нашему театру и нашему режиссёру. А между тем, эти имена на слуху.
Владимир Корнев — пожалуй, самый известный журналист Белгорода, создатель телеграм-канала «Белгород № 1», редактор паблика «Белгород — это интересно» и экс-корреспондент «Фонаря» играл в спектакле «Кислород». Максим Шапошников — сейчас второе лицо в Белгородском государственном центе народного творчества, где располагается наш театр, но когда-то давно он тоже сыграл в спектакле «Кислород». Алина Скьяно — в настоящее время успешная актриса в Италии, но начинала она с ролей в спектаклях «Кислород» и «Театр Медеи». Обозреватель «Фонаря» Леся Шкреба — посол русского языка в мире и один из лучших знатоков родного языка — в 2010 году успела поучаствовать в спектакле «Монологи о любви». Ещё один белгородский посол русского языка, руководитель НКО «Новое поколение» Дмитрий Тупейко несколько раз выходил на сцену в спектакле «Прелести измены».
Люба Шаталова, известная белгородцам как бывший редактор «БелПрессы» и паблика «Белгород — это интересно», в 2010 году тоже состояла в труппе театра. Сейчас она покоряет медиапространство Новосибирска. Юлия Городова — «ветеран» нашего театра — пошла по актёрской стезе дальше и уже является дипломированным специалистом Воронежского государственного института искусств. Юрий Шехватов сыграл в спектаклях «Пришёл мужчина к женщине», «Моли дохнут, мотыльки парят», и «Гупёшка», а потом переехал в столичный Театр.doс и не так давно стал раскрываться как драматург и режиссёр (колонку о его постановке «Бурсаки» можно прочесть здесь — прим. «Ф».).
Отдельно стоит упомянуть театр «Спичку», потому что нас с коллегами частенько путают. И не мудрено. Часть состава этого коллектива в своё время работали с Оксаной Погребняк. Например, режиссёр «Спички» Оксана Половинкина сыграла в спектаклях «Детский мир» Владимир Зуева, «Первый мужчина» Елены Исаевой и «Кислород» Ивана Вырыпаева, Галина Ким — в «Раз, два, три..» Вадима Леванова, «Кислороде» и «Наташиной мечте» Ярославы Пулинович, Алёна Масленникова — в том же «Кислороде» и в «Посмотри, как сейчас упадёт небо» Александра Югова, Юлия Бугрова — участница студии современного танца «DanceXaoc» — не раз играла в нашем спектакле «Бро.день» по произведениям Иосифа Бродского.
Анастасия Оболенская — о местах, в которых играли спектакли
— Мало кто из нынешних зрителей нашего театра знает, что до прихода нашей труппы в Белгородский государственный центр народного творчества наш театр играл спектакли в самых неприспособленных для этого пространствах. Мы искали помещения, брали их «живьём», как есть, ничего не меняя, и творили там. Однажды мы играли спектакль «Родимое пятно» по пьесе Николая Коляды в подвале жилого дома на Костюкова. Там стоял душный запах прелости, трубы протекали, люк для сбора воды в полу был затоплен, и из воды на нас прыгали сороконожки. Это было круто. Вся обстановка работала на нашу задумку. Некоторые зрители не были готовы к этому и с руганью уходили. Это был протест. Это был вызов. Мы доказывали городу и себе, что мы должны жить. И мы кайфовали страшно. Это было великое время!
Мы играли в разрушенном доме, который должны были снести. Здесь мы водили зрителей из одной локации в другую, поднимались и спускались по этажам, придавали смысл и суть любому пространству, любой разрушенной комнате. Это было восемь лет назад, тогда, когда у нас не было ничего. Мы даже не выставляли театральных прожекторов, потому что их не было. Но у нас были мы и была история, которую мы хотели донести зрителям.
Ещё играли спектакли «Никуда не надо» и «Оскар и Розовая дама» в кофейне на парковке магазина «Вестер Гипер». Выхлопные газы машин, духота, голова кружилась уже после десяти минут нахождения там. Но мы не могли не играть и были готовы. Кстати, тогда к нам на спектакль пришёл бывший начальник областного управления культуры — Сергей Курганский. Это тоже был интересный опыт.
А ещё недавно мы поняли, что пять лет использовали в качестве цветного света обычные цветные лампочки из магазина «Турист». Свой первый театральный цветной свет мы смогли позволить себе только в 2015 году. Тогда мы купили два прожектора. А ещё поняли, что на качество спектаклей это никак не влияет. Есть у тебя три цветные лампочки или у тебя есть 20 прожекторов [не важно] — если нет правды, то ничего не получится.
Наш путь борьбы продолжается. Мы как барсуки-медоеды — самые опасные и бессмертные животные на земле. У них очень толстая шкура, их не могут разорвать даже львы. Иногда их кусают змеи, они падают замертво, могут проваляться так около получаса, пока их организм переваривает яд, и потом они оживают. Так и мы.
Евгения Скирда — о настоящих чувствах на сцене
— Несколько лет назад наш режиссёр Оксана Погребняк поступила в ГИТИС на режиссёрский факультет в мастерскую народного артиста и известного режиссёра Иосифа Райхельгауза. После одной из первых её сессий в Москве в нашем театре готовились к выходу спектакли «Солнечная линия» по пьесе Ивана Вырыпаева и «Саша, вынеси мусор» по пьесе Натальи Ворожбит. Эти спектакли стали переломными для нашего театра, потому что именно тогда актёрам сообщили, что с тех пор «мы всё делаем на сцене по-настоящему». В этих спектаклях появились настоящие поцелуи. Мы должны были действовать по правде жизни и отдавать себя полностью всему процессу и нельзя было сымитировать состояние влюблённости, надо было полностью погружаться в партнёра.
Не сказать, что подобные «новшества» дались актёрам легко. Получилось так, что в то время каждый из актёров переживал разрыв в отношениях. Зажимы, слёзы, переживания — это лишь малый список того, что нам пришлось пережить во время репетиций. Зато потом пошло-поехало! Этот сложный этап сделал нас друг к другу ближе, раскрепостил и научил не бояться инстинктов, своего тела и переживать на сцене всё искренне, не оставляя шанса для вранья. Теперь нас, безусловно, можно назвать самыми смелыми в городе.
Евгений Дробязко — про недосып и про то, как уснул во время спектакля
— Все актёры театра и режиссёр страдают от недосыпа. Мы работаем на основных работах, а после них по вечерам приходим в театр. И репетируем. Играем. Чаще всего, до глубокой ночи. Потом — быстро домой, сделать домашние дела, выучить текст, если ещё этого не сделал. О, наконец-то, спать!
Подъём с утра пораньше. Много дел. Побежал на работу. Всё сначала. Иногда после спектаклей уснуть совсем не получается — адреналин, анализ — это всё накапливается. В маршрутках спать себе не даёшь, потому что ещё читать нужно. И при этом ещё хорошо нужно на работе работать.
Иногда получается поспать на репетициях. Неосознанно. Например, на репетиции спектакля «Королева красоты» после того, как Юля Быкова меня «убила», я остался лежать на полу. И уснул. Проснулся на финальном этюде перед поклоном в полных непонятках. Короче, сон не для «Новой сцены-2»!
Яна Гуреева — про «Ультрафиолет»
— До старта проекта «Ультрафиолет» в 2016 году в театр можно было попасть только с помощью нечастых наборов. И в труппу театра попадали немногие.
Сейчас у театра есть проект Ultraviolet. Мы его проводим как минимум раз в год, а иногда и чаще. На тренингах люди знакомятся с азами актёрского мастерства — сценической речью, движениями; с особенностями нашего театра. Как правило, тренинги длятся от одного до двух месяцев, и на выходе группа участвует в выпускном спектакле. Дальше — свободное плаванье. Если ты интересуешься жизнью театра, помогаешь в установке и разборе спектакля, помогаешь с установкой света и звука, тебя может заметить режиссёр, и ты сможешь поучаствовать и в других постановках.
Юлия Быкова — о реквизите и подготовке к спектаклям
— Подготовка к спектаклю длится около четырёх часов, а не час, как я думала раньше (наивная!). И это без учёта репетиции. Также мы сами устанавливаем всю техническую часть спектакля: размещаем прожекторы, прокладываем провода, моем полы, расставляем стулья для зрителей, делаем программки, пригласительные, встречаем и размещаем зрителя и сами за собой всё убираем. Поэтому театру в жизни выделяется немало времени, и когда ты видишь заинтересованность и любовь в глазах зрителей, понимаешь, что всё не зря.
Всем реквизитом мы обеспечиваем себя сами и одежду на спектакли ищем из «своего шкафа» или просим у знакомых, поэтому бывают случаи, когда кто-то забывает реквизит и приходится буквально за полчаса до спектакля как-то выходить из ситуации. Так, например, было на крайнем спектакле «Лето, которого мы не видели вовсе», когда двое ребят забыли галстуки-бабочки, и им пришлось их срочно шить из того, что нашли в закромах театра. Получилось очень круто и оригинально! Потом мы эти бабочки хотели продать зрителям на аукционе, но поняли, что это тоже является частью истории театра, и их пока продавать нельзя.
Наталья Гаранина — об актёрах театра
— Мало кто знает, но у наших актёров помимо любви к театру существуют и иные занятия для души. Настя Оболенская любит устраивать разбор вещей в доме, которые после приносит в театр. Часть из них забирают себе другие актёры, а оставшиеся вещи она отвозит в «Добромаркет» или сжигает. А ещё Настя любит слушать лекции Дмитрия Быкова.
Женя Скирда любит гулять по старым кладбищам и наслаждаться красотой памятников. Ещё она пишет пьесы и стихотворения и иногда поёт, изучает кино-режиссуру и сценарии. Фёдор Быков любит делать сложные системы отопления для частных домов и нежилых помещений. Иногда называет это второй работой, но относится к этому как к хобби, так как исполняет это с душой и творчески. Алёна Колотилова изучает английский язык и фотографирование, любит ходить на «живые» концерты. Ещё её вдохновляет музыка 80-х и 90-х годов.
Женя Овчаров обожает путешествовать. Он предпочитает поездки на поезде из-за умеренного ритма, располагающего к раздумьям. А ещё иногда Женя пишет фанфики. Яна Гуреева создаёт броши, рисует, пишет стихотворения и ведёт в театре тренинги.
Саша Мартымьянова получает вдохновение от своего сына, когда они читают книги вместе, распределяя роли. Паша Здор кулинарит и иногда приносит вкусняшки в театр, танцует и любит наблюдать за эмоциями и поведением людей вокруг. И, конечно, наш режиссёр Оксана Погребняк получает удовольствие от котиков. Она любит их тискать и находит их везде, куда отправится.
Оксана Погребняк — о друзьях из «различных структур»
— Много кто знает, что мы театр, у которого огромное количество проблем, но мало кто знает, как нам удаётся с ними справляться. А справляемся мы только благодаря поддержке и помощи наших друзей театра и поклонников, а также наших дорогих зрителей. За восемь лет работы у нас столько появилось знакомых в совершенно разных сферах, что мы с радостью принимаем помощь из различных структур. И это большое счастье, что все эти люди у нас есть.
Если бы не было наших друзей, то театр уже давно бы перестал существовать. Всегда найдётся тот, кто поддержит, кто вдохновит. Кто поможет добрым словом или материально. А помощь нужна всегда: реквизит и декорацию перевезти из одного места в другое, решить какой-то вопрос с площадкой или помочь встретить гостей на фестивале. Да, много как нам можно помочь. Но самая главная помощь — это внимание и любовь, которой нас одаривают зрители, когда приходят к нам на спектакли и оставляют свои отзывы потом в социальных сетях (с хештегами #новаясцена2 и #нс2 — прим «Ф».). Самое главное, что наш театр нужен и важен для каждого.