Описать «Наш кислород-2» просто, в двух словах и сходу, очень сложно. Когда я смотрю на недавний анонс , приходит понимание, что в нём, на самом деле, мало всего того, с чем возвращаешься с фестиваля. Всё передать невозможно — можно только попробовать подарить частичку этой атмосферы.
Вообще, это дело неблагодарное — пересказывать театральные постановки, так как все люди очень разные, и у каждого свой взгляд на мир. Об этом говорили даже листы с отзывами о постановках, которые были расклеены в Белгородском государственном центре народного творчества. Там были иногда такие полярные мнения, что в одном месте хотелось расцеловать одного, а в другом — отключить всю нетерпимость и долго и назойливо кричать на человека, который оставил негативный отзыв.
Даже этот материал сложно писать так, чтобы максимально отразить то, что там произошло. Можно долго расписывать сам процесс: пошли туда — посмотрели одно, пошли сюда — посмотрели другое. Рутина, которая после посещения фестиваля не запоминается, остаётся фоном, на который никто никогда не обратит внимание...
Начинается всё с дверей: они открываются и впускают зрителей внутрь. Тонкий момент понимания, как всё организовано. Когда смотришь на программу в конце фестиваля, начинаешь замечать, как всё взаимосвязано, — организаторы продумали, как лучше всего воздействовать на зрителя, поэтому даже разноплановые творческие работы участников фестиваля «Наш кислород» воспринимаются как некая единая история.
***
Второй день фестиваля начался с постановки «Dream’s», которую привезла тюменская театральная «Студия-Луна». Её, кстати, за весь фестиваль показывали два раза. Это артхаусное произведение о людях, которые пытаются отыскать ответы на вечные вопросы. Завершается постановка не самым радостным образом. Но, возможно, это и есть предостережение режиссёра о том, что излишнее самокопание не всегда доводит до добра. Возможно так, а может и нет.
Когда после артхаусных «снов» погружаешься в проблемы национального самосознания и места языка в жизни белорусского государства, то твой мозг начинает раскручивать шестерни внутри ещё сильнее. В постановке «Билингвы» Анатолий Баранник читал интервью разных людей, представляя временами диаметрально противоположные мнения, которые на выходе не оставляют победителей в этом длинном споре. Точнее начинаешь понимать всю глубину этой проблемы, которую невозможно решить простыми методами. Возможно так, а может и нет.
***
После этого выступления был длинный перерыв. Актёр закончил на полчаса раньше, поэтому у зрителей появилось достаточно свободного времени. Времени подумать, времени осознать. У меня лично не было возможности остановиться и присесть, так как безостановочные мысли проникали в голову и не давали покоя.
Лица людей... Лица людей вокруг говорили за себя. Они тоже все были разные, но на каждом из них читалась определённая задумчивость — мне показалось, что никого постановки театральных коллективов не оставили равнодушным. Люди об этом говорили, спорили, высказывали своё мнение, осуждали, насмехались, восхищались...
Голова начинает работать, работать с бешеной скоростью... Это особенность театра и фестиваля в особенности: здесь ты чувствуешь близость актёра, между вами не существует «посредников» в виде экрана в кино, динамика в аудиопостановках или бумаги в книге. Перед тобой стоит человек или группа людей. В камерных постановках актёры находятся ещё ближе к зрителям, и это их ещё сильнее сближает, поэтому воздействие, которое они оказывают, оно, возможно, во много раз превосходит то воздействие, которое оказывают другие виды искусства. Возможно так, а может и нет.
***
У одного из коллективов отменили самолёт, поэтому пока они неслись из Москвы в Белгород на машине, организаторам пришлось перекраивать оставшуюся программу.
Часть людей пошла на читку пьесы «Кадыр», а другая отправилась на повторное выступление «Театрика на Вековой», ещё одного московского коллектива. В своей постановке москвичи рассказали историю из жизни одинокой пенсионерки Варвары Тимофеевны, столкнувшуюся со странным «индивидуальным землетрясением», которое затронуло только её квартиру. Пройдя через множество инстанций (и даже посетив психоневрологический диспансер), Варвара Тимофеевна погрузилась в мысли, вспомнила свою молодость и те события, которые, возможно, сделали её одинокой. Но в итоге всё закончилось хорошо и даже светло. Возможно так, а может и нет.
***
После «Театрика на Вековой» зрители наконец-то смогли посмотреть спектакль «Дочка» московского театра «Студия.Project», актёры которого наконец-то приехали в Белгород. В основе спектакля лежит одноимённый рассказ Захара Прилепина и пьеса Екатерины Гузёмы «Вся правда о моём отце». Двое актёров рассказали зрителям две истории: историю отца одной дочери и историю дочери одного отца. Это были две позиции, два взгляда на жизнь, и мне было сложно понять, почему эти истории двух разных авторов, режиссёр связал вместе.
***
Заключительными постановками фестиваля стал спектакль Anthropogen. Modernity от театрального центра «Никитинский» из Воронежа и «Собаки и люди» от белгородской «Спички».
Anthropogen. Modernity — это выступление-размышление. Четыре человека просто говорят о сложном устройстве Вселенной вокруг нас. Через споры и согласия они приходят к той мысли, что, возможно, не смотря ни на что, несмотря на все последствия, останавливаться нельзя, нужно двигаться, и не важно, куда нас это заведёт: лучше упасть в итоге в бездну, чем встать и не сдвинуться с места. Возможно так, а может и нет.
***
Жюри присудило Гран-при второго фестиваля современного театра «Наш кислород-2» актёрской компании «Напротив» за их постановку «Билингвы», но предупредило, что в этом году они так и не нашли «идеального спектакля», поэтому его поиски обязательно (!!!) надо продолжить через год на третьем фестивале «Наш кислород».
Видеозаписи Алексея Марковича других спектаклей фестиваля «Наш кислород-2»
Творческое объединение DIY-театр, Харьков. «Как дети»
Общедоступный театр «Периферия», Астрахань. «Френдзона»
«Новая сцена-2», Белгород. «Города одиночества»
Видео спектаклей предоставлено Алексеем Марковичем, markovich.tv