Зачем для учителей вводят экзамены?
Исследование компетенций учителей проводят для того, чтобы проверить, хорошо ли педагоги знают предметы и методику преподавания. Результаты исследования дадут понять — как повысить качество преподавания в школах.
Как сообщает «Учительская газета», задания проверочных материалов разбиты на четыре части. Педагоги участвовали в исследованиях по дисциплинам, которые они преподают в школах, а потом должны были ответить на вопросы анкеты о психолого-педагогических аспектах работы учителя. Также в исследовании проверяли коммуникативные навыки учителя и его знания методики преподавания.
Подобные исследования начали проводить ещё в 2015 году. Тогда в проверке участвовали около тысячи учителей русского языка. В 2017 году экзамен стали сдавать педагоги русского языка, литературы и математики из 13 регионов. В будущем Рособрнадзор планирует сделать оценку компетенций учителей одним из элементов национальной системы профессионального учительского роста, а также включать результаты в систему повышения квалификации педагогов.
«Учимся на своих ошибках»
Этой осенью исследование компетенций впервые прошли белгородские педагоги. Учитель математики из лицея № 3 Старого Оскола Ирина Белая считает, что на такие объёмные задания нужно выделять больше времени.
— На экзамен даётся 3 часа 15 минут. Нам не хватило времени на некоторые задания, потому что они были объёмными. Также отмечу, что в предметные компетенции входили вопросы и по математике, и по информатике, но я преподаю только математику. Приходилось доставать из сундуков памяти эти знания. Мне кажется, что это тяжеловато для учителей. Информатики с математикой больше связаны, ведь у них встречаются задания, которые связаны с математикой. А математики информатику могут подзабыть. Хотя стоит отметить, что задачи в первой части были элементарными, — рассказала «Фонарю» Ирина Вячеславовна.
Педагог призналась, что перед экзаменом она волновалась, так как не предполагала, какие задания ей предложат. Аналогичные чувства испытывала учитель русского языка и литературы из гимназии № 3 Белгорода Галина Данькова. Однако, по её словам, как только им выдали задания — волнение ушло. Галина Данькова тоже проходила исследование по предметным и методическим компетенциям.
— Задания, на мой взгляд, интересные, хотя и сложные. Мне больше всего понравилось последнее задание, в котором на основе текста нужно было предложить детям не менее трёх разноуровневых заданий. Но, к сожалению, обратной связи не будет. Нам сказали, что информации о том, как мы прошли экзамен, не дадут. Было бы хорошо посмотреть на свои минусы, и что-то подтянуть. Что касается доработок, то я думаю, что нужно проводить данные исследования с учётом того, в каких классах работает учитель. Что я имею ввиду? Во второй части было задание, касающееся деток с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья — прим. «Ф».). Я в своей практике ещё с ними не сталкивалась, и поскольку я не практикующий в этом смысле учитель, то этот вопрос я оставила неосвещённым. И времени на второе задание [проверка методологических компетенций] было маловато, — поделилась с журналистом «Фонаря» Галина Анатольевна.
Галина Данькова считает, что если разработчики прислушаются к мнению учителей и подкорректируют задания, то исследование может стать действительно полезным.
— В конце концов, мы первопроходцы. Что-то не полностью делаем, где-то не до конца отвечаем, но учимся на своих ошибках, — добавила учитель русского языка и литературы.
В департаменте образования Белгородской области учителей успокаивают: сейчас идёт «обкатка» новой модели аттестации. Обратная связь очень важна — она позволит понять какими должны быть материалы, инструменты и технологии для проведения объективной оценки квалификации педагога.
— По сути, это не мы тестируем учителей, а учителя тестируют новую систему, — говорит Анзор Музаев, заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки. — То есть на данном этапе это никак не отразится на профессиональной репутации педагогов.
О самом важном уроке школьникам
Ирина Вячеславовна и Галина Анатольевна работают в школах больше 20 лет. За это время они успели воспитать несколько поколений школьников. У каждой из них есть выпускники, которыми они гордятся и с теплотой вспоминают.
— У меня таких историй много. Вот в 2014 году у нас выпускалась Евгения Крупина. Это замечательный ребёнок. Она у меня первая и пока единственная стобалльница по ЕГЭ. Я всегда ставлю её в пример. В течение 20 лет было много деток, которые успешно сдавали экзамены или неожиданно раскрывались и достойно проявляли себя, — вспоминает Галина Данькова.
Ирина Белая считает, что учитель должен не только хорошо знать свой предмет, но и обладать коммуникативными навыками для того, чтобы находить общий язык с детьми и их родителями.
— Почти все мои выпускники поступают в престижные вузы Москвы, Санкт-Петербурга. Докторов наук пока нет, но все люди активные и честные. Я, когда прихожу на урок к детям, говорю, что, в первую очередь, важно быть хорошим человеком. Воспитание должно быть на первом месте. Мне кажется, мы должны вырастить достойное поколение, — добавляет учитель математики.
О проблемах, с которыми сталкиваются педагоги
— К сожалению, сейчас стало сложнее работать с родителями. Они не слышат. Поэтому здесь должно быть двойное внимание и двойное убеждение. Поколение детей тоже поменялось, — рассказывает Галина Анатольевна.
По мнению Ирины Белой, учителям нужно подстраиваться под новое поколение, принимать его и понимать его особенности.
— Учитель должен самообразовываться. Каждые пять лет меняется поколение детей и родителей, и каждый раз они смотрят на жизнь по-новому. Учитель должен маневрировать в этом потоке и уметь находить подход к каждому человеку, — добавила Ирина Белая.