В чём проблема?
В Белгородской области на деревья часто нападают различные насекомые. Например, в 2016 году местное управление Россельхознадзора сообщало, что в регионе появились 37 мест с гусеницами американской белой бабочки. В 2017 году гусеницы краснохвостного шелкопряда съели 70 процентов листьев с деревьев в лесу за селом Дмитриевка, недалеко от Старого Оскола. Похожая ситуация случилась и в других лесопосадках области. Летом 2018 года в Шебекине было как минимум 17 случаев бактериального ожога деревьев. Тогда специалисты переживали, что болезнь может поразить значительные площади фруктовых садов региона. Однако всё обошлось.
В 2019 году спасать уже пришлось Центральный парк Белгорода. Там деревья поразил ясеневый пилильщик, ещё часть деревьев на главных улицах города —минирующая моль. В Губкине американская бабочка уничтожила зелёные насаждения на 12 гектарах.
Как в Белгородской областью борются с заболеваниями деревьев?
— Деревья нужно либо целиком спиливать, либо обрабатывать. Обрабатывать деревья химическими препаратами в населённых пунктах нельзя. Есть биологический препарат, но он довольно дорого стоит. Если очаг большой, стоимость работ измеряется в сотнях тысяч рублей. А таких денег на форс-мажор в бюджетах не заложено, — говорил несколько лет назад заместитель отдела надзора в области карантина растений управления Россельхознадзора по Белгородской области Сергей Тесля.
В большинстве случаев специалисты устанавливают на поражённом участке карантин и объясняют собственникам земли, что делать дальше. В Центральном парке Белгорода обработку деревьев специальными химическими веществами проводили несколько раз, так как не все гусеницы погибли сразу. По информации Go31.ru, вещество, применяемое в таких случаях, опасно только для жёсткокрылых насекомых.
В этом году мэрия Белгорода активно стала внедрять новый метод борьбы с болезнями деревьев — вырубка. Так, за 2019 год в городе планируют вырубить около 300 деревьев и ещё 432 — обрезать. Деревья уже вырубили на улице Попова и Гражданском проспекте, на очереди — деревья на улицах Князя Трубецкого и Николая Чумичова. В администрации «Фонарю» сообщили, что на этих улицах деревья поражены стволовой гнилью, нежизнеспособны и имеют опасный укол наклона — более 35 градусов.
Что делают власти Белгорода для борьбы с каштановой молью? На этот вопрос телеканалу «Мир Белогорья» ответил инженер-лесопатолог МБУ «Управления «Белгорблагоустройства» Николай Сморщок.
— Моль сама размером меньше 4 миллиметров, она откладывает на листовую пластину яйца, а гусеничка внутри самого листа и закрыта снизу и сверху самой оболочкой, её никакой химпрепарат не берёт. На западе пробовали инъекции вводили, но это если взять 28 сантиметров в диаметре делать инъекции через каждые 4-6 миллиметров нужно обкалывать каждое дерево дорогостоящим химпрепаратом. Запад пытался тоже, искал, чем вылечить, но отказался полностью. Происходят трудозатраты и затраты материальных средств, а эффекта почти ноль, — прокомментировал Николай Сморщок.
Поэтому в Белгороде решили спиливать болезненные каштаны, а не лечить их.
Что будет на месте срубленных деревьев?
По информации телеграм-канала «Белгород №1», администрация Белгорода обещает все вырубленные деревья заменить на новые. Например, на месте срубленных деревьев на улицах Николая Чумичова и Князя Трубецкого появятся европейская липа, красный дуб и остролистный клён. В центре Белгорода от улицы Победы до Гражданского проспекта высадят более 150 лип. Как сообщает ИА «Бел.Ру», администрация закупила липы на сумму 2,6 миллиона рублей. Стоимость одного дерева составляет 17,3 тысячи рублей. В контракте указано, что если деревья не приживутся в течение двух лет, то подрядчик их заменит.
— Эта липа меньше подвержена заболеваниям, меньше на неё нападают разные вредители. Эта липа будет себя отлично чувствовать в наших условиях, — заявила Ольга Каленбет, начальник службы по выращиванию декоративных культур МБУ «Управления «Белгорблагоустройство».
Отметим, что 23 дерева на улице Попова срубили потому, что корневая система этих деревьев проросла в ливневую канализацию. Сами деревья были старовозрастные с сухими ветками и опасно наклонены к дороге. После этого губернатор Евгений Савченко потребовал ввести в регионе регламент «по прекращению жизнедеятельности деревьев», который бы устанавливал запрет на бесконтрольное уничтожение живых растений.
Как борются с вредителями в Орле?
В Орле также столкнулись с проблемой поражения каштанов минирующей молью. Здесь с вредителями боролись двумя методами. Первый — развешивание феромоновых ловушек. Их начали развешивать до начала цветения каштанов. На большие деревья приходилось по две ловушки с разных сторон кроны, на невысокие — по одной. В течение вегетационного периода лучше всего, по рекомендации специалистов, развешивать ловушки три раза.
Второй метод борьбы с минирующей молью, по информации пресс-службы администрации Орла, — это введение в стволы деревьев инсектицида «Бишка, КЭ» (как раз этот способ Николай Сморщок назвал дорогостоящим). Для этого просверливают от двух до восьми отверстий под углом 45 градусов и вводят около пяти миллилитров инсектицида в каждое отверстие, затем заделывают их садовым варом. Такую процедуру проделывают раз в месяц, соответственно, за сезон инсектицид вводят 3–4 раза.
— По нашему мнению, наиболее эффективным методом борьбы с минирующей молью является введение инсектицидов в стволы деревьев, — ответили корреспонденту «Фонаря» в администрации Орла.
В итоге эти методы помогли орловчанам сохранить деревья и победить моль?
Вышеперечисленными способами в Орле удалось вылечить около тысячи каштанов. Специалисты отметили, что внешний вид листовых пластинок улучшился, количество поражённых листьев уменьшилось и увеличился вегетационный период.
— Фактов гибели каштанов от поражения их минирующей молью выявлено не было. Снос деревьев как метод борьбы с минирующей молью в городе Орле не применяется, — добавили в пресс-службе Орла.
Наверное, такие методы очень дорогостоящие?
В администрации Орла «Фонарю» сообщили, что на приобретение полутора тысяч ловушек и 15 литров инсектицида и на само лечение 500 каштанов потратили 450 тысяч рублей. Остальные 500 деревьев удалось спасти с помощью общественных организаций.
На графике указано, что 2,6 миллиона рублей администрация Белгород потратит на покупку 150 лип, при этом срубив около 300 деревьев. В свою очередь, Орёл вложил в лечение 500 каштанов 450 тысяч рублей, сохранив деревья.