Поэтому ниже будет всего лишь субъективная попытка обозначить несколько важных вещей, которые белгородцам оставила эпоха Савченко.
1993 год. Начало
— В далёком неспокойном октябре 1993 года, вот в этом зале, за этой трибуной, вступая в должность исполняющего обязанности главы администрации Белгородской области, держа в руках полуторастраничный рукописный текст, я произнёс короткую трёхминутную речь. Смысл моего выступления сводился к двум обещаниям. Первое: я вернулся из Москвы в область не для того, чтобы разрушать, а для того, чтобы вместе с земляками сохранить созданное и на его основе строить и созидать новое. Второе: я вернулся в область не для того, чтобы преследовать инакомыслящих, а для того, чтобы объединять всех вокруг для общих целей, — вспомнил, как всё начиналось Евгений Савченко в сентябре 2020 года.
Евгений Савченко был, наверное, одним из самых опытных губернаторов современной России. В некоторых проектах он был первопроходцем, за которым следили другие коллеги и не стеснялись повторять удачный опыт. Евгений Савченко удержался у власти при трёх президентах России и десяти премьер-министрах, и результаты его работы дают понять, как ему это удалось.
Всем
газ!
В
1993 году Евгений Савченко поставил себе
амбициозную цель — реализовать в регионе
большую программу всеобщей газификации.
Кажется, с самого начал он взял для
кого-то недостижимую планку, но сумел
доказать, что в любом деле — главное
поставить цель и идти к ней, и тогда всё
получится.
До 1993 года, как сообщает «Мир Белогорья», каждый второй дом у нас в области отапливался дровами и углём. Но в дальнейшем после старта массовой газификации в Белгородской области за три года построили 20 тысяч километров газопровода, что, по словам журналистов, составляет половину экватора! Кстати, по федеральным планам 1990-х годов в регионе должны были провести всеобщую газификацию и закончить её только к 2017 году (!). В нашем 2020-м с его «умными» проектами и 5G-сетями это звучит как будто из другого мира, но, наверное, 90-е и были тем другим и мало сейчас представляемым миром.
Свой
дом
Одна
из самых часто упоминаемых вещей,
связанных с работой Евгения Савченко
во главе Белгородской области, — развитие
ИЖС в регионе. Знакомиться с нашим опытом
к нам неоднократно приезжали из разных
регионов: смотрели и учились, как сделать
так, чтобы появилось желание и возможность
построить свой дом (а там уже и дерево
посадить, и сына воспитать не проблема!).
Например, так было год назад на форуме
Общественной палаты «Сообщество». О
нём подробнее можно прочесть
здесь.
Задачу по развитию ИЖС белгородский губернатор поставил перед собой в самом начале своего управленческого пути — в далёком 1993 году. Её решение — Фонд поддержки ИЖС, который позволял людям сэкономить на покупке строительных материалов и аренде стройтехники, потому что компенсировал половину затрат за счёт льготных займов, которые первоначально можно было возвращать даже продукцией с личных подворий.
Через десять лет, в конце 2003 года, Евгений Савченко подпишет «Стратегию развития жилищного строительства на территории Белгородской области до 2010 года», которая позволит многим желающим «осесть» на земле и при этом чувствовать себя комфортно и жить в радость. Тогда же была поставлена цель — строить по 6 тысяч частных домов в год. В итоге она дала Белгороду и Старому Осколу новые микрорайоны, которые разгрузили городские центры. Кстати, в 2005 году, например, по вводу жилья на душу населения Белгородская область занимала второе место в России, не опередив только Москву — тогда в абсолютных цифрах регион достиг исторического максимума, потому что было построено 946 тысяч квадратных метров жилья, из которого 2/3 составило ИЖС.
За годы работы Фонда поддержки ИЖС около 9 миллиардов рублей вложили в строительство и достройку частного жилья и почти 60 тысяч семей с не самым высоким доходом его в итоге получили.
Сейчас в регионе продолжается проект «Новая жизнь. ИЖС», который дал возможность молодым специалистам приблизить мечту о собственном доме. И как говорил Савченко, в некоторых случаях использовать в качестве стартового взноса средства, полученные с продажи квартиры в «Новой жизни» — первой ступени этого многогранного проекта (к слову, «Новую жизнь» включили в перечень лучших социальных практик федерального Агентства стратегических инициатив).
Ах, дороги!
Белгородскими
дорогами нас не удивишь, но гостей
региона они по-прежнему удивляют. Не
повсеместно, конечно, но по самым
популярным направлениям точно. Здесь
можно было бы сделать полноценный
таймлайн, когда и что было построено,
но пусть это останется профильному
департаменту, мы же ограничимся только
малым напоминанием, что именно при
Савченко появился такой привычный
многим мост,
соединивший Разумное с Таврово и
Соломино; трасса от Старого Оскола к
Губкину стала из двухполосной
четырёхполосной, а вокруг Белгорода с
ростом ИЖС появился свой дорожный пояс
— кольцевая автодорога.
Конечно, периодически удивляет, как часто у нас перекладывают ещё хороший асфальт, тратя на это бюджетные деньги, или слушают неместных экспертов и творят мало пока вообразимое на Щорса и проспекте Богдана Хмельницкого, но мы привыкли уже, что у нас с дорогами постоянно что-то происходит, и это что-то чаще всего в итоге приносит положительный результат. Поэтому подождём и в этот раз и оценим, как оно будет.
Белгородский
агромир
Успехи
региона в сельском хозяйстве кто-то
резонно может отнести к личным успехам
друзей и близких Евгения Степановича,
но с точки зрения общей оценки эти личные
успехи дают нам солидный статус региона,
который, например, производит четверть
всей российской свинины. Это тоже ещё
одна заметная вершина 27-летки Евгения
Савченко.
У губернатора была возможность сделать металлургию областным приоритетом, но он добавил к ней сельское хозяйство, опередив федеральные программы по развитию АПК и потом успешно в них встроившись и закрепившись в лидерах. На сегодня сельскохозяйственная продукция составляет более 30 процентов доли в валовом региональном продукте. К слову, по данным «Коммерсанта», сам ВРП в регионе с 1994 года не просто подрос, а увеличился в 225 раз (!): с 4,09 миллиарда до более чем 900 миллиардов.
В финале 27-летки Савченко — новый намеченный горизонт: начать производить в регионе растительное мясо.
— Это очень перспективное направление. Чтобы наша область была здесь первой. Я считаю, что надо туда вникнуть глубоко, чтобы от этого погружения уже какие-то сигналы пошли для других наших агрохолдингов, которые могли бы быстро перестраиваться. Возможно, нам придётся в этой связи растениеводство перестраивать в пользу бобовых культур. Может, возрождать в этой связи горох. Тут глобально надо сейчас посмотреть, — намечал агроперспективы в сентябре 2020 года губернатор Евгений Савченко .
Дать
жизни сёлам
При Савченко в сёлах не только появлялись газ и дороги, но и менялся сам уклад, который позволял людям чувствовать себя не обделёнными городскими благами: строились новые дома культуры (и даже центры культурного развития), появлялись центры семейной медицины, ремонтировались школы, открывались новые детские сады, подводилась вода (хотя не всегда хорошего качества, но, возможно, эту проблему сможет решить новый областной проект «Чистая вода»).
— Сельский социальный кластер должен включать в себя ряд обязательных элементов. Первое — это досуговое учреждение со всеми его атрибутами: кино, библиотека, игровые помещения. Но не игровые залы, а для спортивных игр, естественно. Второе — школа со спортивным залом. Третье — помещение для врача общей практики. Четвёртое — помещение для участкового уполномоченного милиции. Пятое — баня. Шестое — административное здание. Седьмое — храм. И восьмое — благоустроенное кладбище. Вот что должно у нас быть на территории каждого сельского муниципального образования, самого низового звена местного самоуправления. Их у нас в области насчитывается более трехсот, — планировал работу по повышению привлекательности белгородских сёл Евгений Савченко в 2006 году.
Последние штрихи сельских преобразований — программа по реконструкции и чистке колодцев, которую губернатор форсировал, обязав завершить не в 2023 году, как планировалось, а к 2021 году.
Семейная
медицина
Проект
«Управление здоровья», который был
наиболее заметен последние годы, —
очередное ноу-хау белгородского
губернатора.
Заявил
он о нём в 2016 году, когда предложил
переориентироваться на профилактику
заболеваемости.
— В США на здравоохранение выделяется 11 тысяч долларов в год на человека, в Германии — более 6 тысяч евро, а в России на 2018-й на каждого гражданина заложено... 10 800 рублей. Нам трудно тягаться с Америкой и Европой в объемах финансирования, поэтому нужна семейная медицина, отвечающая за состояние здоровья, — объяснял необходимость проекта Евгений Савченко.
Кстати, несмотря на то, что проект запустили только в 2016 году, первые предпосылки о нём появились ещё за десять лет до этого.
— Врач — если он врач общей практики — должен жить и работать на той территории, которую он обслуживает. На той территории, которая за него платит. За состояние здоровья мы ему платим. То же касается участкового детского врача и так далее, и так далее. Вот этот принцип, четвертый, у нас тоже нарушен. То есть наш стул профилактического, первого звена здравоохранения, пока ещё на 2,5 ножках стоит. Наша задача — в текущем году поставить его на четыре ноги, — говорил в своём ежегодном отчёте за 2005 год Евгений Савченко.
Как видим сейчас, на то, чтобы поставить этот профилактический стул на четыре ножки, потребовалось в разы больше времени. Насколько окажется жизнеспособной система, когда фактически каждого жителя региона, закрепили за семейным врачом, которого «привязали» к обслуживаемой территории, — увидим в обозримом будущем.
Пока остаётся мало прогнозируемым, выправит ли ситуацию семейная медицина и значительные бюджетные вливания в развитие отдельных больниц и поликлиник в регионе (особенно в ситуации, когда мы «плавно входим во вторую волну коронавируса»). Но белгородский опыт по модернизации первичного звена здравоохранения одобрили и поддержали на федеральном уровне. Вообще, кстати, часто бывает так, что то, что появляется у нас, потом распространяется и по всем российским регионам: например, у нас с 2006 года школьники получали бесплатные молочные завтраки, а в марта 2020 года Владимир Путин подписал закон о предоставлении с 1 сентября бесплатного горячего питания ученикам начальных классов.
Не
всегда победы
Конечно, за 27 лет в регионе были не только победы, рекорды и первенства в рейтингах. Некоторые вопросы из года в год звучали, но так и не были решены. Приведу лишь один пример: не один год учителям обещали, что их избавят от части бумажных отчётов, но, кажется, справиться с этой задачей так и не смогли.
— Первое, и об этом уже не говорят, а кричат сами учителя: надо освободить их от формального бумаготворчества. От немыслимого числа отчётов о проделанной работе. Нужно дать возможность учителю перейти к самой работе. Учитель должен работать с учеником, заниматься самообразованием, а не тратить время на отчёты. Как пошутил недавно Владимир Путин: «Лучшие борцы с бюрократией — это сами бюрократы», и я с ним согласен. Качество работы учителей нужно определять не проверками отчётов учителей о проделанной работе, а тестированием способностей учеников, в том числе творческих. Я уже третий раз даю публичное поручение, но пока что мы никак не переступим через это, всё ссылаемся на какие-то свыше исходящие нормативные документы. Я попросил бы депутатов включиться в эту работу, помогите департаменту навести порядок, подскажите, как это сделать. Мы должны эту проблему решить. Учитель должен работать с учениками, а не с бумагами, — давал поручение сотрудникам Евгений Савченко в 2013 году.
Регион
«спокойной жизни»
Так
получилось, что Белгородская область
стала привлекательной для жителей
других регионов, которые по крайней
мере раньше часто её выбирали для
«спокойной старости».
— Савченко превратил Белгородскую область из постперестроечного захолустья в блестящий и экономически стабильный регион, который относится к ведущим субъектам РФ по многим показателям, куда ехали со всей страны, рассматривая его как регион для спокойной жизни, в том числе на пенсии. И для Савченко очень важно, что он передает область в порядке и в политическом, и экономическом смысле. Там ничего не надо доделывать, и следующему губернатору можно будет продолжать работать спокойно, главное для него — просто ничего не сломать, — считает политолог, основатель «Клуба Регионов» Сергей Старовойтов.
Как итог: за 27 лет население области выросло на 100 тысяч человек (на 8,4 процента), смертность сократилась на 2,9 процента, несмотря на то, что рождаемость снизилась с 10,5 на тысячу населения в 1992 году до 8,5 — в 2019-м.
Ещё одна причина, почему Белгородскую область выбирают для переезда, — безопасность. В 2019 году регион даже стал одним из лидеров по безопасности: эксперты подсчитали количество тяжких и особо тяжких преступлений на тысячу человек, и в Белгородской области этот показатель оказался равен 1,7. Для сравнения: в Курской области он равен 2,1, а в Орловской — 2,2.
Программированное
будущее
По итогам 2019 года в рейтинге качества жизни Белгородская область третий год подряд занимала пятое место; по объёму производства в сельскохозяйственных предприятиях мы были вторыми после Краснодарского края, по инвестиционной привлекательности — тоже занимали второе место в общероссийском рейтинге. В своём последнем отчёте перед думой Евгений Савченко заявил, что в 2019 году регион поставил рекорд по дорожному строительству: на эти цели потратили 21,5 миллиарда рублей, что на 5 миллиардов больше затрат 2018 года.
В 2019 году Белгородская область первой в стране выполнила показатели национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги», за что бонусом получила из федерального бюджета ещё 670 миллионов.
Вступая в свой последний губернаторский срок, Евгений Савченко обозначал четыре программных направления, которые теперь, похоже, придётся продолжать его преемнику : «Белгородчина — территория инновационной экономики» (внедрение цифровых технологий в экономику, программа «500/10 000» , по которой планируют создать 500 малых предприятий и трудоустроить с их помощью 10 тысяч человек, вхождение в топ-10 российских регионов по размеру регионального валового продукта на одного жителя и пр.), «Белгородская область — территория высоких жизненных стандартов» (налоговые послабления для пенсионеров и льготы для тех, кто переезжает в малозаселённые населённые пункты, как было в случае с Ватутино; строительство магистральных дорог от Белгорода к районным центрам — в итоге все районные центры соединили дороги общей протяжённостью более 600 километров); «Белгородчина — территория высоких социальных стандартов» (решить проблему со второй сменой в школах, отремонтировать общежития и учебные здания ссузов, открыть не менее трёх больниц скорой помощи и т.д.), «Белгородская область — территория строительства солидарного общества» (перевод взаимодействия жителей с чиновниками в электронный формат и пр.).
22
сентября 2020 года
— За все годы исполнения моих обязанностей как главы администрации, как губернатора области, я ни разу не отступил от данных мной обещаний. Я всегда руководствовался в повседневной работе одними принципами: сотрудничества, солидарности и справедливости. Меня всегда вдохновляли слова великого русского философа Николая Фёдоровича Фёдорова: «Жить нужно не для себя и не для других, а со всеми и для всех». Дорогие друзья, за 27 лет совместной работы мы с вами сделали немало. Сегодня Белгородская область по многим показателям признанный лидер социально-экономического развития в стране, а по качеству жизни белгородцы входят в тройку лучших регионов Российской Федерации...
Дорогие друзья, я добровольно оставляю свой пост и принимаю новое служение с прекрасным чувством — чувством исполненного долга перед вами, дорогие мои земляки, — сказал в своём последнем слове 22 сентября Евгений Савченко.
Ещё
в
2003 году, вступая в очередную выборную
гонку, Евгений Савченко
говорил:
«Надеюсь, предвыборная борьба будет
чистой, а победивший кандидат будет
проводить политику региона чистыми
руками». Остался
ли он верен своему напутствию к завершению
своего почти 27-летнего срока — каждый
может оценить сам, но однозначно, что
наследие после себя Евгений Савченко
оставил значительное. Главное теперь преемнику его не растерять.