Если вы не понимаете, о чём идёт речь, вот вам краткая справка: в октябре 2019 года сотрудники ФСБ задержали старшего оперуполномоченного регионального управления экономической безопасности и противодействия коррупции УМВД по Белгородской области Сергея Мартышова и директора компании «Белогорье Инвест-Строй» Сергея Иваненко. По версии следователей, в сентябре 2019 года Мартышов пытался получить через посредника, которым был Иваненко, 1,3 миллиона рублей за непроведение проверки в отношении одной из фирм. Заявление на предпринимателя написал бизнесмен Павел Тапашиди. «Фонарь» сделал собственное расследование (его можно почитать здесь, — прим. Ф.), чтобы выяснить, кем являлись Мартышов и Иваненко. Мы обнаружили не только несколько возможных сомнительных схем, связанных с бизнесом Сергей Иваненко, но и его дом в селе Никольское (о нём и пойдёт речь ниже), а также выяснили, что у его отца — Вячеслава Иваненко — ранее были связи с экс-губернатором Белгородской области Евгением Савченко. В августе 2020 года Белгородский районный суд приговорил бывшего полицейского Сергея Мартышова к восьми годам исправительной колонии строгого режима и штрафу в 2,6 миллиона рублей.
«Либо 6 миллионов, либо пусть сидит»
По словам предпринимателя Павла Тапашиди, дом и участок в селе Никольском, которые предприниматель Вячеслав Пристан получил от Сергея Иваненко в 2011 году при неизвестных обстоятельствах (при этом Иваненко продолжал жить в доме до момента задержания, — прим. Ф.) продали за 7 миллионов рублей некоему Александру Михайловичу Евдокимову. Как мы выяснили, Александр Евдокимов изначально был доверенным лицом Павла Тапашиди и занимался всеми вопросами, связанными с уголовным делом о посредничестве при передаче взятки, в котором фигурировал Сергей Иваненко.
— Когда Иваненко задержали, он [Евдокимов] должен был держать меня в курсе, что там происходит, как двигается дело, что там [происходит] на следствии. Он как юрист представлял мои интересы, — объясняет Тапашиди свои взаимоотношения с Евдокимовым. — Но потом, когда всё произошло, и Евдокимов увидел этот дом при задержании и следствии..., он сказал себе: «Я [...] хочу этот дом получить».
Тапашиди говорит, что после этого Александр Евдокимов якобы параллельно с работой на него стал общаться с Сергеем Иваненко, который во время следствия находился под домашним арестом. Предприниматель утверждает, что Евдокимов ему рассказывал, что Иваненко может грозить тюрьма, а Иваненко, в свою очередь, предлагал различные условия, при которых Тапашиди пойдёт на мировую. Сам Тапишиди утверждает, что не знал о том, что его представитель общается с Иваненко на эти темы.
— Когда Евдокимов узнал все данные, он обратился ко мне. Мы сидели в Москве в кафе, он сказал мне: «Что ты хочешь от Иваненко: чтобы мы вышли на мировую и не имели претензий? Ты же не хочешь его посадить?» Я говорю: «В принципе, не хочу. У меня задача одна — пусть вернёт мне мои деньги, которые он у меня взял», — воспоминает разговор с Александром Евдокимовым Павел Тапашиди.
Как утверждает Тапашиди, Сергей Иваненко ранее занял у него 10,2 миллиона рублей. Тапашиди заверил Евдокимова, что готов отказаться от обвинений по делу о посредничестве во взятке, если Иваненко отдаст хотя бы 6 миллионов от этой суммы. Юрист, по словам Тапашиди, уточнил у него, может ли он взять с Иваненко большую сумму и оставить разницу себе. Тапашиди не стал возражать.
По словам предпринимателя, у Сергея Иваненко были 6 миллионов рублей, которые ему дал «друг». Какой именно, — Павел Тапашиди уточнять не стал. После того, как Александр Евдокимов договорился о передаче денег, он сказал Тапашиди, что Иваненко сможет вернуть ему только 3 миллиона, а оставшуюся часть суммы он планировал оставить себе. Тапашиди отказался от 3 миллионов, потому что за день до передачи он уже знал, что Евдокимов хотел оставить себе половину суммы.
— Я сказал, что мне 3 [миллиона] не надо. Мне вообще ничего не надо. Я хочу, чтобы человек сидел. Либо он возвращает мне 6 миллионов, либо пусть сидит. После этого Евдокимов стал настраивать Иваненко против меня: если до этого он со всем соглашался, то после начинает резко давать против меня показания и говорить, что не брал у меня денег, — утверждает Тапашиди.
После этого Тапашиди нанял других адвокатов и вышел на мировое соглашение уже с отцом Сергея Иваненко — Вячеславом Иваненко, который также фигурировал в расследовании «Фонаря». С ним Тапашиди договорился о возврате 5,2 миллиона рублей в обмен на мировое соглашение, но, как утверждает предприниматель, Евдокимов смог переубедить Вячеслава Иваненко не платить деньги и якобы предложил ему личное содействие и собственные связи, чтобы помочь с завершением расследования по уголовному делу.
Желанный дом
После этого Тапашиди попросился на личный приём к начальникам белгородских управлений СК и прокуратуры, чтобы рассказать им о сложившейся ситуации. Как утверждает сам бизнесмен, после того, как Александр Евдокимов увидел его заявления с просьбой о личном приёме, «все пропали» и перестали выходить на связь, но Александр Евдокимов не оставлял мечты о доме и участке в селе Никольском. Помочь ему в этом могла ссора владельца дома и участка Вячеслава Пристана и Сергея Иваненко.
Далее Тапашиди описал нашему корреспонденту возможную схему, как это можно было сделать, но мы не можем её привести в публикации, так как в ней фигурирует предположение о возможном нарушении закона, проверить которое хотя бы ещё в одном источнике мы не можем.
По словам предпринимателя, Пристан в итоге по неизвестным мотивам продал Евдокимову дом и участок за 7 миллионов рублей, при том, что они раньше были выставлены на продажу на «Авито» за 28 миллионов рублей, хотя их реальная цена, по оценкам Тапашиди, может составлять около 12 миллионов рублей. Недвижимость была оформлена на Ирину Поцелуеву, также фигурировавшую в расследовании «Фонаря». Поцелуева — тёща Александра Евдокимова. На момент выпуска расследования «Фонарю» не удалось достоверно её идентифицировать, а также понять, почему Вячеслав Пристан имел обременение на недвижимость Поцелуевой. Теперь нам удалось выяснить, что участок и объекты на нём были переданы Поцелуевой в рассрочку, после выплаты которой обременение сняли.
Тапашиди также добавляет интересную деталь: после того, как дом перешёл во владение Поцелуевой, перед домом сожгли машину жены Александра Евдокимова. Кто это мог сделать, — остаётся неизвестным.
Уголовные дела
Редакция уже писала, что по обвинению в посредничестве во взяточничестве Сергей Иваненко получил штраф в 2,4 миллиона рублей. Однако параллельно с этим уголовным делом Павел Тапашиди написал на Иваненко ещё одно заявление в полицию за то, что Иваненко взял у него 4 миллиона рублей за подведение света к посёлку, который строил Тапашиди, но ничего не сделал. Сейчас это уголовное дело объединили с делом обманутых дольщиков, подавших на Иваненко в суд за невыполнение обязательств по строительству жилья. Иваненко пытался обжаловать дело, но проиграл суд в кассации. Параллельно с этим, вероятнее всего, до сих пор открыто уголовное дело в отношении Сергея Иваненко по заявлению Вячеслава Пристана.
Расследование дел же в отношении самого Пристана могли завершить при участии [...], который, как полагает Тапашиди и был инициатором их возбуждения. Сам Вячеслав Пристан не смог прокомментировать указанные факты, сославшись на проблемы со здоровьем. Но мы готовы ему дать возможность дать пояснения по ним позже, представив в публикации и его позицию тоже.
Также, к слову, мы готовы представить позицию упомянутого ранее в публикации Александра Евдокимова, который может обратиться в редакцию по указанным на сайте контактам.
В пресс-службе СУ СК по Белгородской области на запрос «Фонаря» ответили, что в производстве второго отдела по расследованию особо важных дел находилось только одно уголовное дело, возбуждённое на Сергея Иваненко. Оно касалось посредничества во взятке, за которое его уже осудили и оштрафовали на 2,4 миллиона рублей. Касательно Вячеслава Пристана в СК находится только одно уголовное дело по статье об уклонении от уплаты налогов, которое возбудили ещё в 2016 году и, по информации пресс-службы СК, прекратили 30 ноября того же года, так как обвиняемый возместил причинённый ущерб.
Второе уголовное дело в отношении Сергея Иваненко, о котором упоминал Павел Тапашиди, расследуют в настоящее время сотрудники УМВД по Белгородской области. На запрос «Фонаря» в полиции ответили, что завели уголовное дело по обращению одного из ООО о хищении денежных средств в сумме 4 миллионов рублей. Уголовное дело возбудили в отношении «одного из жителей региона» по статье «Мошенничество» (конкретное лицо в ответе на запрос пресс-служба УМВД не назвала — прим. Ф.). Также в УМВД добавили, что на данный момент продолжают проводить «процессуальные действия и оперативно-розыскные мероприятия, направленные на установление всех обстоятельств произошедшего» по этому уголовному делу.