О программе НИУ
В начале пресс-конференции Олег Полухин рассказал о результатах десятилетнего участия НИУ «БелГУ» в программе национальных исследовательских университетов. По его словам, благодаря программе минимум 25 процентов студентов участвуют в научных исследованиях, университет «собрал интеллектуальный потенциал учёных и сформировал мощнейшую материально-техническую базу». За прошлый год университет получил миллиард рублей за научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки. Половину из этих денег — 503 миллиона рублей — университет получил по госдоговорам, заключённым с российскими предприятиями.
Также сейчас университет может получать финансирование из грантов и привлекать учёных из зарубежных и других российских вузов.
Ректор НИУ «БелГУ» считает, что программа НИУ — лучшая среди подобных программ для российских вузов.
— Мы получили за десять лет по программе НИУ всего лишь миллиард рублей. Эти деньги были нам даны в первые пять лет, а затем в следующие пять лет мы этот собственный миллиард должны были вложить. Мы эту задачу выполнили. Всего на программу было выделено 29 миллиардов. Но она продвинула фактически все университеты. Кого-то в большей степени, кого-то в меньшей, но все они получили колоссальный толчок. Ещё ряд образовательных проектов реализовывался за это время в России, но мне кажется что НИУ — это лучший проект, который был создан и реализован, и это был тот толчок, который позволил нам занимать такие позиции, на которые у других университетов ушли десятки лет, — рассказывает ректор НИУ «БелГУ» Олег Полухин.
О шлагбаумах возле главного корпуса НИУ БелГУ
Сейчас университет не может открыть шлагбаумы утром и в течение дня из-за студентов.
— Утром студенты идут на первую пару в 8:30 с остановки «Родина». Это непрекращающаяся толпа в несколько тысяч человек, и, конечно, мы не можем позволить, чтобы в это время [на территории кампуса] было дорожное движение. В два часа дня пары заканчиваются, и эта же толпа передвигается назад, — рассказывает ректор НИУ «БелГУ».
Также шлагбаумы нельзя закрыть из-за требований антитеррористической безопасности учебных заведений. Её проверки ужесточились после теракта в Казани.
— Мы соответствуем всем требованиям закона об антитеррористической безопасности максимально [в университетском корпусе] на улице Студенческой, потому что построение территории там кампусное, и мы полностью огорожены. Здесь же, на улице Победы, мы открыты для всего мира, но нас это нисколько не смущает, хотя постоянно нам делают замечания. Недавно нам дали предписание, которое невозможно исполнить: огородить университет железным забором. В Казани произошло ЧП, и все кинулись проверять антитеррористическую защищённость: сидит ли на вахте бабушка — «божий одуванчик» или охранник, огорожено или нет, есть ли ворота, которые невозможно танком с первого раза разрушить.
По словам Олега Полухина, закрытыми шлагбаумами возле центрального корпуса университета недовольны не только жители города, но и мэр города Юрий Галдун.
— Было такое время, когда начался ремонт улицы Щорса, и мэр несколько раз пристально нам грозил: «Я вам открою, я сам приеду к вам и всё сломаю». Как? Если МЧС и ФСБ нам говорят, что нужно вообще забором огораживаться, а нам хотят сломать последнее ограждение, которое усиливает и нашу антитеррористическую защищённость, и безопасность людей, которые привыкли ходить по дороге и не оглядываться.
О работе Ботанического сада
Олег Полухин также рассказал, почему университет сейчас не может открыть ботанический сад для свободного посещения.
— Нигде в мире и нынешней России нет ботанических садов при университетах, которые были бы полностью открыты для свободного посещения. Везде существует режим, определяющий порядок посещения ботанических садов, потому что ботанические сады при университетах — это, прежде всего, площадка для проведения научных исследований. У нас в саду более 2,7 тысячи видов и сортов растений со всех континентов, и они здесь собраны, прежде всего, в научных целях, — рассказывает Олег Полухин.
Помимо того, что учёные НИУ «БелГУ» проводят в Ботаническом саду научные исследования, студенты биологических специальностей проходят там практику. Ещё в саду много молодых растений, которые легко повредить. Однако ректор планирует со временем открыть сад для жителей.
— Конечно, мы понимаем, что, имея такое богатство, мы должны всё больше давать возможностей жителям пользоваться садом. В этом есть смысл, ботанические сады при университетах несут и рекреационную функцию тоже.
О вакцинации
Ректор пояснил, что в «БелГУ» нет принудительной вакцинации для студентов, но он призывает всех делать прививки. Сейчас прививки от коронавируса есть у 55 процентов преподавателей и 17 процентов студентов. Чтобы с первого сентября в университете могли начаться очные занятия, должны вакцинироваться 65-70 процентов преподавателей и 60 процентов студентов.
— Если вы хотите второй год подряд изучать медицину и инженерные науки по телевизору, мы сделаем всё, чтобы это было возможно, но мы не можем обеспечить того качества образования, которое будет оцениваться нами же на выходе. Мы при всей своей лояльности не будет учитывать никаких жизненных обстоятельств для экзаменов, зачётов, курсовых, а будем требовать тот уровень знаний, который должен быть, но мы не можем его объективно дать в том объёме, в котором он должен быть. Поэтому всё добровольно, но я призываю вех прививаться, — заявляет ректор НИУ «БелГУ».
Олег Полухин также просит разрешения у администрации, чтобы привить иностранных студентов. По его словам, они сами обращаются к ректору, чтобы им организовали вакцинацию в университете. Олег Полухин поделился интересной историей: недавно 135 студентов-иностранцев самостоятельно привились от коронавируса на площадке «МегаГРИННа», потому что там перепутали понятия «вид на жительство» и «временная регистрация».