В Белгороде провели митинг, где собрали подписи против эвтаназии бездомных животных. Её должны узаконить по новым поправкам в федеральный закон «Об ответственном обращении с животными». Подобные митинги российские зоозащитники проводили в Москве, Рязани, Челябинске и других городах страны.
Белгородские волонтёры согласовали мероприятие с городской администрацией, но площадку им выделили только на окраине города — возле «Дома офицеров». А перед самим митингом выяснилось, что на улице его проводить нельзя, и всем участникам пришлось зайти в здание.
«Остановите бойню»
Как позже объяснила замгубернатора Белгородской области Юлия Щедрина, людей позвали внутрь из-за действующего в регионе жёлтого уровня террористической опасности. Некоторые участники не поверили в это, посчитав, что такое предложение сделали, чтобы «спрятать их» от прохожих.
В актовом зале сидели мужчины, женщины, дети и пенсионеры. Все они пришли высказаться против легализации эвтаназии. Кто-то пришёл на митинг со своими животными, а ещё почти у каждого в руках были плакаты, осуждающие новые поправки: «Белгород против эвтаназии», «Эвтаназия — это убийство», «Остановите бойню». Часть плакатов люди выставили возле сцены — в основном те, которые говорят о том, какой вклад животные внесли в победу СССР в Великой Отечественной войне.
— Собаки-воины подарили нам жизнь. Помните об этом! Об овчарках лайках деревенских шариках и простых дворнягах — забытых героях Великой Отечественной войны. Мы вынесли с поля боя 700 тысяч раненых, уничтожили 300 танков противника, доставили 3 500 тонн боеприпасов, 200 тысяч донесений, протянули 8 тысяч километров проводов, обнаружили 4 миллиона мин, разминировали 303 города, — гласил плакат с фотографиями немецких овчарок, увешанных медалями и орденами.
Соседний плакат с мужчиной в военной форме, приобнимающим овчарку, рассказывал о собаках Джульбарсе и Дине, которые участвовали в ВОВ.
— У украинского села Легедзино есть уникальный памятник 150 пограничным собакам, которые «порвали» полк фашистов в рукопашном бою в 1941 году, — напомнил текст плаката с фотографией памятника — двумя гранитными плитами в форме всполохов огня — на одном из которых изображён советский военный, а на другом — немецкая овчарка.
«Я не могу смотреть на то, как всё достигнутое за это время рушится на моих глазах»
Пока все участники занимали свои места, на сцену вышла зооволонтёр Мария Чумакова, чтобы объявить открытым митинг против «легализации убийства бездомных животных». Сопровождает девушку небольшая белая дворняжка по кличке Беляш.
— Мы должны понимать, что мы однозначно за то, чтобы обеспечить безопасность людям от укусов животных, собак, и мы самое главное за то, чтобы животные не страдали и не погибали от бездействия людей из-за того, что люди их выбрасывают. Мы категорично говорим «нет» эвтаназии и говорим про то, что законы должны работать. Законы есть, но не во всех регионах они работают, поэтому мы в Белгородской области готовы и хотим работать согласно законам, чтобы каждый житель нашего города понимал свою личную ответственность за судьбу как людей, так и наших братьев меньших. Поэтому все мы здесь.
Любители животных собрались показать свою силу, мощь. Я уверена, что здесь далеко не все представители тех голосов, сообществ, организаций, которые помогают животным приобрести дома и быть спасёнными. Нас гораздо больше... Мы с Беляшом говорим вам спасибо. Беляш — это спасённое животное, его тоже хотели застрелить, но его спасли, — рассказала зоозащитница.
После этого на сцену вышла организатор митинга Юлия Кисилёва.
— Сегодня мы здесь собрались, чтобы воспользоваться своим конституционным правом выразить свою гражданскую позицию против поправок в Федеральный закон «Об ответственном отношении к животным». Последние 17 лет я посвятила защите животных. Я являюсь волонтёром, зоозащитницей, общественным инспектором в области животных.
Я не могу смотреть на то, как всё достигнутое за это время рушится на моих глазах. Я категорически против проекта о внесении изменений в ФЗ «Об ответственном обращении с животными» в пункте легализации контроля численности безнадзорных животных путём их убийства. Проект просто противоречит принципам гуманности. Он является антиконституционным и живодёрским. Это не решение проблемы! Не будет регулироваться численность бездомных животных, [закон] не избавит от нападения собак на людей, нарушит законы природы, покажет кровожадный пример подрастающему поколению. Поэтому я хотела сказать решительное нет поправкам, — заключила волонтёр.
«Вы же не предлагаете убивать детей»
Слова попросила член «Совета многодетных матерей Белогорья». Она сторонница принятия закона об эвтаназии — её дочь три года назад укусила бездомная собака.
— Поднимите руки, у кого есть дети, — с этого вопроса начала своё выступление женщина.
— У всех есть дети! — ответила за всех женщина с ближнего к сцене ряда.
— Я очень люблю животных, я очень люблю, когда дети играют с животными, — продолжила общественница. — Но три года назад мою дочь [укусила] бродячая собака. Она шла со школы, и её укусила собака. Мальчики, которые с ней шли, отбивали её палками. Никто не против животных, которые на руках сидят, за которыми ухаживают. Я тоже очень люблю животных, но, простите, кто несёт ответственность за вот эту собаку, которая укусила моего ребёнка? — снова обратилась к залу женщина.
— Власти, — донёсся женский голос из зала.
— Региональная власть, — уточнил ещё кто-то из пришедших.
В зале поднялся шум, люди пытались спорить с общественницей, перекрикивая друг друга.
— Я, конечно, не разбираюсь в этом законе. Я его не изучала. Я просто мама, которая пострадала от этой бегающей бездомной собачки, — заявила со сцены женщина.
— Почему мы наказываем животное, которое оказалось на улице, а не человека, который его выбросил, — задал ей вопрос кто-то из пришедших.
— Да, как эта собака там оказалась? Может, её выбросил человек? — выкрикнула женщина с другого конца зала.
— Вы в корне не правы, — продолжили возмущаться волонтёры.
— Дети остаются на улице — это страшно, а когда блудная собака... — начала выступающая, но так и не успела закончить свою мысль — её прервала другая участница митинга.
— Подождите, мы говорим о единичном случае нападения, — сказала она.
— Единичном случае? Вам показать статистику по Белгородской области, сколько детей кусают собаки?! — возмутилась женщина.
— Подождите, а сколько детей друг друга калечат?! Вы же не призываете убивать детей? — парировали ей волонтёры.
— А я не говорила про убивать...
«Я знаю много случаев, когда виноваты не собаки, а люди»
Под выкрики участников митинга со сцены женщину проводила министр общественных коммуникаций Оксана Тарантова, добавив: «Мы представители власти, с которой вы сейчас находитесь в диалоге, ради которого вы сюда пришли. Поэтому давайте сейчас без шума и без крика. Мы выскажем свою позицию», — призвала всех присутствующих министр.
Чтобы представить позицию областных властей, на митинг приехала замгубернатора Юлия Щедрина. Она начала своё выступление с заявления о том, что у неё тоже есть животное, и она, как и руководство области, — за гуманное отношение к животным.
Щедрина добавила, что поправки, которые принимаются, носят рекомендательный характер, и регион может либо принять их, либо нет. Однако пока неизвестно, будет ли принимать поправки Белгородская область, если законопроект окончательно одобрят на федеральном уровне (16 мая депутаты приняли его в первом чтении — прим. Ф.).
— Любой принятый закон не может противоречить ФЗ, который как раз говорит о гуманном отношении к животным. Сегодня в федеральном законе нет разрешения на эвтаназию. У нас больше всего приютов в ЦФО, мы ими занимаемся, — объяснила чиновница.
Щедрина рассказала, что в Белгородской области планируют сделать, чтобы снизить уровень жестокого обращения с животными — власти планируют сосредоточиться на обучении детей: «Сегодня проще научить ребёнка, чем переучить взрослого, хотя с ними тоже нужно заниматься».
Чтобы дети ответственно обращались с животными, в регионе разработали образовательные программы для летних лагерей и детских садов, по которым дети уже занимаются.
— Наша задача сегодня — проводить информационно-пропагандистскую работу. Я, например, даже много знаю случаев, когда виноваты собаки, но есть случаи, когда виновата собака, но она... тоже собака. Мы за безопасность жизни людей, их здоровье и [одновременно] за гуманное отношение к животному, — объяснила позицию вице-губернатор.
— Вы говорите, что поправки в законопроект — это не обязательство, а право, но какова вероятность того, что после принятия этих поправок наше региональное правительство не будет использовать эти поправки в своих целях — чтобы очищать улицы города от бродячих собак? — задала вопрос девушка с первого ряда в ярко-зелёной кофте.
— Я здесь стою, я — уже гарантия. Я как должностное лицо губернатора, — ответила ей Щедрина. — Здесь в Белгородской области я могу вам дать гарантию такую. Даже если нас обяжут принимать [подобный] закон, в этом случае проект закона мы также будем с вами обсуждать. Не будем его «втихаря» принимать и не будем это делать за вашей спиной, — заверила пришедших Юлия Щедрина.
— Почему вы не дали провести митинг на улице, чтобы это видели другие люди? — задала ещё один вопрос девушка.
— Подождите, а какая вам разница? — удивилась замгубернатора.
Люди в зале начинают возмущаться, а кто-то даже призывает всех идти на улицу.
— Общественность даже не понимает, о чём речь идёт, — зашептались люди.
— Пойдёмте все на улицу!
— Половина людей даже не знает, что есть такая проблема... — продолжили возмущаться с мест люди.
— Мы на 9 мая отменили все праздники, закрыли все крупные [торговые центры], — напомнила замгубернатора об оперативной обстановке.
«Государство, которое плохо относится к животным, всегда будет нищим и преступным»
На словах вице-губернатора про отмену мероприятий зал снова начал гудеть. Некоторые волонтёры предложили всё-таки выйти на улицу, чтобы собрать подписи против принятия законопроекта. Две женщины встали со своих мест и развернули плакаты, на одном из которых было написано, что волонтёры против эвтаназии, а на втором была приведена цитата Льва Толстого: «Государство, которое плохо относится к животным, всегда будет нищим и преступным». Женщина с этим плакатом держала на поводке небольшую собаку, похожую на хаски, — она передвигалась по залу вприпрыжку на трёх лапах, а на месте четвёртой конечности была культя.
Замгубернатора ушла со сцены, и волонтёры развернули подписные листы. Они разложили их у сцены. Рядом выстроилась длинная очередь из желающих поставить под ними подписи. После того, как своё мнение выразили все, кто хотел, часть пришедших вышла на улицу, чтобы записать обращение к президенту России Владимиру Путину.
— Белгородская область против жестокого обращения с животными, — с таких слов начали обращение волонтёры. — Мы против эвтаназии и убийства собак. Собаки — наши верные спутники жизни, герои и спасатели, незаменимые помощники. Они не только приносят радость и счастье в наши дома, но также готовы отдать свою жизнь ради нашей безопасности. Давайте сделаем выбор в пользу жизни. Каждая бездомная душа, каждое брошенное существо заслуживает шанс на жизнь, на добрые и любящие руки. Мы можем стать их голосом, их опорой и надеждой. Каждая жизнь имеет ценность, и каждая бездомная собака заслуживает счастливой жизни. Самое главное в жизни — это дом, где тебя любят и ждут. Так, пусть у каждого будет такой дом, пусть все услышат нашу страстную просьбу не допустить эвтаназии бездомных собак. Белгород — за гуманный вектор развития общества! — последнюю фразу участники митинга произнесли уже хором.