«Дальнейшее содержание Сергиенко под стражей может его убить». Эксклюзивное интервью с защитником бывшего главы Старого Оскола

Главный редактор «Фонаря» Андрей Маслов взял эксклюзивное интервью у руководителя Московской коллегии адвокатов «Горелик и партнёры» Владимира Горелик. Он адвокат бывшего главы администрации Александра Сергиенко, дело которого начал рассматривать Свердловский районный суд.

Предварительное заседание по делу прошло 13 декабря. Защита в недоумении, почему, несмотря на наличие у бывшего главы Старооскольского городского округа почечного заболевания и на завершение следствия, Сергиенко оставили под стражей. Повлиять на решение судьи не смогло даже комиссионное заключение специалистов одного из федеральных научных центров, которые пришли к выводу, что дальнейшее нахождение в СИЗО может повлечь гибель бывшего чиновника.

— Cитуация c делом Александра Сергиенко вышла за пределы основополагающих принципов уголовного судопроизводства: гуманизма, справедливости и законности. Смысл всего того, что происходит: при явных установленных законом обстоятельствах и документах, которые свидетельствуют о том, что этого человека нельзя содержать под стражей, поскольку более года назад Сергиенко сделали пересадку почки от трупа, он продолжает находиться в изоляторе. Его родные почки из-за поликистоза не работают. У него в совокупности семь тяжёлых и опасных для жизни и здоровья человека заболеваний.

У нас есть заключение специалистов, которое мы представили суду, что имеющееся у Сергиенко почечное заболевание, а именно хроническая болезнь почек в терминальной стадии почечной недостаточности в исходе аутосомно-доминантной поликистозной болезни почек, осложняется сахарным диабетом второго типа, гипертонией третьей степени и другими тяжёлыми болезнями. Всё это в совокупности требует специализированной медицинской помощи, которую медсанчасть, обслуживающая следственный изолятор, не способна оказать, потому что здесь нет профильного медицинского отделения, нужного оснащения и специалистов.

Ещё эксперты пришли к выводу, что Сергиенко нужна срочная операция по удалению его собственных недействующих почек и специальное диетическое питание, которое в СИЗО-3 Белгорода предоставлено быть не может. Но эти доводы судом были проигнорированы: в итоге суд всё равно продлил обвиняемому срок содержания под стражей и установил ему, на мой взгляд, жёсткий и даже неподъёмный для Сергиенко график рассмотрения дела в суде. Ему сложно не только готовиться к судебным заседаниям, но безболезненно переносить почти ежедневные шестичасовые поездки из следственного изолятора в суд и обратно, — говорит Владимир Горелик.

Александр Сергиенко, фото t.me/sergienko_live

Почему защита считает, что Сергиенко может погибнуть в изоляторе?

— В заключении ранее представленных специалистов говорится, что дальнейшее содержание Сергиенко под стражей — убийство. Мы предоставили этот документ прокуратуре и суду, потому что они требовали [экспертной] оценки [состояния здоровья]. Мы обеспечили явку в суд специалиста, который подготовил это заключение. Он прямо сказал, что дальнейшее содержание Сергиенко под стражей — убийство, причём убийство, которое может произойти достаточно быстро.

Суд это заключение проигнорировал, хотя и приобщил его к делу. В вынесенном решении представленное заключение не упомянуто, как будто его и нет. Самого специалиста судья допрашивать не стала, сославшись на то, что у нас закрытое судебное заседание, хотя в законе написано об обязанности суда допрашивать [участников заседания] независимо от того, закрытое оно или нет, — объясняет Владимир Горелик.


Добавим, что впервые о заболеваниях подозреваемого публично стало известно весной 2023 года.


Кто и как обследовал Сергиенко в СИЗО?

— Комиссия врачей Белгородской областной больницы в течение одного дня обследовала Сергиенко после поручения следователей и 22 марта 2023 года выдала заключение, что у него нет тяжёлого заболевания, которое бы препятствовало его содержанию под стражей. Но так как здоровье обвиняемого стало ухудшаться, появились обмороки, анализы показывали, что он может потерять трансплантируемую почку, его защитник обратился в бюро независимой судебно-медицинской экспертизы, чтобы оно подготовило заключение о здоровье Сергиенко и оценило возможность его нахождения под стражей.

В заключении организации говорилось, что больной нуждается в срочной операции по удалению собственных недействующих почек и что ему в условиях следственного изолятора не может быть оказана надлежащие медицинская помощь и диетическое питание. В дальнейшем это могло повлечь негативные последствия вплоть до летального исхода.

Заключение специалистов на судью не повлияло: он оставил моего подзащитного под стражей. А представитель прокуратуры устно высказал мнение, что коммерческая организация «за деньги может написать всё, что угодно».

Дальше была жалоба в Росздравнадзор, который подтвердил, что во время однодневного обследования Сергиенко ему не провели ряд исследований. Проверяющие внесли представление руководству Белгородской областной больницы и обязали его устранить выявленные нарушения. Позже во время ещё одной проверки комиссия подтвердила то, о чём говорили специалисты: тяжесть заболеваний Александра Сергиенко соответствует первой группе инвалидности.

На предварительных слушаниях в декабре защита представила новое заключение: мы привлекли уже не коммерческую организацию, а бюджетную, которая вновь подтвердила реальную угрозу жизни и здоровья Сергиенко, если он продолжит оставаться под стражей. Но решение судьи не изменилось, — приводит подробности защитник Сергиенко.

Александр Сергиенко, фото t.me/sergienko_live

Почему Александра Сергиенко, несмотря на заключение медиков, оставляют под арестом?

— Перед нами бывший глава администрации Старого Оскола, который имеет огромный авторитет. Мы собрали более тысяч подписей [в его поддержку], он сделал много добра, он, действительно старался, работал на результат, и люди это видели. Да, он ошибался, но он не убийца, не насильник, не террорист, не диверсант. Это глубоко раскаявшийся человек, который согласен, что поступал неправильно, но это была незаконная предпринимательская деятельность, а не получение взяток, в чём его обвиняют.

По закону ему обязаны были избрать меру пресечения, не связанную с заключением под стражу, потому что она считается самой строгой, исключительной мерой пресечения. Её избирают к людям, бандитам, террористам, насильникам, в отношении которых имеются реальные основания полагать, что они могут скрыться от следствия и суда, — обозначает свою позицию защитник Сергиенко.

— Владимир Яковлевич, какое обоснование приводит судья? Почему он продлевает эту меру пресечения и не внимает тем доводам, которые вы приводите вместе с экспертом?

— С точки зрения закона я это характеризую по-чеховски: «Этого не может быть потому, что этого не может быть никогда». Вся аргументация, на мой взгляд, с законом не имеет ничего общего. На последнем заседании судья заявил, что наш подзащитный якобы может скрыться от следствия и суда, потому что он совершил особо тяжкое преступление. Но ведь в постановлении пленума Верховного суда РФ говорится, что обвинение в тяжком преступлении может быть основанием для заключения под стражу на первоначальном этапе, когда следствие только начинается, а у нас следствие уже закончилось, и дело в суде...

Недопустимо по признаку тяжести содержать под стражей! Должны быть основания для этого в виде угроз, рисков того, что он сбежит. Нокак этот человек может сбежать, если он дальше больницы убежать не может по состоянию здоровья?! Как этот человек может бежать, если нет ни одного показания, что он собирается сбежать? Как он может сбежать, если у него нет активов за рубежом? В суд предоставляют справки оперативно-розыскной деятельности, где пишут, что есть данные, что он может скрыться от следствия и суда, но [конкретных данных] не приводят. Всё основано на мнениях и ничем не обоснованных предположениях...

Кто фигурирует в материалах дела Сергиенко?

В конце октября пресс-служба белгородского СУ Следкома озвучила те эпизоды взяток, в которых обвиняют Александра Сергиенко. По версии следователей, Сергиенко покровительствовал компаниям Владимира Глазкрицкого и Дениса Гринякина. Следком утверждает, что он помогал им получить документы на стройку, а также земельные участки в аренду. В частности, Глазкрицкий якобы за помощь в размещении нескольких заправок в Старооскольском округе передал мэру иномарку за 3 миллиона, а потом закупил оборудование для стрелкового клуба, одним из владельцев которого является сын Сергиенко. Также следователи считают, что бывший мэр мог помочь Глазкрицкому получить в собственность недостроенный торговый центр, включив за это в число собственников своего человека.

Что же касается эпизодов с участием Гринякина, то следователи упоминают, что Сергиенко помог ускорить получение разрешения на постройку школы в Старооскольском округе и ввод её в эксплуатацию, а также помог получить госконтракты на ремонт ещё одной школы и реконструкцию очистных сооружений в муниципалитете. За это Гринякин благоустроил территорию спортклуба почти за 9 миллионов рублей и купил иномарку за 8 миллионов.


Имена бизнесменов Владимира Глазкрицкого и Дениса Гринякина как возможных участников «дела Сергиенко» впервые в публичном поле появились в мае 2023 года в телеграм-канале «Белгород. Инсайды».



— Бывший глава администрации, которого обвиняют во взятках два в прошлом лучших его друга Владимир Глазкрицкий и Денис Гринякин. Я не исключаю, что наш клиент мог заниматься незаконной предпринимательской деятельностью, но в рамках уголовного дела ему вменяют получение взяток от бывших друзей, которым он когда-то не помог в их делах, поскольку посчитал их действия незаконными, — заявляет позицию защиты Владимир Горелик.

О дружбе с Гринякиным и Глазкрицким во время заседаний по мере пресечения говорил и сам подозреваемый. Сергиенко характеризовал его взаимоотношения с ними как дружеские и неформальные.

— Одному из них я помог получить работу в Корочанском районе и вопросы семейные решить. Потому что он был другом. И я готов дать показания суду, которые докажут, что я не виновен. У меня есть договоры займа, согласно которому я должен этому другу 8,5 миллиона рублей. Они подписаны, подпись оригинальная. Не было никакого покровительства, — обозначал свою позицию в суде бывший чиновник.

Скриншот rusprofile.ru

По данным источника «Фонаря», знакомого с материалами дела, в своё время Владимир Глазкрицкий претендовал на крупную субсидию в несколько десятков миллионов рублей для своего бизнеса, но подал на неё документы с нарушениями, из-за чего ему отказали в выдаче денег. Глазкрицкий обратился к Сергиенко за помощью, но тот отказал, потому что знал о возможных нарушениях. Это повлияло на взаимоотношения между друзьями. Дальше негатив усилился, когда Глазкрицкий обратился в Арбитражный суд, чтобы оспорить отказ в получении субсидии. С Гринякиным у Сергиенко тоже был конфликт, потому что второй высказывал претензии из-за срыва контрактов, которые должен был выполнить в округе «Тисайд».

— Кстати, ещё раньше Сергиенко Гринякину давал взаймы 40 тысяч долларов. У меня даже расписка об этом есть! Представляете: взяткодатель Гринякин получает от взяткополучателя Сергиенко 40 тысяч долларов взаймы. Это как так?.. Приведу вам всего один пример: Александру Николаевичу вменяют, что он пролоббировал интересы «Тисайда» при выдаче разрешения на строительство. Поднимаем разрешение на строительство и читаем, что разрешение выдано не «Тисайду», а совсем другой компании. Представляете? А ему это вменяют, — обращает внимание на одну из нестыковок защитник.

Что дальше?

— Наши действия следующие: [при сохранении нынешней меры пресечения] бороться за условия, которые обеспечивают поддержание здоровья Александра Сергиенко, потому что суд пошёл на то, что он топчет эти требуемые нормы и стандарты для поддержания его здоровья. Второе — продолжение борьбы за изменение меры пресечения... Пока наши жалобы, к сожалению, не сработали...

Лицо, находящееся в следственном изоляторе, обладает всеми правами на охрану здоровья, оно имеет право на жизнь. Привлеките его к ответственности, но обеспечьте и примените ту меру пресечения, которая обеспечит сохранение его здоровья, а в его случае — и сохранение жизни. Вот главная доминанта. Это не потерянный человек. Может, он и совершил что-то, мы это не оспариваем, но люди ошибаются, а потом исправляются. Сейчас люди из тюрем уходят на СВО, и там становятся героями. Они идут делать благое дело для нашей страны, — завершает наше общение Владимир Горелик.


Рассмотрение дела начнётся 20 декабря в Свердловском районном суде. Редакция «Фонаря» будет следить за ходом процесса.


Справка «Фонаря»

Владимир Горелик — основатель Московской коллегии адвокатов «Горелик и партнёры», заслуженный юрист Российской Федерации. Ранее работал прокурором, начальником следственного отдела, следователем, сотрудником Центрального аппарата Главной военной прокуратуры.

«Имею огромный опыт работы в системе правоохранительных органов, в системе правосудия. Всегда занимался работой как со стороны одних баррикад, так и со стороны других», — кратко говорит о себе Владимир Яковлевич.

Андрей Маслов

Подробнее о деле Александра Сергиенко

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter.

Похожие новости

Суд арестовал бывшего мэра Старого Оскола Александра Сергиенко

Суд арестовал бывшего мэра Старого Оскола Александра Сергиенко

Задержанного силовиками Александра Сергиенко уволили из белгородского филиала «Газпрома»

Задержанного силовиками Александра Сергиенко уволили из белгородского филиала «Газпрома»

Белгородский «Тисайд» может быть связан с уголовными делами на Александра Сергиенко

Белгородский «Тисайд» может быть связан с уголовными делами на Александра Сергиенко

Уголовное дело на Александра Сергиенко передали в суд. В чём его обвиняют?

Уголовное дело на Александра Сергиенко передали в суд. В чём его обвиняют?

Стали известны имена друзей Александра Сергиенко, предположительно давших против него показания

Стали известны имена друзей Александра Сергиенко, предположительно давших против него показания

Александра Сергиенко будут судить не в Старом Осколе

Александра Сергиенко будут судить не в Старом Осколе

15 свидетелей и Porsche Cayenne. Что известно об уголовном деле на Евгения Глаголева?

15 свидетелей и Porsche Cayenne. Что известно об уголовном деле на Евгения Глаголева?

Бывшего мэра Белгорода задержали силовики. Что известно об этом?

Бывшего мэра Белгорода задержали силовики. Что известно об этом?

Суд продлил арест бывшему мэру Старого Оскола ещё на три месяца

Суд продлил арест бывшему мэру Старого Оскола ещё на три месяца

Взятка без взяткодателей. В Белгороде начали рассматривать дело на бывшего мэра Старого Оскола

Взятка без взяткодателей. В Белгороде начали рассматривать дело на бывшего мэра Старого Оскола

«Он пугал меня Тебекиным». На судебном заседании по делу экс-мэра Старого Оскола выступил главный свидетель обвинения

«Он пугал меня Тебекиным». На судебном заседании по делу экс-мэра Старого Оскола выступил главный свидетель обвинения

«Лжесвидетельствование», субсидии и оплата такси. Как прошёл четвёртый допрос главного свидетеля обвинения по делу Сергиенко

«Лжесвидетельствование», субсидии и оплата такси. Как прошёл четвёртый допрос главного свидетеля обвинения по делу Сергиенко

«Смеяться не надо, уважаемые». Как бывший вице-губернатор «делил» область, а защита склоняла Сергиенко

«Смеяться не надо, уважаемые». Как бывший вице-губернатор «делил» область, а защита склоняла Сергиенко

«У меня было два варианта». Как в Старом Осколе опрашивали сына обвиняемой во взятке бывшей чиновницы

«У меня было два варианта». Как в Старом Осколе опрашивали сына обвиняемой во взятке бывшей чиновницы

Евгений Глаголев просит слова. Осуждённый белгородский вице-губернатор хочет выступить в суде по делу Сергиенко

Евгений Глаголев просит слова. Осуждённый белгородский вице-губернатор хочет выступить в суде по делу Сергиенко

«Настоящая свистопляска». Сторона защиты Сергиенко закончила опрос главного свидетеля обвинения по делу

«Настоящая свистопляска». Сторона защиты Сергиенко закончила опрос главного свидетеля обвинения по делу

BMW за тысячу рублей. В суде по делу экс-мэра Белгорода опросили экс-директора СК «Факториал»

BMW за тысячу рублей. В суде по делу экс-мэра Белгорода опросили экс-директора СК «Факториал»