«Мы приехали отдохнуть, и чтобы не было страшно». Как белгородские школьники отдыхают в лагерях в Тульской области

Спецкор «Фонаря» Валерия Кайдалова съездила в лагерь «Новая Волна» в Тульской области, где сейчас находятся более 300 детей из Белгородской области. Чем они там занимаются, как узнают новости из региона, если телефон бывает в их руках не больше часа в день, и как знакомятся с достопримечательностями региона, который временно их приютил.

«Мы приехали отдохнуть, и чтобы не было страшно»

После 30 декабря, когда произошёл самый масштабный обстрел Белгорода с начала СВО, правительство Белгородской области решило временно перевести школы Белгорода и приграничных муниципалитетов на дистанционное обучение. Часть школьников отправили на смены в детские лагеря в Тульской, Воронежской, Калужской, Нижегородской, Пензенской и Липецкой областях.

По приглашению компании «Ростелеком» мне удалось побывать в лагере «Новая Волна» в Тульской области, где сейчас находятся более 300 белгородских детей. Школьники приехали в лагерь 14 января. Детей распределили на 11 отрядов, в каждом из которых примерно по 30 человек. Самым младшим участникам смены пять лет, а самым старшим — 17.

День в лагере у белгородцев начинается с подъёма в 8 утра, потом школьники делают зарядку и завтракают. После завтрака у школьников развлекательная программа и свободное время.

— Мы постоянно гуляем, делаем что-то новенькое, рисуем. К нам даже МЧС с Росгвардией приезжали. Сотрудники Росгвардии привезли собаку, а спасатели из МЧС рассказывали, как работают огнетушители и даже дали «пострелять» из них и посидеть в пожарной машине! — рассказывает мне Артём.

Кормят детей в лагере пять раз в день. Например, в среду в лагерном меню был рассольник на курином бульоне, пюре с котлетой и компот. Но больше всего, как признаются отдыхающие в лагере белгородцы, им нравятся бутерброды с красной икрой и наггетсы. После обеда детям выдают телефоны, но всего на час. К этому все отдыхающие относятся по-разному.

— Большой минус, что забирают телефоны, но мы без них посетили гораздо больше мероприятий, чем когда в них сидели. Кому-то хватает часа, а кто-то скучает по телефону, потому что привык сидеть в нём по нескольку часов в день. Я, например, по телефону не скучаю, — делится со мной 10-летняя Рената.

Затем по расписанию в лагере у детей тихий час, после которого они снова погружаются в развлечения, подготовленные вожатыми. Далее — ужин и свободное время. Отбой в лагере — в 22.00.

Несмотря на большое количество развлечений и мероприятий, школьники продолжают учиться дистанционно. Они подключаются к онлайн-занятиям в удобные для них дни в порядке очереди. Если занятий нет, школьники делают домашние задания и отправляют их учителям на проверку. Так что школьную программу все осваивают даже на таком вынужденном отдыхе.

На вопрос о том, почему пришлось уехать в лагерь далеко от дома, многие отвечают по-разному. "Мы с другом приехали отдохнуть, и чтобы нам не было страшно", — делится Артём. "А я приехала со своим танцевальным коллективом «Калинка». Мы хотели продолжить заниматься танцами здесь и немного отдохнуть", — рассказывает Рената.

Егор приехал в Тульскую область потому, что за его безопасность волновались родители. Они прямо сказали сыну, что хотят, чтобы он остался в «Новой волне» подольше.

— Мне и самому хотелось поехать в лагерь, но и родители тоже хотели этого, потому что переживали за меня. Они даже хотели бы подольше меня оставить здесь, чтобы я в город не возвращался. Они боятся, говорят в городе устанавливают укрытия. В Белгороде мне было страшно, потому что ПВО работает, бабахает. Однажды к нам в дом на Шаландина прилетела неразорвавшаяся бомба. Меня с родителями эвакуировали в отель, и мы жили там месяц. Родители не хотят уезжать из Белгорода. Говорят, что поедут только в эвакуацию, если она будет [объявлена], — рассказывает мальчик.

Вожатая Алина Сухорукова говорит, что многие дети переживают из-за обстановки в Белгороде, волнуются за своих родных и близких. Когда это происходит, вожатые работают со школьниками индивидуально.

— Ребята всё понимают: вроде бы, как они сюда приехали отдыхать, но также они осознают, почему они приехали сюда. К счастью, у нас в корпусе ребята не особо распространяются на тему обстрелов, и родители тоже берегут детей, стараются не говорить об этом. Но я не могу сказать, что дети эту тему вообще не обсуждают.

Естественно, когда мы даём им телефоны, первое, что делают дети — смотрят новости. Они рассказывают нам о том, что происходит в Белгороде, но мы стараемся не давать им никакой сильной реакции на это, потому что любая реакция будет им неприятна. Если мы испугаемся, они подумают: «Ну всё, это конец». Если мы проигнорируем их, они подумают, что нам вообще всё равно. Дети переживают за свои семьи, конечно.

Из-за новостей они редко беспокоятся, но даже если всё тихо и спокойно, они волнуются за свои семьи, родителей. Мы стараемся не давать этой истерике накопиться. Я сразу стараюсь поговорить с ребёнком, если вижу, что он потух и ему тяжело. Обычно десятиминутного разговора хватает, чтобы всё наладилось. Все наши вожатые опытные, и они все примерно представляют, как в таких ситуациях работать с детьми, — объясняет мне Алина.

От «оптической зарядки» до экскурсии в музей Василия Поленова

В среднем в течение дня для юных белгородцев организуют по 2–3 мероприятия. Есть дни, когда к школьникам приезжают гости: например, сотрудники компании «Ростелеком». Они решили провести интерактивное занятие о кибербезопасности и связи. Для этого они придумали упражнение «Оптическая зарядка» и организовали мастер-класс «Интернет приходит в дом».

— На примере оптоволоконного кабеля мы сделали самый простой спортивный инвентарь — скакалку и попросили детей протестировать её. Мы хотели познакомить их с технологией для передачи сигнала связи, совместив это со спортивными соревнованиями. Мне кажется, детям очень понравилось, — поделился руководитель проекта департамента внешних коммуникаций МРФ Центр ПАО «Ростелеком» Александр Кулагин.

Александр Кулагин

Это не единственные мастер-классы, которые «Ростелеком» проводит для белгородских детей в лагерях Тульской области. Специалисты также рассказывали детям о правилах кибергигиены и работы в интернете: как правильно общаться в соцсетях, как не попасться на уловки мошенников и противодействовать кибербуллингу.

Но специалисты по связи понимают, что школьникам интересно ближе узнать регион, где они временно оказались, поэтому ещё они предусмотрели экскурсии по тульским достопримечательностям. Одна из них была в музей-усадьбу российского художника Василия Поленова. Семья Поленова жила в усадьбе с 1892 года, а в 1931 году семейный дом стал музеем «Поленово». До наших дней сохранилась мебель 17–18 веков и даже паркет того же времени, за которыми тщательно ухаживают сотрудники.

В музее экспонируют оригиналы работ Поленова: портреты, пейзажи и натюрморты. Ещё посетители могут побывать в мастерской художника, которую он называл «Аббатством» из-за схожести домика, в котором она находится, с католическим монастырём.

В музее сохранилась «Диорама» Поленова — его последняя масштабная художественная работа. Это кругосветное путешествие в картинках, которые художник менял местами на импровизированном деревянном экране, рассказывая про каждую страну и каждое место, которое он изобразил.

Экспозиция музея «Поленово»

Дети из лагеря «Новая волна» узнали больше о творчестве Василия Поленова. Чтобы встретиться с ними в лагерь по приглашению «Ростелекома» приехала правнучка художника Наталья Поленова. Вместе с сотрудниками музея «Поленово» детям прочли несколько лекций о творческом пути художника. А ещё детям показали короткометражные фильмы о детстве Василия Поленова, его предках и Исааке Левитане, одном из учеников художника. Фильмы «Ростелеком»подготовил совместно с журналистами и блогерами из разных российских регионов.

Белгородцы могут узнать больше о творчестве художника Василия Поленова и выиграть поездку в его музей

О жизненном и творческом пути Василия Поленова и его учениках сняли несколько фильмов и роликов, которые доступны всем желающим на отдельном сайте. Также белгородцы могут поучаствовать в двух творческих конкурсах и побороться за поездку в музей Поленова.