«Мерседес» и работа для водителя
28 февраля свидетель Владимир Глазкрицкий, учредитель и гендиректор компании «Оскольская газовая компания» (ОГК)), рассказал в суде, что давно был знаком с экс-мэром Старого Оскола Александром Сергиенко и состоял с ним в дружеских отношениях. Однако в 2017 году, по словам Глазкрицкого, Сергиенко якобы потребовал от него взятку.
Напомним, что Александра Сергиенко обвиняют в семи эпизодах получения взяток. Ранее Сергиенко несколько раз отказывали в изменении меры пресечения с СИЗО на домашний арест, несмотря на наличие инвалидности, пересаженной почки и нескольких серьёзных заболеваний. Последний раз защитники обращались с этим требованием после гипертонического криза, который произошёл у подсудимого перед одним из заседаний. Тогда Сергиенко также жаловался на условия содержания в изоляторе и на то, что лечить приступ ему пришлось самостоятельно.
— У нас были дружеские отношения в 2017 году, но они выходили за то, что я передавал ему материальные ценности в виде взяток. Он сказал, что будет помогать мне выделять земельные участки, разрешения на строительство,и, если будут создаваться административные барьеры, он будет содействовать, — заявил Глазкрицкий.
Взамен, по словам Глазкрицкого, Сергиенко якобы попросил у него автомобиль «Мерседес» стоимостью 3,3 миллиона рублей.
— За то, что я купил ему автомобиль и передал его, он выделил мне участок на строительство метановой заправки и все разрешительные документы на него, — продолжил Глазкрицкий.
Заправочная станция работает и сейчас. Владимир Глазкрицкий также заявил в суде, что «Сергиенко не выдал бы ему этот участок без взятки». По словам Глазкрицкого, бывший мэр Старого Оскола также якобы попросил его официально трудоустроить на работу его личного водителя, который при этом продолжал бы возить самого Сергиенко, не появляясь на работе в фирме Глазкрицкого ОГК.
— Он сказал: «У меня есть водитель, ему зарплаты не хватает, устрой его к себе в компанию». Он хотел, чтобы я платил водителю 50 тысяч рублей, но мы договорились на 35 тысяч рублей. За эту услугу Сергиенко предоставил мне земельный участок, который находился в собственности администрации. Я построил там заправку газомоторного топлива, — рассказал Глазкрицкий.
Глазкрицкий добавил, что его компания была единственным участником торгов за участок. Позже Глазкрицкий всё же уволил водителя Сергиенко.
— Сергиенко же перешёл на другую работу, поэтому я решил его водителя уволить, — объяснил свои действия Глазкрицкий.
Недостроенный торговый центр и оборудование для «Стрельца»
Владимир Глазкрицкий также рассказал ещё об одном эпизоде, когда он якобы давал взятку экс-мэру Старого Оскола Александру Сергиенко.
— В 2019 году я решил приобрести недострой, торговый центр. Я пришёл к Сергиенко в кабинет и сказал, что хочу приобрести торговый центр, на что он мне ответил, что под торговым центром есть проблемная земля. Она находится в обременении, но он сказал, что снимет её с обременения, если я его отблагодарю в виду взятки. Одну третью доли объекта я должен был перерегистрировать на его человека. Его человек это была Петрова (Людмила Петрова — доверенное лицо Александра Сергиенко, родственница его бывшей супруги — прим. Ф.). Мне ничего не оставалось делать, как пойти на его требования. Я зарегистрировал этот объект, а потом перерегистрировал одну треть доли на Петрову, — рассказал Владимир Глазкрицкий.
По словам предпринимателя, стоимость доли, которую он зарегистрировал на Петрову, составила 2,5 миллиона рублей. Как утверждает свидетель — эта сумма — «реальная взятка», которую он отдал Сергиенко. После этого Глазкрицкий получил участок в аренду на три года: с 2020 по 2023 год. Позже предприниматель продал торговый центр, который находился на этом земельном участке, за 35 миллионов рублей.
— Третью часть из этой суммы получила Петрова — в пределах 11,6 миллиона рублей. Мы продали торговый центр по инициативе Серигенко. Он сказал: «Надо его продавать и выходить в кэш. Деньги нужны, надо его продать». Начали искать клиентов. Клиентов было много, но условия нас не устраивали. В итоге нашлась московская компания «Дубрава», которая решила приобрести недострой.
После покупки, по словам Глазкрицкого, Людмила Петрова сняла 11,6 миллиона рублей наличными и передала Александру Сергиенко.
— Вы так думаете, или вам это известно? — уточнила прокурор.
— И думаю, и мне это известно. Из каких источников известно, я говорить не буду, — заявил Глазкрицкий.
Свидетель Владимир Глазкрицкий также рассказал, что Александр Сергиенко якобы потребовал, чтобы он оплатил покупку стрелкового оборудования для клуба «Стрелец», которым владеет Евгений Сергиенко — сын обвиняемого.
— Сергиенко вызвал меня в кабинет и сказал, что мне нужно приобрести стрелковое оборудование, чтобы завершить ввод в эксплуатацию заправочной станции. Я нашёл компанию в Воронеже, которая совершила оплату компании-изготовителю, — заявил свидетель.
Глазкрицкий также сообщил, что Сергиенко давил на него и «пугал Тебекиным». Когда у прокурора возник вопрос, кто такой Тебекин, Глазкрицкий пояснил: «Ну, моряк наш. Он говорил, что отдаст меня ему».
Прокурор сообщила Владимиру Глазкрицкому, что другой свидетель по делу, Сергей Бочарников, (бизнес-партнёр Евгения Сергиенко, сына Александра Сергиенко, — прим.Ф.) сообщил, что лично оплачивал спортивное оборудование. После этого Евгений Сегиенко, по словам того же Бочарникова, должен был вернуть 6 миллионов рублей Владимиру Глазкрицкому. Глазкрицкий ответил на это, что он не получал никаких денежных средств от Евгения Сергиенко.
«Хотел показать, что Сергиенко не такой белый и пушистый»
Во время судебного заседания свидетель добавил, что обратился в правоохранительные органы, потому что боялся, что Сергиенко якобы продолжит требовать от него взятки.
— Я решил прекратить беспредел в отношении меня и моей компании. Он не успокоился бы даже, когда его назначили на пост главы «Газпрома». Он бы тоже какие-то взятки вымогал с меня, — заявил Глазкрицкий, в отношении которого в конце 2023 года было подано заявление в полицию по факту подготовки подложных документов для получения государственной субсидии (об этом мы рассказывали здесь — прим. Ф.).
Владимир Глазкрицкий также заявил, что передал следствию диктофонную запись его разговора с Сергиенко, сделанную 19 декабря 2022 года. Интересно, что диктофон, на который он делал запись, свидетель позже «где-то потерял», по его словам, и не смог предоставить его правоохранительным органам. Свидетель пояснил, что изначально делал запись для общих друзей.
— Я хотел показать, что Сергиенко не такой белый и пушистый. Сергиенко рассказывает, что он всё делает бескорыстно, но на самом деле он делает только из-за взяток, только из-за каких-то материальных ценностей, — обвинил бывшего друга Владимир Глазкрицкий.
Прокурор также зачитала расшифровку аудиозаписи, которую Глазкрицкий предоставил следствию. На этой записи, как сообщила прокурор, Владимир Глазкрицкий просит Александра Сергиенко вернуть ему долг — 2.3 миллиона рублей — за «Мерседес», который Глазкрицкий якобы подарил ему в качестве взятки. На вопрос прокурора, почему свидетель говорит, что Сергиенко должен ему вернуть деньги, если Глазкрицкий утверждает, что эта машина была взяткой, он ответил: «Я не помню, почему я так сказал». При этом на записи Александр Сергиенко говорит, что уже вернул Глазкрицкому деньги, и ничего ему не должен.
— Когда машина перерегистрирована на третьих лиц, можно говорить всё, что хочешь. На самом деле денежных средств никто не передавал. Теперь он, конечно, будет говорить, что всё мне отдал, — заявил Владимир Глазкрицкий.
Интересно, что Глазкрицкий также высказал в суде своё отношение к взятками, которые его якобы заставлял давать Сергиенко.
— Его устраивали эти взятки, а меня устраивало то, что без этих взяток я бы не получил земельные участки, — заявил Владимир Глазкрицкий.
29 февраля в суде продолжится допрос одного из ключевых свидетелей обвинения.