«Вдохновение, Любовь, Материнство». Как белгородский театр «Спичка» погружает в лирику Анны Ахматовой

Ксения Иванова посмотрела спектакль театра «Спичка» — «Простить себя», посвящённый творчеству и жизни Анны Ахматовой, и написала для нас рецензию.

Театр «Спичка» более десяти лет ставит спектакль «Простить себя» по пьесе Галины Лавриненко, современного драматурга, о жизни и творчестве великого поэта ХХ века Анны Ахматовой, чьё мастерство признавали и её современники, хотя одно время поэт была жестоко гонима советским правительством за безыдейность творчества, и по сей день признают ценители большой поэзии.

Фото Виктории Мишневой

Сам спектакль «Простить себя» пережил ряд трансформаций, что, по признанию режиссёра, отразилось не только в изменении костюмов актёров, но и во всём настроении постановки, которая на текущий момент очень аскетична, строга и поразительно интимна. Поэтому подзаголовок у спектакля: «Каноничный аскетизм Ахматовой».

Именно о канонических стихах Ахматовой, но через личное преломление собственного восприятия, и сделала Оксана Половинкина свою постановку. Теперь стоит понять, что же увидела Оксана и как преподнесла зрителю?

Безусловно, Ахматова — что-то вроде мифа для нас. Её поэзия продолжает задавать вопросы, ставить в тупик читателя выражением художественного слова и стиля через традицию предшественников большой поэзии XIX столетия, но при этом сохраняя привычное и хорошо известное обычному человеку, некий предметный мир, если хотите. Ахматова поразительным и элегантным способом оборачивала эти предметные смыслы во всевместительное пространство интуитивных пространств, когда перчатка с левой руки на правой ладони становилась песней последней встречи и аллегорией всеобщего конца.

Оксана Половинкина, сохраняя, по её же признанию, последовательность пьесы Галины Лавриненко, очень уважая её как драматурга, не убирая важные и значимые стихотворения автора, бережно сократила пространство текста до временного предела в один час на сцене, что так любят зрители, по опыту и признанию худрука. Получилась не то пьеса, не то лиричная песнь, которая продолжается под музыку христианского песнопения с вкраплениями стихотворений-песен Ахматовой, положенных на музыку и создающих впечатление современного действия, будто то, что мы видим на сцене, происходит с кем-то из нашей жизни, из нашей «вселенной».

Фото Виктории Мишневой

В этом, безусловно, заслуга таланта Половинкиной, которая, по мнению судей взыскательных и строгих, может органично влить произведение в космос современности, при этом не теряет духовности абсолютных смыслов.

Спектакль начался со звонов колокольчика – мило и ненавязчиво. И лишь по ходу продвижения сюжета, по развороту драматического накала поэзии Ахматовой стало совершенно ясно, что Оксана предложила зрителю символическое начало средневековой русской эстетики звон колокольчика как символ.

Как мы все помним, символ колокола в нашей культуре вмещает в себя образность, эмоции и глубокую религиозную суть. Это одновременно и звук наших городов, и звук бытия Божиего, разносящихся в них же.

Звон колокола в интерпретации худрука это сила культуры русского сознания, одновременно мистического и рационального, что намеренно подчёркнуто и в поэзии Анны Ахматовой. Ведь мистика и рациональность так удачно совмещаются уже в известной всему нашему культурному пространству «Песне последней встречи»:

Так беспомощно грудь холодела,
Но шаги мои были легки.
Я на правую руку надела
Перчатку с левой руки.

Показалось, что много ступеней,
А я знала их только три!
Между кленов шёпот осенний
Попросил: «Со мною умри!»

Фото Виктории Мишневой

Вообще Половинкина очень удачно использовала нематериальную сущность стихотворений поэта в разрешении художественных средств изображения в своей постановке. Мы имеем в виду использование предметного мира и пространства разговора (диалога) как отличительных черт поэтики стихотворений Ахматовой. Это было представлено в ходе постановки тем, что на сцене фигурировали три ипостаси Вдохновение, Любовь, Материнство.

Три постоянные актрисы театра «Спичка» исполнили роль сил, символов, чувств: Вдохновение сыграла Марина Решетняк, Любовь — Соня Путинцева, Материнство — Катя Спиридонова. Их мастерство перевоплощения и вживания в роль, безусловно, разлилось в интонациях, в значительных паузах, в надрывном дыхании голоса, высказывающего глубинную суть поэзии Ахматовой. Конечно, худрук театра никогда не прогадывает со своими актёрами, что случилось и в данном случае. Тем более их облачили подстать: тёмные свободные льняные платья, гармонично и аскетично подчеркивающие то, как в жизни самого поэта проистекали эти ипостаси — с болью и страданием.

В своей постановке Оксана Половинкина вывела, на наш взгляд, одну из центральных тем поэзии Ахматовой тему христианского самопожертвования в формальное выражение в виде православных песнопений канонических молитв. И здесь также живёт слово канон.

Режиссёр использовала три молитвы христианской православной доктрины: Аллилуйя; Достойно блажити тя; Да исполнится молитва моя.

Каждая из этих молитв сама по себе представляет серьезное поле для исследований богословско-философского толка, но, стоит отметить, что очень легким росчерком художественного стиля Оксана ввела сильное и высокое начало в разрешение светского текста, что привнесло в общее действие спектакля интуитивные космические смыслы, как бы сказали сторонники философии интуитивизма.

Постепенно в развитии пьесы из ранних стихов о любви и вдохновении появляются серьёзные произведения о доле, которую прожила поэт. Это доля изгнанника у себя на Родине, доля отвергнутой женщины. Доля матери, чей ребёнок сидит в тюрьме. Как известно из фактов биографии поэта, её сын, Лев Гумилев, был осуждён на годы колонии.

Фото Виктории Мишневой

Зарубежный исследователь творчества Ахматовой, Аманда Хейт, написала в одной из статей, что роль стихов поэта была даже предрешена и переросла «из факта личной жизни в акт политический». Это особенно прочувствовала Оксана Половинкина и отразила в своём спектакле особенной последовательностью произведений поэта, которые взяты из разных жизненных периодов:

Семнадцать месяцев кричу,

Зову тебя домой,

Кидалась в ноги палачу.

Ты сын и ужас мой.

Постановка оканчивается знаменитым и каноническим стихотворением поэта «Я научилась просто мудро жить», которое разделено на три роли Материнства, Вдохновения и Любви. И самое интересное то, что именно Любовь произносит слова: «И если в дверь мою ты постучишь, мне кажется, я даже не услышу».

Оксана Половинкина талантливый современный режиссёр театра, обладающая безупречным вкусом к постановкам своих спектаклей, смогла выразить всю глубину и непостижимость творчества Анны Ахматовой в часовом спектакле и почти не оставить общих вопросов после просмотра, потому что каждый поймёт эту постановку по-своему.

Ксения Иванова

Читайте также

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter.

Похожие новости

​Белгородский театр «Спичка» покажет спектакль «Собаки и люди»

​Белгородский театр «Спичка» покажет спектакль «Собаки и люди»

В Белгороде театр «Спичка» представил репертуар на январь

В Белгороде театр «Спичка» представил репертуар на январь

«Мы как вода». Как белгородский театр «Спичка» нашёл свою историю в трагедии Шекспира «Гамлет»

«Мы как вода». Как белгородский театр «Спичка» нашёл свою историю в трагедии Шекспира «Гамлет»

«Возвращайтесь, мальчики, вас слишком сложно (не)_любить». Какой белгородский театр «Спичка»​ увидел «Колыбельную для взрослого мужчины»

«Возвращайтесь, мальчики, вас слишком сложно (не)_любить». Какой белгородский театр «Спичка»​ увидел «Колыбельную для взрослого мужчины»

Персональная афиша. Куда сходить в Белгороде в апреле

Персональная афиша. Куда сходить в Белгороде в апреле

В Белгород на второй фестиваль «Наш кислород» приедут 11 театров из России, Украины и республики Беларусь

В Белгород на второй фестиваль «Наш кислород» приедут 11 театров из России, Украины и республики Беларусь

Спектакль «Забыть Герострата!» белгородского драмтеатра получил Гран-при фестиваля «Боспорские агоны»

Спектакль «Забыть Герострата!» белгородского драмтеатра получил Гран-при фестиваля «Боспорские агоны»

Форум «Таврида» в Крыму закончился постановкой с поцелуями девушек. А что вас смущает в театральных постановках? [опрос]

Форум «Таврида» в Крыму закончился постановкой с поцелуями девушек. А что вас смущает в театральных постановках? опрос

В Белгороде сыграют спектакль «Я здесь» на основе интервью из женской колонии для несовершеннолетних. Пять монологов осуждённых девушек, которые легли в его основу [12+]

В Белгороде сыграют спектакль «Я здесь» на основе интервью из женской колонии для несовершеннолетних. Пять монологов осуждённых девушек, которые легли в его основу 12+

Белгородским студентам на 5 тысяч рублей пополнили «Пушкинские карты»

Белгородским студентам на 5 тысяч рублей пополнили «Пушкинские карты»

Театр оперы из Санкт-Петербурга в мае даст премьерный концерт в Белгородской области

Театр оперы из Санкт-Петербурга в мае даст премьерный концерт в Белгородской области

Любите ли вы театр? Давайте проверим, какой вы театрал

Любите ли вы театр? Давайте проверим, какой вы театрал

Повторяй и властвуй. Как белгородский фотограф ищет и находит в фотоискусстве собственный стиль

Повторяй и властвуй. Как белгородский фотограф ищет и находит в фотоискусстве собственный стиль

Голос народа. Как профессиональный музыкант стал белгородским уличным певцом

Голос народа. Как профессиональный музыкант стал белгородским уличным певцом

С белгородских крыш на московскую сцену. История взлёта режиссёра Оксаны Погребняк

С белгородских крыш на московскую сцену. История взлёта режиссёра Оксаны Погребняк