Угрозы Полежаеву и его сложные отношения с свидетелем
На этой неделе в Октябрьском районном суде Белгорода несколько дней подряд проходят заседания по делу Константина Полежаева, обвиняемого в коррупции. В начале первого заседания адвокат бывшего чиновника Сергей Анохин ходатайствовал, чтобы сделать суд закрытым от прессы и слушателей. У него для этого нашлось целых три причины.
— В связи с поступлением от неустановленных лиц угроз лично в мой адрес в связи с оказанием юридической помощи Полежаеву мне и непосредственно подсудимому были адресованы угрозы применения насилия, — мотивировал своё решение адвокат.
Анохин добавил, что неизвестные пытались вымогать у Полежаева деньги, а сам адвокат обратился в полицию с сообщениями об угрозе. «Угрозы высказывались лично мне, моей семье», — объяснил свою просьбу к судье Анохин.
Ещё адвокат обратил внимание суда, что ранее бывший вице-губернатор по ЖКХ в том числе курировал возведение защитных сооружений на границе с Украиной, а разглашение подобных деталей дела в ходе суда нежелательно. По его словам, если дело продолжат рассматривать в открытом порядке, некоторые его детали, относящиеся к строительству фортификационных укреплений, могут поставить под угрозу жизнь и здоровье лиц, которые занимались строительством. Это стало третьим аргументом адвоката, который должен был убедить суд проводить заседания без лишних ушей и глаз.
Но прокурор Вера Струкова не впечатлилась аргументами и выступила против ходатайства Полежаева и Анохина.
— Полагаю, что достоверных сведений о том, что угрозы поступают именно в связи с рассмотрением настоящего уголовного дела и с обстоятельствами данного уголовного дела, — не имеется, — лаконично заключила гособвинитель.
И судья с ней согласился, отказав в удовлетворении ходатайства.
После этого в зал пригласили ключевого свидетеля обвинения — Александра Вивтюка. Его мы уже не раз упоминали в своих публикациях, но очно с ним встретились впервые. Именно Вивтюк написал заявление в белгородское УФСБ на Константина Полежаева. Не удивительно, что после этого в суде он затруднился ответить, какие сейчас его связывают отношения с обвиняемым. При этом он отметил, что неприязни к бывшему вице-губернатору не испытывает. Вивтюк пояснил, что познакомился с Полежаевым во время осуществления строительства на объекте в 2020 году.
По словам предпринимателя, вице-губернатор помогал ему получить «лучшие объекты». Похоже, это именно то, что и фигурирует в обвинение Полежаева, которому вменяют «общее покровительство» Александру Вивтюку и его компании.
Как рассказал свидетель, с помощью Полежаева в 2020 году его компания заключила контракты на сумму около 100 миллионов рублей, а через два года и того больше — на 170 миллионов рублей. В 2021 году обвиняемый тоже помогал свидетелю, но количество и сумму заключённых контрактов Вивтюк в суде не вспомнил.
— Объектов (на которые заключались контракты, — прим. Ф.) было много? — уточнила прокурор.
— Да, — признал свидетель.
— Сколько их было, помните? — спросила Струкова.
— Точно — не помню, — не стал давать неточные показания Александр Вивтюк.
Далее предприниматель поделился, что за покровительство Полежаева он купил ему два автомобиля: Porsche Panamera и Range Rover. Вивтюк пояснил, что покупал автомобили в лизинг, потому что «так было выгоднее для компании». Лизинг был оформлен на три года.
Помощь Вивтюку от Полежаева и пропавший автомобиль
Свидетель продолжил свой рассказ и решил, что нужно рассказать и о том, как работала его компания «Инвестпромэлит». Оказалось, что работники не всегда в срок выполняли строительные работы по заключённым контрактам. И тут на помощь якобы приходил Константин Полежаев.
— Были объекты, на которых не успевал сделать в срок, тогда я обращался к Константину Алексеевичу за помощью, и никаких штрафных санкций не было, — как будто хвалился Александр Вивтюк.
— Если бы не Полежаев, то за неисполнение условий договора с компанией должны были расторгнуть контракт? — уточнила прокурор Вера Струкова.
— Да, — ответил свидетель.
Далее прокурор показала, что отлично разбирается в информационной повестке. Она спросила у Вивтюка, знал ли он, что весной 2023 году в СМИ «публиковалась информация о том, что Полежаев пользуется его автомобилями».
— Да, известно. Он опасался, что из этих публикаций о машинах узнает общественность. После этого мы перегнали машины ко мне [в гараж], чтобы никто не знал о них.
— Чтобы скрыть факт пользования Полежаевым? — спросила гособвинитель.
— Ну да, — не стал отпираться Александр Вивтюк.
Известно, что один из автомобилей перегнали в гараж к Александру Вивтюку в посёлок Комсомольский, а второй — в гараж к его родственникам в тот же посёлок. Ранее, на прошлом судебном заседании прокурор сообщала, что по этим адресам проходили обыски. Как выяснилось, ранее один из автомобилей считался пропавшим, но позже нашёлся.
— Никакой автомобиль не исчезал, не горел? — многозначительно уточнила гособвинитель у свидетеля.
— Исчезал, но потом его нашли и привезли туда, где он стоял, — лаконично ответил Александр Вивтюк.
Больше к этому вопросу на судебном заседании не возвращались.
Активная гражданская позиция и поиск авторов анонимного телеграм-канала
В своём рассказе Вивтюк пришёл к ключевому моменту: своему объяснению, почему решил пойти в белгородское УФСБ с заявлением на Полежаева. Тут причина оказалась только одна: «активная гражданская позиция», которая, похоже, в моменты покупки автомобилей была не столь активной.
Далее прокурор зачитала показания части свидетелей, которые не смогли явиться в суд. В их числе был некий Истомин, который рассказал, что Константин Полежаев и Александр Вивтюк планировали выяснить, кому принадлежит анонимный региональный телеграм-канал после публикации о том, что они якобы причастны к продаже троллейбусного парка. Мужчины пытались выяснить у свидетеля, как они могут узнать, кому принадлежит канал. Также свидетель добавил, что Полежаева беспокоили публикации в этом же медиа о том, что он «ездит на чужих автомобилях».
Кроме того, свидетель сообщил, что Полежаев «переживал» из-за того, что губернатор Гладков «вызвал его в кабинет и показал запись с камер видеофиксаций, на которых видно, что он ездит на автомобилях, принадлежащих организации „Инвестпромэлит“».
Дружба Вивтюка и Полежаева и покупка машин для взятки
На втором судебном заседании по делу Константина Полежаева прокурор Вера Струкова продолжила оглашать показания свидетелей, которые не смогли прийти в суд. В основном они касались покупки машин для Полежаева.
В числе зачитанных показаний — показания Романа Шайдарова, владельца автосалона «Тринити Моторс». Он подтвердил, что платеж по покупке Range Rover пришёл от компании Александра Вивтюка в феврале 2022 года. Свидетель сообщил, что не знал, для кого предназначался автомобиль, но, по его словам, Полежаев «интересовался ассортиментом, рассматривал возможность покупки нового автомобиля».
Интересно, что сторона защиты выступила против оглашения показаний некоего Тадевосяна, однако позже адвокат и обвиняемый передумали.
— Давайте читать то, что имеет отношение к делу. Личное, дружеское — не надо, — попросил прокурора адвокат Полежаева.
В своих показаниях Тадевосян подтвердил, что Полежаев приезжал в Москву вместе с Александром Вивтюком для покупки автомобиля. Тогда отношения между Вивтюком и Полежаевым были более определёнными: Вивтюка вице-губернатор представил как своего друга. Предприниматель, судя по показаниям свидетелей, также тогда относился к Полежаеву по-дружески. Об этом рассказал министр ЖКХ Белгородской области Алексей Ботвиньев, чьи показания в суде зачитала прокурор. Министр сообщал, что Полежаев с Вивтюк общались не только по рабочим вопросам.
— С директором ООО СК «Инвестпромэлит» Александром Вивтюком мы иногда созванивались по служебным вопросам. Мне предъявлена аудиозапись телефонного разговора между мной и Вивтюком от 2 января 2023 года. Во время разговора мне уже было известно, что Вивтюк находится в Москве. В ходе разговора Вивтюк мне рассказал, что вчера «выпил со старшим товарищем». Под «старшим товарищем» он имел в виду Константина Полежаева, — раскрыл подробности отношений между чиновником и предпринимателем Алексей Ботвиньев.
Ещё Вивтюк пояснил Ботвиньеву, что в Москву они поехали на машине Полежаева, и вечером уже будут в Белгороде. О цели своей поездки Вивтюк министру ЖКХ не сообщал.
На судебном заседании также рассматривалась часть дела, связанная с возведением фортификационных сооружений. Именно из-за неё адвокат Константина Полежаева Сергей Анохин ранее просил закрыть судебный процесс. В этот раз он также обратился к суду с просьбой не называть компаний, выполняющих работы по возведению защитных сооружений в приграничье. Он отметил, что информация по возведению защитных сооружений, а также по причастным к этому процессу лицам и подрядчикам, предназначена для «служебного пользования».
— Конкретно за данными лицами охотятся представители недружественных стран. В первую очередь я обращаюсь к прессе, — сообщил Сергей Анохин.
Суд замечание принял.
Редакция продолжит следить за рассмотрением дела Полежаева в суде.