Терапия сапожками и трамваем. Как закрывался 13-й театральный сезон «Спички»

Ксения Иванова посмотрела спектакли «Поехали!» (12+) и «Хорошо жили» (12+), завершающие 13-й сезон в театре «Спичка», и написала для нас рецензию.

Июль 2024 года ознаменовал закрытие 13-го театрального сезона «Спички» — известного белгородского частного драматического театра под руководством Оксаны Половинкиной. С разницей в один день были сыграны два спектакля, а последний совпал с днём рождения самого театра — 15 июля.

Два необычных действа по форме, но совершенно понятных по содержанию. Спектакль «Поехали!» (12+) по пьесе современного драматурга Полины Бородиной, а спектакль «Хорошо жили» (12+) по рассказам Василия Шукшина, поразили яркостью исполнения и содержательностью, с акцентом на моральные ценности.

Если не пытаться анализировать увиденное на сцене «Спички» ранее, то первой в голову приходит мысль о разрушении привычных канонов театрального действа. В этом разрушении и есть великая благостная сила театра Оксаны Половинкиной, которая созидает на пепле привычных представлений о том, каким должно быть и искусство в целом, и театральное искусство в частности.

Резюме после любого показа в «Спичке»: искусство никому ничего не должно. Искусство просто должно быть.

Несмотря на априорные категории простого существования искусства, у худрука театра применимо к этому же искусству есть определённое практическое значение —терапевтическое. Оксана так и говорит, что её зрители приходят в «Спичку» на терапию, для терапии и, в какой-то степени, во имя терапии. И здесь оживает в полной мере эффект спасения души, когда театр из категории становится целительной силой. В итоге само действо может исцелять так, что протянутая рука от зрителя до сцены вмещается в цветаевские строки «Одно единственное движенье губ. Имя твое — пять букв» — ТЕАТР.

Сцена из спектакля «Поехали», фото Ариадна Гросс

Терапия у «Спички» осуществляется через опыт и через интуицию, в пространстве диалога между персонажами, в ключевых музыкальных оформлениях каждого спектакля, в декорациях и даже в пластике актёров. Яркий пример — танец Варвары в спектакле «Поехали!».

Героиня освобождается от внутренних зажимов — это и есть комплексная терапия искусством.

Пьеса «Поехали!» (12+) в оригинале драматурга Полины Бородиной называется «Варвары». По словам худрука, перед каждой репетицией и последней сдачей спектакля звучала фраза «Поехали!». И как глагол выстраивает действие любого языка, так и эта фраза дала импульс организованному художественному миру.

Конфликты постановки близки каждому. От личного одиночества, от боли утраты близкого человека и отношений с близкими людьми, до невыраженных чувств гнева, обиды, прошлёпанной и недосказанной собственной жизни.

Сюжет строится на потере близкого человека у главной героини Варвары (Арина Толдинова), после чего в её жизнь начинают приходить такие события вместе с людьми, которые открывают Варваре другой взгляд на мир и её личную боль в проживаемой ею действительности. Мы наблюдаем и больную раком молодую преподавательницу университета (Софья Путинцева), её подругу Люсю (Елена Хорошилова), готовую обручиться на том свете с умершим женихом Вари, и брата Виталика (Алексей Ничипорук), начавшего грабить храмы. На фоне этих характеров, их действий, их оценок, растёт и сама Варвара, пытаясь забыть о своей потере.

Сцена из спектакля «Поехали», фото Ариадна Гросс

Оксана Половинкина на сцене создала особое пространство в спектакле «Поехали!», которое меняет значение — от трамвая до квартир и университета — изменяя тематику разговоров между персонажами. Сначала Варвара сама ведёт трамвай, будучи водителем, а позади неё заходят, садятся и беседуют люди. Затем этот же трамвай становится кухней, где сидит её Мать (Марина Решетняк) и ищет деньги в банке макарон, которые кто-то украл.

Игра с пространственными значениями в постановке приводит к мысли, что в ограниченных тематических секторах, которые меняются, показана вся история человеческих эмоций, когда-либо посещавших любого из нас: боль утраты, непонимание, гнев, обида...

Но на фоне обобщённой эмоциональной истории не покидает ощущение, будто это какой-то сон, показанный с точки зрения невиданного и мифологического. К такой мысли приводит этюд-вставка сюрреалистического характера «Девушки в цветах». Все девушки надевают на головы цветочные венки и хором начинают произносить: «Я хочу спать. Я видела сон, хороший сон, поле, я — поле, и мне тепло, и закат, и по мне кто-то ходит... Кто-то в шляпе... Шляпа такая же жёлтая, как и солнце... У него что-то в руке... У него семена.... И он меня засевает... Но мне хорошо... И уже не так жарко, и приятно, когда на тебя наступают старыми ботинками...». Вполне возможно, что сама Земля рассказывает нам историю непростых взаимоотношений между персонажами.

Сцена из спектакля «Хорошо жили», фото Мари Нуар

Заключительным спектаклем 13-го сезона стал «Хорошо жили» по рассказам Василия Шукшина. Он показал зрителю не столько поэтику рассказов писателя, сколько свободу в их интерпретации с сохранением какой-то тянущей и одновременно радостной тоски по всему русскому и самобытному, яркие чудаковатые характеры шукшинских персонажей. Они любящие, страстные, печальные и жаждущие настоящих эмоций во всех событиях своей жизни: от желания жениться на старости лет до покупки сапожек для жены, стоимость которых выходит далеко за рамки семейного бюджета.

Эти сцены показывают каждому зрителю, что жизнь — она в самой жизни, надо просто жить и всё, в этом и весь смысл.

Оксана Половинкина соединила три рассказа Василия Шушкина («Бессовестные», «Кукушкины слезки», «Сапожки») и показала эмоциональную палитру в более комическом исполнении. Это совершенно не упрощает постановку, а добавляет ей смешной изящности. Здесь и старики из рассказа «Бессовестные», решившие соединить свои судьбы в конце жизни. Здесь и художник со своей попутчицей — самая лиричная линия в спектакле. Здесь и муж, решившийся на очень дорогую покупку обуви жене, которая не подошла ей по размеру, из-за чего «Сергей почувствовал боль».

Фишка спектакля «Хорошо жили» в том, что все роли (и мужские, и женские) исполняют три актрисы: София Путинцева, Марина Решетняк и Елена Хорошилова. Их игра ломает привычное представление об интерпретации мужских и женских ролей, и очень верится в простую истину: актёром нужно просто родиться.

Сцена из спектакля «Хорошо жили», Фото Мари Нуар

Пространство спектакля зиждется на снопах. Все костюмы — это большие пиджаки поверх платьев, а самое ценное всё-таки художественные образы вкупе с силой страстных эмоций истинно русских людей. Какой-то особый культурный код нашего народа, который понятен через любую эмоцию или фразу даже городским, смотрящим на народные характеры.

Завершение 14-го сезона получилось ярким и запоминающимся. Этот «подростковый» возраст «Спички» — 13 лет — демонстрирует зрелость детища Оксаны Половинкиной. Оно растёт, но не прирастает тяжёлой солидностью, а сохраняет детскую непосредственность и совершенно искреннюю любовь к тому, чем живёт.

Ксения Иванова

Читайте также

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter.

Похожие новости

«Мы как вода». Как белгородский театр «Спичка» нашёл свою историю в трагедии Шекспира «Гамлет»

«Мы как вода». Как белгородский театр «Спичка» нашёл свою историю в трагедии Шекспира «Гамлет»

«Возвращайтесь, мальчики, вас слишком сложно (не)_любить». Какой белгородский театр «Спичка»​ увидел «Колыбельную для взрослого мужчины»

«Возвращайтесь, мальчики, вас слишком сложно (не)_любить». Какой белгородский театр «Спичка»​ увидел «Колыбельную для взрослого мужчины»

«Вдохновение, Любовь, Материнство». Как белгородский театр «Спичка» погружает в лирику Анны Ахматовой

«Вдохновение, Любовь, Материнство». Как белгородский театр «Спичка» погружает в лирику Анны Ахматовой

 «Я — строительный элемент». Кем актёр Илья Штейнмиллер видит себя на сцене и будет ли он исполнять песни на китайском языке

«Я — строительный элемент». Кем актёр Илья Штейнмиллер видит себя на сцене и будет ли он исполнять песни на китайском языке

Диалоги с незнакомцами. Питерский драматург в Белгороде поучаствовал в читке своей пьесы

Диалоги с незнакомцами. Питерский драматург в Белгороде поучаствовал в читке своей пьесы

«Они боролись за Победу. За что боремся мы?». Участники «Бессмертного полка» в Белгороде — о Дне Победы и «спецоперации на Украине»

«Они боролись за Победу. За что боремся мы?». Участники «Бессмертного полка» в Белгороде — о Дне Победы и «спецоперации на Украине»

В Белгороде прошло предварительное заседание по иску «Русагро» к Владимиру Зотову

В Белгороде прошло предварительное заседание по иску «Русагро» к Владимиру Зотову

«В чужом городе ты никому не нужен». Как белгородцам отказывают в съёме жилья в других регионах

«В чужом городе ты никому не нужен». Как белгородцам отказывают в съёме жилья в других регионах

Белгородских чиновников будут мотивировать оплатой отдыха в санаториях

Белгородских чиновников будут мотивировать оплатой отдыха в санаториях

Белгородец стал жертвой мошенников, когда покупал средство от клещей для собаки

Белгородец стал жертвой мошенников, когда покупал средство от клещей для собаки

Коммунисты получили ответ от Минэкономразвития о поддержке белгородцев, пострадавших при обстрелах

Коммунисты получили ответ от Минэкономразвития о поддержке белгородцев, пострадавших при обстрелах

Тело с душою в ладу. Как забота о себе помогает сделать жизнь лучше

Тело с душою в ладу. Как забота о себе помогает сделать жизнь лучше

Приманка для вредителей. Почему сбой с вывозом мусора может привести к неочевидным проблемам

Приманка для вредителей. Почему сбой с вывозом мусора может привести к неочевидным проблемам

Журавлики и стихи. Автор «Книжной полки» — о первом сольном вечере белгородского поэта Андрея Субботина

Журавлики и стихи. Автор «Книжной полки» — о первом сольном вечере белгородского поэта Андрея Субботина

Белгородцы поделились, чему бы они хотели, чтобы учили их детей в школах

Белгородцы поделились, чему бы они хотели, чтобы учили их детей в школах

Галина Еремеенкова: Через «Окно» я детям открываю новый мир

Галина Еремеенкова: Через «Окно» я детям открываю новый мир