Не нужно воспринимать выражение «ради пиара» негативно. Постараюсь объяснить, почему. Нужно ли вообще говорить о благотворительности? Моё мнение — нужно. Чем чаще о ней будут говорить, чем масштабнее будут пиар-кампании и чем известнее будут люди, которые к этим кампаниям привлекаются, тем круче.
В нашем обществе действует закон пустоты, который звучит следующим образом: «Любая пустота будет заполнена». Это значит, что если вы ничего не говорите о себе или своём проекте, то никто не знает о вашем или вашего проекта существовании. А если не говорите то, что вам нужно, найдутся те, кто скажет то, что ненужно.
Приведу два примера. Предполагаю, многие попадали в такую ситуацию: однажды вы ловите себя на мысли, что давно не натыкались на упоминания, фотографии, посты, «сториз» какого-то определённого человека, и начинаете ненароком думать, а всё ли у него хорошо? Реальность в большинстве случаев такова: нет в информационном пространстве упоминаний о человеке — складывается ощущение, что нет самого человека. Второй пример: молодая девушка открывает салон красоты в центре города. Дорогой, «лухари» — всё, как положено. Возможно, для этого она взяла четыре кредита, приняла от бабушки отложенную на чёрный день финансовую подушку и продала любимую третью Mazda 2008 года. Но никто об этом никогда не узнает, если девушка сама об этом не расскажет. А что скажут «добрые языки»? Вариантов немного. Вы и сами все их прекрасно знаете.
По этой причине следить за формированием и развитием своего образа или образа проекта должен (в идеале, конечно) каждый публичный человек и руководитель проекта (бизнеса, некоммерческого проекта, СМИ, канала и т.д.). Ещё раз обращаю ваше внимание: не говорим о человеке или проекте — нет человека или проекта. Говорим, но недостаточно для того, чтобы «заполнить пустоту», — люди скажут за нас. И не всегда то, что нам бы хотелось. Если не говорить о благотворительности — это явление тоже покроется перхотью веков и пылью тысячелетий.
В сознании белгородцев в последнее время благодаря публикациям в СМИ и соцсетях формируется образ «Доброго таджика» из Старого Оскола (почитать интервью с ним можно здесь — прим. Ф.). Почему? Правильно, потому что Назар занял публичную позицию создателя информационного канала. Он заполняет ту самую пустоту новыми и новыми инфоповодами. И практически в каждом выпуске говорит, что делает это для того, «чтобы люди видели, это не ради хайпа».
Главный аргумент оппонентов, обвиняющих Назара в его деятельности «ради пиара», звучит следующим образом: «Благотворительностью нужно заниматься тихо». Благотворительностью, конечно, можно заниматься тихо, а вот популяризировать благотворительность тихо — это неправильно.
Я на своих мастер-классах привожу в пример одну из самых легендарных, на мой взгляд, остросоциальных пиар-кампаний последнего десятилетия: в 2013 году бразильский миллионер опубликован на страничке в «Фейсбуке» объявление о том, что он решил похоронить свой новенький Bentley, средней стоимостью около 500 тысяч долларов. Аргументировал свои планы граф Скарпа тем, что он просто решил брать пример с египетских фараонов и заранее заботиться о том, чем будет пользоваться с загробном мире (как вы помните, вместе с фараонами хоронили всё их состояние, в том числе и слуг — прим. автора). История вызвала колоссальнейшее обсуждение на телеканалах в и интернете. Конечно же, самого миллионера начали обвинять в самодурстве, коррупции, транжирстве, уклоне от уплаты налогов. А спустя пару недель оказалось, что Скарпа никакую машину закапывать не собирался. На всё ту же страничку в «Фейсбуке» Скарпа выложил свою фотографию с бразильской конференции на тему донорства, где он стоит на фоне ролл-апа с надписью «Ежедневно мы хороним нечто более дорогое, чем Bently — наши органы» и держит в руках табличку «Я донор органов, а ты?».
Выслушивая тысячи насмешек и обвинений, Скарпа призывал людей перестать хоронить после смерти свои тела и органы, которые могут спасти жизнь многим людям. Тот самый снимок, кстати, набрал более 35 тысяч «лайков». А это значит, что минимум 35 тысяч человек узнали о том, что известный человек уже является донором органов.
Конечно, можно обвинять пожилого бразильца и «Доброго таджика» в том, что всё это было сделано/делается «ради самопиара». А можно просто попытаться услышать месседж, который до нас хотят донести, и попробовать последовать примеру Назара: в следующий раз, когда будет грустно, постараться «сделать кому-нибудь приятное, сотворить какое-либо доброе дело». Рассказывать об этом добром поступке в социальных сетях и снимать видеоролики на YouTube необязательно, но если всё же решите выложить пост-отчёт, упомяните обязательно «Доброго таджика» — начинающий блогер в очередной раз убедится, что точно снимает свои видеоролики не зря. А кто-то из ваших подписчиков, может быть, тоже подхватит эстафету благотворительности. Тогда само понятие благотворительности точно будет и дальше жить. И никакой перхотью веков и пылью тысячелетий не покроется.