Асфальтовое футбольное поле, три урны на 34 двора и спиленные лавочки. Как ОНФ искал в Шебекине «сомнительные» госзакупки

Общероссийский народный фронт запустил проект «Город N», который должен помочь активистам проверять госзакупки в городах, где проживает не более 100 тысяч человек. Первым таким городом стал Шебекино. Мы проехались вместе с активистами, чтобы посмотреть, как ОНФ ищет сомнительные госзакупки.

Белгородская область стала первым регионом России, в котором активисты «Общероссийского народного фронта» запустили новую инициативу «Город N», позволяющую более жёстко контролировать госзакупки в муниципалитетах. Проект приурочили к 210-летию со дня рождения Николая Гоголя, поэтому его название связано с одноимённым произведением классика. Методы действия активисты проекта ОНФ «За честные закупки» взяли из другого произведения Гоголя: «ревизоры» ОНФ приезжают в небольшой город, в котором проживает не более 100 тысяч человек, выбирают несколько госзакупкок местной администрации и на местности проверяют исполнение работ, не предупреждая чиновников.

Культурно-оздоровительный центр на окраине города

Первым «Городом N» в Белгородской области стал Шебекино. Там активисты нашли подозрительную закупку культурно-оздоровительного центра на окраине города. В ОНФ говорят, что закупка имеет признаки «серой схемы», потому что в 2019 году администрация купила уже готовое здание за 45 миллионов рублей у компании «Кровстрой».

Примечательно, что до этого городу из бюджета на постройку культурно-оздоровительного центра выделили именно 45 миллионов рублей, а компания «Кровстрой» случайно построила нужное администрации здание, которое готова была продать за эту же сумму. Это, как считают активисты, позволило миновать процедуру конкурентных торгов и купить объект у единственного поставщика, с которым, возможно, ещё до строительства существовали определённые договорённости.

— Нас насторожило, что объект уже был построен предпринимателем, входящим в топ бизнесменов, которые выигрывают закупки. Однако местные жители очень благодарны, что появился такой центр, и рады, что теперь у них есть офис семейного врача, культурный центр и библиотека. Нас же смущает сама процедура, но мы пока только предполагаем, поэтому направим запросы в ФАС, — рассказывает активист проекта ОНФ «За честные закупки» Вячеслав Саламасов.

От тротуара до крыши

В иных случаях претензии общественников касались качества закупок. Так, например, в октябре 2017 года на улицах Октябрьская, Чапаева и Шумилова строители уложили плитку на 850 тысяч рублей, но спустя два года она насквозь проросла травой, что свидетельствует о том, что была нарушена технология укладки.

Эксперты ОНФ были удивлены и бордюрным камнем, который положили плашмя, а не вертикально. В данном случае он просто не выполняет функцию защиты пешеходов от машин и разграничения пешеходной и проезжей частей дороги.

— Основная задача бордюров — сделать эту дорогу безопасной, привести её к нормативу. Такими решениями дорога к нормативу не приводится. Видимо, технические задания делали люди, которые не до конца понимают суть и принципы нормирования. С 2010 года отсутствую квалификационные требования. До этого времени у нас эта деятельность лицензировалась, и заказчики проходили определённый отбор. Сейчас же квалификация заказчиков — это притча во языцех, — объясняет активист проекта ОНФ «За честные закупки» Александр Стефанов.

В доме № 10 на Парковой улице из-за того, что при капитальном ремонте крыши строители не сделали навесы на случай непогоды, во время сильных дождей затопило квартиры с пятого по первый этажи. В качестве компенсации жителям предложили всего по 20 тысяч рублей, хотя примерный ущерб жителям верхних этажей составил от 50 до 200 тысяч рублей. Вскоре строительная компания обанкротилась, и теперь не ясно, кто должен компенсировать жителям затраты на ремонт в их квартирах.

Асфальтовое футбольное поле, три урны на 34 двора и спиленные лавочки

Большинство нарушений, которые активисты нашли в Шебекино, касались благоустройства. Основная претензия жителей — администрация не обсуждает с ними благоустройство домов и общественных пространств. Это порой рождает необъяснимые решения.

На улице Ленина во дворе дома № 33А строители закатали в асфальт футбольное поле и установили детскую площадку прямо напротив парковки. Качели, рассчитанные на разный возраст детей, которые нравились жителям, убрали, потому что они устарели, а столик с лавочками, который жители просили заменить, остался на том же месте, хотя для него построили отдельную площадку.

В соседних дворах установили волейбольные площадки. В некоторых местах они появились прямо на дорожках, которые местные жители протоптали, потому что им так удобно ходить через двор. Песок для площадок просто свалили в кучу рядом с сеткой.

— Активисты выявили несколько, с позволения сказать, сеток с такой же намотанной на два столба сеткой и кучами песка. Главный вопрос один: что чиновники вместе с подрядчиком, который всё это устанавливал и ссыпал кучи песка, хотели сказать? Замечательно было бы, если бы мы с вами и местные жители посмотрели на дружеский матч между подрядчиком, главой администрации и всех, кто к этому причастен. Тогда бы мы, наверное, поняли, что они планировали при строительстве этих площадок, — говорит координатор проекта ОНФ «За честные закупки», депутат Госдумы Антон Гетта.

Во дворах практически нет урн для мусора — на 34 двора закупают всего три урны. Урны отсутствуют и в некоторых местах в городском парке культуры и отдыха, который за 11,4 миллиона рублей отремонтировали в 2017 году. Взамен урн дворники привязывают мусорные пакеты к лавочкам в парке. Шебекинцы рассказали активистам, что в некоторых местах по решению администрации были срезаны лавочки и урны. Когда жители спросили у чиновников, когда на месте спиленных появятся новые лавочки, им ответили, что денег на установку лавочек нет.

— Как-то совсем стало непонятно. Лавочки были, теперь их нет, а чтобы они появились, снова нужны деньги, — заключает Александр Стефанов.

Также на 45 гектарах, где расположен парк, нет ни одного туалета. В то же время, рядом с парком, напротив администрации, находится сквер площадью всего 3 тысячи квадратных метров, на благоустройство которого потратили 12 миллионов рублей. В сквере сделаны урны, постелен газон, выложен дорогой гранитный камень, высажены взрослые деревья, а вокруг лавочек расположена зона Wi-Fi и зарядки для смартфонов, которые правда, не работают.

— У людей есть конкретные запросы. Они пишут в местных группах во «ВКонтакте», что благоустроить нужно в первую очередь парк, в котором нет банальных вещей: лавочек, туалетов, которые для жителей города, конечно, более значимы, чем вот эта небольшая красивая и благоустроенная территория. При этом она совершенно несопоставима по размерам с парком, а деньги выделяются, что здесь, что там одинаковые, — говорит руководитель проекта ОНФ «За честные закупки» Валерий Алексеев.

***

В ближайшее время активисты посетят ещё десять городов. Уже выявленные нарушения, которые в ОНФ называют «сомнительными» госзакупками, будут направлены в ФАС и правоохранительные органы, которые либо подтвердят наличие правонарушений, коррупции и неэффективности, либо нет. Только после этого в ОНФ собираются делать какие-либо выводы. Однако Антон Гетта говорит, что проект сохранит свой формат и активисты для профилактики не будут предупреждать чиновников.

— [Мы будем действовать], как в бессмертном романе Гоголя [«Ревизор»] (на самом деле, это комедия — прим. Ф.), не оповещая, [чтобы чиновники] гадали, кто приедет, когда приедет, и принимали какие-то решения. Мы хотим, чтобы этот формат ОНФ, общественного контроля, работал на профилактику, чтобы никто из глав муниципалитетов не мог расслабиться и знать, что если мы поедем, то предупредим, — заявил Гетта.
Никита Пармёнов

Читайте также

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter.
comments powered by HyperComments

Похожие новости

В Белгороде активисты ОНФ нашли нарушения при ремонте двора за 25 миллионов рублей

В Белгороде активисты ОНФ нашли нарушения при ремонте двора за 25 миллионов рублей

Белгородские активисты ОНФ добились ремонта ливнёвки, из-за которой вода семь лет затапливала участки жителей Дубового

Белгородские активисты ОНФ добились ремонта ливнёвки, из-за которой вода семь лет затапливала участки жителей Дубового

«Чиновникам стоит обратить внимание на дворы и частный сектор». Как проходила дорожная инспекция ОНФ в Белгороде?

«Чиновникам стоит обратить внимание на дворы и частный сектор». Как проходила дорожная инспекция ОНФ в Белгороде?

«Ненароком отдали и по справедливости вернули». «Крымнаш» в Белгороде в словах и плакатах его участников

«Ненароком отдали и по справедливости вернули». «Крымнаш» в Белгороде в словах и плакатах его участников

​В Белгороде активисты ОНФ провели для школьников акцию «Один день в армии»

​В Белгороде активисты ОНФ провели для школьников акцию «Один день в армии»

​В белгородской школе отравились дети. Что официально об этом известно

​В белгородской школе отравились дети. Что официально об этом известно

​В Белгороде активисты ОНФ проверили, как благоустраивают дворы. На что жаловались жители?

​В Белгороде активисты ОНФ проверили, как благоустраивают дворы. На что жаловались жители?