Новое осмысление классического
Оксану Погребняк
жители Белгорода знают как режиссёра
театра «Новая сцена – 2». Она ставит пронзительные и глубокие спектакли и организовывает фестиваль
современного театра «Наш кислород», на
который съезжаются актёры и режиссёры
со всей России и стран ближнего зарубежья. Параллельно с театральной деятельностью Оксана
училась в ГИТИСе у известного театрального
режиссёра Иосифа Райхельгауза.
24 января Погребняк представила свою дипломную работу в Белгородском драматическом театре имени М.С. Щепкина. Режиссёр по-новому осмыслила классическую пьесу драматурга Семёна Злотникова «Пришёл мужчина к женщине». К слову, в 1989 году этот спектакль ставил сам Иосиф Райхельгауз в театре «Школа современной пьесы». Немаловажно, что именно Райхельгауз стал первым режиссёром, который поставил эту работу. До него другие режиссёры отказывались от постановки в силу разных причин. Однако Иосифу Райхельгаузу удалось сделать пьесу классикой, которую ставят по всему миру. Через 40 лет после первой постановки он приехал в Белгород, что увидеть новое осмысление пьесы и оценить работу своей ученицы.
Смелость Оксаны Погребняк выразилась не только в том, что она взяла материал, с которым уже работал её наставник, но и в других сложностях. Во-первых, это спектакль про любовь на двух актёров: здесь не скрыться за массовостью или декорациями. Есть только два человека и их эмоции, которые наполняют людей, когда внутри зарождается новая любовь — фальшь в такой теме зритель чувствует сразу. Во-вторых, эта пьеса написана «по-чеховски»: всё самое главное находится в подтексте, его нужно передавать жестами, движениями, взглядами, а не словами. В таком произведении именно режиссёр ответственен за впечатление зрителей. Он должен продумать заново всё, что не прописано в тексте, но без чего герои не будут живыми.
Любовь или нет?
В оригинале произведения главные герои — обычные советские люди. Оксана Погребняк перенесла действие в наши дни. Героиня пьесы, которую играла актриса Надежда Пахоменко, — сильная взрослая женщина, руководитель, которая сама растит сына. Характер, конечно, у неё соответствующий: властный, самостоятельный. С первого взгляда кажется, что она знает, чего хочет, а хочет она выйти замуж, причём срочно. Однако именно самостоятельность не даёт ей по-настоящему полюбить. Мужчина в исполнении Сергея Купчичева – 40-летний человек, у которого наступил кризис среднего возраста. В молодости он мечтал быть писателем, думал о прекрасной жизни, полной пользы для окружающих, но в итоге стал обычным аптекарем. У него было два брака, и оба неудачные. Он переосмысливает прожитую жизнь, ищет выход, способ избавиться от сомнений и переживаний.
Общие друзья предлагают им познакомиться и направляют героя по нужному адресу. Два одиноких человека встречаются. Что происходит между этими людьми? Может, это лишь один прекрасно проведённый вечер вместе? Или любовь, которая останется с ними на всю жизнь? Будет ли их брак счастливый? Эти вопросы остаются без ответа на протяжении всей пьесы.
Спектакль начинается со статистики: «В Белгороде в 2019 году заключено 7,7 тысячи браков, 4,4 тысячи из них расторгнуто». Помня об этой информации, зритель постоянно задаётся вопросом: «Стоит ли оно того?». То, что можно посчитать любовью с первого взгляда, волной страсти, накрывающей героев, возможно, в итоге окажется ошибкой. Ведь многие люди опрометчиво пытаются строить семью, не узнав партнёра.
Зрителю кажется, что герои не слышал друг друга. У каждого из них свои трагедии, и вместить в прожитую и налаженную жизнь нового человека сложно. В итоге, они делают этот шаг: решаются быть вместе. Насколько правильно это решение, неясно. Режиссёр оставляет зрителя с вопросом: «Это любовь или что-то другое?». В нынешнем мире, где больше половины браков распадаются, задавать такой вопрос оказывается особенно важным.
Повод для переосмысления
После завершения спектакля высказались члены комиссии, которые принимали дипломную работу Оксаны Погребняк. Режиссёр Иосиф Райхельгауз признал, что версия Оксаны нова, свежа и реалистична.
— Я видел не актёров, разыгрывающих историю, а живых людей. За этими героями что-то стояло. А в этом всегда большая заслуга режиссёра, — отметил Иосиф Райхельгауз.
Режиссёр рассказал, что он звал Оксану Погребняк ставить в Москве, но она решила остаться в Белгороде и делать театр интересным для жителей города.
Стоит отметить, что члены комиссии, мастера театрального дела говорили о тонкостях человеческих отношений, а не только оценивали мелкие детали постановки. Они задавались вопросами: стоит ли давать шанс женщине с таким тяжелым характером, сможет ли она быть счастливой и осчастливить другого человека. Зрители говорили о том, что спектакль, поставленный режиссёром «Новой сцены — 2», дал повод переосмыслить свой жизненный опыт. Такая оценка доказывает, что Оксане Погребняк удалось добиться цели и впечатлить зрителей и членов комиссии.