С 1 июля 2022 года в Белгороде окончательно закрыли троллейбусное сообщение. Вместо этого в столице региона появились семь перевозчиков, которые разделили основные маршруты. Мы пообщались с активистами, которые подвели итог своей работы по спасению троллейбусов длиной в несколько недель. Об этом рассказали представители белгородского сообщества урбанистов и нескольких политических партий.
Что сделали белгородские урбанисты?
Активист Виталий Палухин рассказал, как белгородские урбанисты организовали собор пожертвований, расклеивали листовки и постеры, а также сотрудничали с партией КПРФ.
— В первые дни, когда сообщили о ликвидации троллейбусной сети, мы организовали сбор пожертвований, вели краундфандинг на работу по спасению троллейбусов. Мы собрали более 36 тысяч рублей. В дальнейшем мы потратили эти деньги на агитацию. Мы распечатали более тысячи буклетов для оповещения населения, распечатали постеры, которые мы расклеивали по городу, а также собирали обращения. Всего мы собрали более 2,6 тысячи листов. Это проверенные листы, которые мы далее рассматривали на подачу губернатору Белгородской области Вячеславу Гладкову.
Собранные деньги шли на покупку бумаги и принтера, а также оплату работы сборщиков. Пару дней назад мы подали 2213 обращений в приёмную губернатора. Предварительно нами заинтересовалась полиция, и оперативники из уголовного розыска зачем-то перепроверяли наши данные. С какой целью они это делали — непонятно, но никаких особых действий к нам применено не было. Нас просто проверили, мы пошли и подали свои обращения.
Дополнительно мы работали вместе с КПРФ. Я как урбанист, Виктория Литвин как журналистка, и Екатерина Долгова как депутат от КПРФ по инициативе замгубернатора Базарова вошли в так называемую рабочую группу. Почему «так называемая»? Потому что за всё время её работы не было ни одного документа, который бы говорил о том, что это за рабочая группа, кто входит в её состав, кто её председатель, какие у неё цели, функции и полномочия. Если это можно как-то назвать юридически, то это просто встречи с министром Базаровым и главой ЕТК, ничем другим это просто не являлось, — рассказал урбанист.
Что сделала партия КПРФ?
6 июня представители КПРФ подали 300 подписей под письмом депутата Горсовета Игорь Цевменко (он добровольно сложил полномочия 28 июня — прим.Ф.) о недопустимости ликвидации троллейбусной инфраструктуры.
На следующий день депутат Госдумы от КПРФ Владимир Исаков направил аналогичный запрос Вячеславу Гладкову и в минтранс. После заявлений о применении давления на работников троллейбусного парка он также направил обращение Бастрыкину и в минтруда, чтобы определить, насколько законно заставлять сотрудников переходить в ЕТК на должности водителей автобусов. Также фракция КПРФ горсовета Белгорода направила Вячеславу Гладкову запрос на проведение общественных обсуждений, однако депутаты так и не получили ответа на это письмо. Общественных обсуждений также так и не было.
После этого Екатерина Долгова вместе с Ленинским комсомолом собирала подписи под письмом о недопустимости ликвидации троллейбусной сети. Также они спросили у белгородцев о том, хотят ли они закрытия троллейбусной сети и попросили в письме прислушаться к мнению горожан, об этом. Кроме этого, представители партии КПРФ хотели провести митинг в поддержку троллейбусов, однако им его не согласовали из-за коронавирусных ограничений. Интересно, что в это же время в городе проходили фестивали «Белгородское лето» и «Везёлка live».
Участвуя в рабочей группе, Екатерина Долгова направляла запросы о статусе рабочей группы, её полномочиях и целях. Активисты считают, что из-за не совсем понятного юридического статуса рабочей группы она никак не смогла повлиять на отмену троллейбусов, а сотрудники администрации игнорировали некоторые просьбы участников группы.
Что сделали представители партии «Справедливая Россия — Патриоты — За правду»?
Член партии «Справедливая Россия» Дмитрий Рудов вместе со своими коллегами ведёт группу во «ВКонтакте» «Белгородский троллейбус, живи». Они публиковали последние новости о троллейбусах, а также инициативы и предложения белгородцев по их спасению. Также Дмитрий Рудов собирал подписи о проведении общественных слушаний о судьбе троллейбусов в городе. Кроме того, Дмитрий подал заявление о проведении культурного мероприятия в поддержку троллейбусов, однако ему также отказали в этом.
Что сделали другие политические активисты?
— Сначала вместе с активистами из «Городских проектов» мы провели совместную встречу с рабочими, на которой я рассказывала работникам, как им бороться за сохранение троллейбусов и своих рабочих мест. Я приводила в пример ситуации из других городов, где удалось или же по причинам того, что работники неправильно подействовали, не удалось сохранить троллейбусы.
Соответственно я говорила им, чтобы они не переходили на рабочие места в автобусы, потому что, скорее всего, они пройдут обучение, после чего их не возьмут на работу. Также я советовала им продолжать работать, выходить на маршруты, чтобы они оповещали других своих коллег и записывали обращения в прокуратуру и Следственный комитет.
Я сама подавала несколько обращений в СК на тему закрытия троллейбусов и ситуации, когда без предупреждения снимали водителей с линии и увозили в депо, чтобы, оказывая на них давление, заставлять их подписывать бумаги на переход на автобусы. Также мы создали профсоюз троллейбусников, встретились с рабочими, обговорили это и через профсоюзный центр в Москве оформили его. По закону он может дать им какие-то гарантии того, что их не просто так уволят, а точно выплатят им зарплату. Также это могло помочь сохранить троллейбусы, потому что через профсоюз можно оказывать какое-то влияние на начальство. К тому же, начальство не может закрыть предприятие, не оповестив профсоюз и не согласовав это с ним, — объясняет активистка Амелия Циглер.
Что сделала партия «Яблоко»?
Активист и член партии Илья Костюков несколько раз выходил на пикеты за сохранение троллейбусов. Мы ранее писали о том, что во время одного из пикетов к нему подошёл сфотографироваться мужчина. Из-за этого на Илью составили протокол о проведении несогласованного массового мероприятия, а после этого у активиста начались проблемы в колледже. Его вызвали на беседу в центр безопасности НИУ «БелГУ», его комнату без его ведома осмотрели сотрудники центра безопасности, а несколько людей из общежития сказали ему, что пришло указание «следить за ним».
О чём сотрудники администрации, активисты и приглашённые спикеры рассказали на круглом столе о работе троллейбусов?
Также 30 июня прошёл круглый стол о закрытии троллейбусных сетей в Белгороде. На нём встретились сотрудники областной администрации, активисты и приглашённые спикеры. Приводим основные тезисы прошедшей встречи.
- Как ранее заявляла администрация, на восстановление троллейбусной сети потребуется 7,7 либо 3,2 миллиарда рублей. 37 миллионов из этого — стоимость одного троллейбуса, которых для города нужно 84, по расчётам сотрудникам администрации.
Однако активист Виталий Палухин не согласился с этими цифрами.
— В расчёте получается, что один троллейбус стоит около 37 миллионов. В других городах мы нашли троллейбусы, которые стоят намного меньше, при этом имеют климат-контроль, они также низкопольные и отслеживаются по спутникам, и стоят при этом в от 18 до 22 миллионов рублей. Также от ПКТС (одна из компанией производителей — прим.Ф.) мы узнали, что если покупать троллейбусы партией, они будут стоит не 37 миллионов, а меньше. Мы проверяли по «Госзакупкам», в каких городах и по каким ценам закупили троллейбусы в 2022 году, — рассказал урбанист.
- Представитель компании ПКТС Денис Фролов заявил, что если всё-таки закупить троллейбусы за 37 миллионов рублей, то затраты в 7,7 миллиарда рублей можно сократить до 5,2 миллиарда, потому что такой транспорт рассчитан на большой автономный ход. Также представитель ПКТС заявил, что 7,7 миллиардов — явно завышенная цена, а троллейбусы будут более выгодны, чем автобусы.
— Вы сейчас покупаете троллейбус, допустим, за 37,5 миллиона рублей. Автобусы в схожей комплектации сейчас будут стоить от 16 до 18 миллионов рублей. Однако троллейбус может служить 20 лет, а срок службы среднего автобуса — это 7–8 лет. Вам на жизненный цикл троллейбуса потребуется купить 2,5 автобуса, но через семь лет вы по 16 миллионов автобус не купите, — объяснил Денис Фролов.
- Депутатка Мосгордумы Дарья Беседина рассказала, что, по её мнению, замена троллейбусов электробусами в Москве оказалась не очень удачной идеей.
— Убрали 1 600 троллейбусов, а вместо них закупили около тысячи электробусов. Треть своего времени они проводят на зарядке, и получается, что количество электротранспорта в городе фактически сократилось почти втрое. Два последствия, которые Белгород тоже должен учитывать. Первый — это экологический, когда вместо экологического автобуса будут автобусы с двигателем внутреннего сгорания. И второй — дефицит подвижного состава, особенно в 2019 году он был ощутим, не соблюдались интервалы движения, и горожане это сильно заметили — было много возмущения: почему так плохо ходят автобусы. Невозможно уничтожить троллейбусную систему и быстро и безболезненно заменить её автобусами, чтобы люди этого не заметили, — рассказала Дарья Беседина.
- На встрече из троллейбусов предложили сделать «арт-объект». Замгубернатора Ольга Медведева поддержала эту идею.
- Проблемы с электротранспортом начались в 2010 году, 2016 год стал критической точкой. С 2010 МУП ГПТ работал с убытками, город несколько раз в год с этого времени вливал деньги [в троллейбусную сеть], — пояснила замгубернатора Ольга Медведева.
- Договоренностей по земле [на которой находится троллейбусное депо] нет. При продаже соблюдается открытость, на открытой площадке в виде аукциона идут торги. Земля муниципальная, на торги будут выставлено здание на земельном участке по решению кредиторов, — заявил представить мэрии.
- Всю троллейбусную инфраструктуру, как минимум, в ближайший месяц убирать не планируют.
В среду, 6 июня, по данным редакции на заседании совета общественности при минтранспорта Белгородской области снова будут обсуждать ситуацию с троллейбусами в областном центре, несмотря на то, что с 1 июля они уже не выходят на маршруты. Параллельно стало известно, что на проблему в Белгороде обратил внимание даже спикер Госдумы Вячеслав Володин, предложивший осенью провести большие парламентские слушания на тему развития городского общественного электротранспорта.
— Получили большое количество обращений из Астраханской области, из Белгородской области, где люди пишут об изношенности городского общественного транспорта, о закрытии линий троллейбусов. Есть регионы, где закрыты линии трамвайные. Это все не может не беспокоить наших избирателей и депутатов... Астрахань и Белгород эти вопросы ставят, причём собирают подписи. Обращения поступают к нам, в Государственную Думу, поэтому обратить на это надо внимание и выйти на решения, которые помогут вопросы решить в регионах, — заявил Володин.
Возможно, власти не до конца исключили эту тему из повестки, и в будущем ещё есть шанс на возврат троллейбусных маршрутов в Белгороде.