«Если... это пыль с цементного предприятия, я готов за свой счёт вызвать людям клининг». Руководство «Белгородского цемента» — про пыль на улицах Белгорода

Руководство цементного завода в Белгороде организовало журналистам экскурсию по предприятию, чтобы показать, что завод не является источником пыли, на которую жалуются горожане. Правда, на деревьях на территории предприятия журналисты всё-таки заметили какие-то непонятные белые следы.

Недавно жители Белгорода стали активнее жаловаться на ЗАО «Белгородский цемент» — цементный завод, расположенный на улице Сумской. Они пишут жалобы из-за пыли, оседающей на машинах, деревьях и окнах домов. Чтобы опровергнуть обвинения, представители предприятия встретились с журналистами.

Пыль на машинах, фото t.me/belgorod01

Первым объяснить ситуацию решил генеральный директор «Белгородского цемента» Эдуард Андросов.

— Выбросы на цементном заводе есть, но они все в рамках нормы, которую подтверждают экспертизы Роспотребнадзора, лаборатория — ничего не превышает норму. Выбросы, которые вы видите, — это пар. У нас мокрое производство: идёт смешивание мела, глины и 40 процентов воды. Всё это попадает в печь с обжигом в 1,4 тысячи градусов. Представьте: когда кипит чайник, тоже образуется пар. В июле мы запустили две печи, до этого работала одна печь, но источник выброса — труба — у них одна. Факел пара, конечно же, увеличился в два раза.

У нас есть плановые проверки, последняя была в декабре от Росприроднадзора, есть проверки от Роспотребнадзора — они ничего не выявили, всё в пределах нормы.

На вращающихся печах установлен электрофильтр чешского производства, он улавливает до 99 процентов пыли. Установлен был в 2008 году, прошёл модернизацию. Выбросы составляют менее 50 миллиграмм на кубометр — это ниже нормы...

Эдуард Андросов

Я читал комментарий, где показывали фото машины с осадками. Потом, видел, автор дописал: «Не мыл машину две недели». Вы понимаете... машина стоит у обочины. Пыль от машин оседает. У нас на производстве у каждого есть персональный автомобиль, стоит на нашей площадке, люди не жалуются на это... Это не цементная промышленность, пыль на фото даже выглядит по-другому.

Траву мы не красим, яблоки не протираем — они растут на территории. Кто-то находит у себя пыль на форточке: хорошо, если они докажут, что это пыль с цементного предприятия, то я готов за свой счёт вызвать им клининг.

Ещё в комментариях кто-то писал, что фильтры выключают ночью. Мы не допускаем такого... Отключение электрофильтра грозит полной остановкой всей цепочки производства цемента.

Хотел бы сказать тем СМИ, которые пишут и не закрывают комментарии, там есть комментарии: «Чтоб в них попала ракета», «Чтоб они все сдохли». У меня 300 человек, они все адекватные люди и не пишут в комментариях ответы. Вы понимаете, это неправильно...

Каждый год у нас капитальный ремонт, ремонтируют в том числе фильтр. В дальнейшем запланирована полностью модернизация, в 2024 году усилится контроль над выбросами. Наша стратегия — идти к экологии, больше внимания уделать ей. Пока стране нужен цемент и страна будет строиться, цементная отрасль будет развиваться и модернизироваться.

Завод не работает на полную мощность. До 2014 года было семь печей, шесть труб — на две печи идёт одна самая высокая труба, которая сейчас работает. С 2014 года план производства изменился на четверть. Раньше завод выпускал 2,5 тонны цемента, а сейчас 500 тысяч в год. Раньше со всех труб был пар, а теперь только с одной. Мы будем демонтировать пять печей, которые сейчас не используются, — рассказал гендиректор Эдуард Андросов.

Наталья Жарикова

Начальник отдела охраны труда, промышленной безопасности и экологии «Белгородского цемента» Наталья Жарикова дополнила позицию своего руководителя.

— Мы являемся предприятием первой категории воздействия на окружающую среду. На всех предприятиях первой категории в течение пяти лет будет установлена система, проводящая контроль в онлайн-режиме... Система-контроль — это прибор определённого вида, он будет устанавливаться на большую трубу, грубо говоря, пылемер. Система будет контролировать показатели и мгновенно передавать их либо в надзорные органы, либо в администрацию. В любой момент, когда они захотят проверить показатели, они включат программу.

В 2008 году у нас была масштабная реконструкция всех электрофильтров во вращающихся печах. До этого показатели были около 400 миллиграмм на кубометр, а когда поставили чешские современные фильтры, достигли 50 миллиграмм пыли. Это значительное снижение. Ещё один момент по снижению негативного воздействия — у нас большая часть предприятия законсервирована, выбросы снизились примерно на 80 процентов...

У нас есть пять точек вокруг предприятия, где ежеквартально контролируем источники выбросов. Последний замер был за второй квартал. Замеры делает аккредитованная лаборатория, которая подведомственна Росприроднадзору. По результатам наблюдения, у нас нет превышения ни на границе санитарной зоны, ни в источниках выброса (Наталья Жарикова показывает журналистам подтверждающие документы, которые попросила не фотографировать, — прим. Ф). Границы защитной зоны — это 500 метров вокруг предприятия. По законодательству, мы обязаны соблюдать все нормативы в этой зоне. В зону попадает и жильё, поэтому мы их [нормативы] жёстко контролируем: три точки по улице Сумской, одна — на Мичурина и ещё одна на улице Чичерина...

Это не мы нарушаем — это город пришёл в санитарно-защитную зону завода (Наталья Жарикова говорит о том, что изначально завод строился на пустыре, в промышленной зоне, а затем около предприятия построили жилые дома — прим. Ф.), — поделилась Наталья Жарикова.

Перед тем, как прогуляться по заводу, журналистов повезли в карьер, чтобы показать, где добывается мел и глина для будущего цемента. У корреспондента «Фонаря» возник закономерный вопрос.

— Может ли пыль идти из карьера, если она «точно не из трубы»? Ветер здесь очень сильный.

— Нет, материалы очень влажные. Это даже не пылящий материал. У нас завод мокрого производства, то есть, мы в сырьё ещё воды добавляем, поэтому он получается более экологичным. А есть заводы сухого производства, вот там пыль появляется уже на стадии производства дробления сырья. А у нас пыль [появляется] на завершающей стадии обжига. У нас же труба самая высокая: если бы она была вполовину ниже, никто бы и не знал, где цемзавод, а так она видна из любого конца города, — заверила Наталья Жарикова.

На заводе журналистам показали, как, смешивая глину с мелом, получают клинкер. Затем его перемалывают и смешивают с природным гипсом, чтобы получить цемент. От жителей Белгорода поступали также жалобы на неприятный запах, но во время посещения предприятия никакого сильного запаха не было.

Так выглядит клинкер

Врио министра природопользования Белгородской области Роман Татаринцев подтвердил, что на предприятии соблюдают все санитарные и экологические нормы.

— Есть несколько стадий контроля, которые осуществляются на самом предприятии. Предприятие организовывает производственно-экологический контроль. Есть утверждённый график проведения замеров, который осуществляет независимая лаборатория, имеющая соответственную квалификацию. В соответствии с этим графиком они производят замеры, сопоставляют с контрольными данными и делают выводы, соответствует или не соответствует [нормам]. Насколько я знаю, производственно-экологический контроль ведётся на предприятии на высоком уровне, нареканий не имеет.

При проведении плановых и внеплановых проверок Росприроднадзором производятся замеры при необходимости, где также определяется, насколько предприятие соблюдает разрешённые выбросы... Нареканий с нашей стороны к заводу не было никогда. Нарушения, которые выявлялись, если они были, исправлялись...

В рамках замеров ничего не находят, потому что это в принципе невозможно. Защитная зона предприятия рассчитана на шесть труб, а работает всего одна. Тот уровень, который она сейчас даёт, в шесть раз ниже, чем тот, который она может давать по определению, — объяснил Роман Татаринцев.

Руководство цемзавода и Роман Татаринцев считают, что пыль может идти с других предприятий.

Роман Татаринцев

— Здесь производственная площадка. На этой площадке есть куча производств, которые производят разные вещи. Там тоже используют цемент, тоже что-то летит при производстве. Источник найти вообще сложно, — заявил врио министра.

Тем не менее, корреспондент «Фонаря» осмотрел деревья, расположенные на территории завода, — их особенно нахваливало руководство предприятия, работники которого «каждое лето едят эти фрукты, делают из них шарлотки». Несмотря на дождь, ливший весь день, на листьях растений заметна некая белая пыль — вероятно, та самая, которой, по мнению руководства, «не существует».

Также представители завода в одном из разговоров предположили, кто именно распространяет информацию о пыли.

— Мне очень не понравились эти комментарии... Возможно, это старые работники, которых здесь сократили из-за упадка производства. Возможно, обиделись на завод, — поделился мнением гендиректор.

— И мы даже знаем, кто! — добавила Наталья Жарикова.

— Раньше на предприятии работало 1,5 тысячи человек, а сейчас — 300. Средняя зарплата тут — 60 тысяч рублей.

— А когда было последнее сокращение? — спросил корреспондент «Фонаря».

— Последнее сокращение было в 2014 году, — ответил Эдуард Андросов.

— Тогда почему только в последнее время такой наплыв недовольных людей?

— Сейчас открыты соцсети для этих жалобщиков! Жалобы всегда были, а сейчас просто это всё [жалобы] поддерживается очень правительством области (скорее всего, сотрудница предприятия имела в виду, что правительство региона реагирует на обращения граждан в соцсетях — прим. Ф.), — объяснила Наталья Жарикова.

К слову, вечером 22 июля губернатор Вячеслав Гладков во время прямого эфира с подписчиками в соцсетях тоже затронул тему с выбросами цементного завода, про которые у него спросила одна из подписчиц, уточнив, когда будет «адекватная проверка выбросов завода».

— Сам недавно возвращался из Луганской области, приезжал вечером, конечно, подумал, что-то опять произошло. Слава богу, нет, это был дым. Поэтому сейчас работает комиссия. На следующей неделе всю информацию по итогам проверки мы доведём, — заверил свою аудиторию глава региона.
Текст и фото: Дана Минор

Читайте также

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter.

Похожие новости

Старооскольский водоканал не хочет платить  штраф в 147 миллионов рублей за загрязнение  реки. Объясняем, как это произошло, и почему  им всё же придётся заплатить

Старооскольский водоканал не хочет платить штраф в 147 миллионов рублей за загрязнение реки. Объясняем, как это произошло, и почему им всё же придётся заплатить

Гендиректор ОАО «Белгородасбестоцемент» после почти 50 лет работы в компании покинет свой пост

Гендиректор ОАО «Белгородасбестоцемент» после почти 50 лет работы в компании покинет свой пост

Plus-one.ru: экологи потребовали гарантий безопасности для людей и природы при строительстве хвостохранилищ

Plus-one.ru: экологи потребовали гарантий безопасности для людей и природы при строительстве хвостохранилищ

Белгородцы будут соревноваться в сборе батареек и пластиковых крышечек для переработки

Белгородцы будут соревноваться в сборе батареек и пластиковых крышечек для переработки

Бизнес под замком в локдаун

Бизнес под замком в локдаун

«Очистные строят уже несколько лет, а сейчас стройка заморожена». Жители Ровенёк — о сбросах отходов маслосырзавода в водоём и неприятные запахи

«Очистные строят уже несколько лет, а сейчас стройка заморожена». Жители Ровенёк — о сбросах отходов маслосырзавода в водоём и неприятные запахи

Истинная причина, почему ваша компания не растёт

Истинная причина, почему ваша компания не растёт

Как не бояться руководить проектами. Что рассказали белгородцы на последнем лектории «Прямая речь»

Как не бояться руководить проектами. Что рассказали белгородцы на последнем лектории «Прямая речь»

Как малому бизнесу пережить большой кризис?

Как малому бизнесу пережить большой кризис?

«Я победил — у меня всё получилось. Я собой горжусь». Организаторы и победитель конкурса «Новые возможности» ответили на претензии

«Я победил — у меня всё получилось. Я собой горжусь». Организаторы и победитель конкурса «Новые возможности» ответили на претензии

Зарегистрировавшие свой бизнес участники первого потока «Новых возможностей» не смогут участвовать в новом конкурсе бизнес-идей

Зарегистрировавшие свой бизнес участники первого потока «Новых возможностей» не смогут участвовать в новом конкурсе бизнес-идей

«Это не эмоции, это жизнь». Как жители белгородского Таврово определяли, нужны ли им новые очистные сооружения

«Это не эмоции, это жизнь». Как жители белгородского Таврово определяли, нужны ли им новые очистные сооружения

«Пошёл вон, пёс». Продолжение истории с арендой участка у водохранилища в Ракитянском районе

«Пошёл вон, пёс». Продолжение истории с арендой участка у водохранилища в Ракитянском районе

«Нет покупателей, а кредиты надо платить». С чем столкнулся белгородский бизнес после обстрелов ВСУ?

«Нет покупателей, а кредиты надо платить». С чем столкнулся белгородский бизнес после обстрелов ВСУ?

«„Нора” — это анималистическое прибежище человеческой души». Владелец чайного клуба рассказал, как его детище выживает во время обстрелов

«„Нора” — это анималистическое прибежище человеческой души». Владелец чайного клуба рассказал, как его детище выживает во время обстрелов

«Тебя вообще не будет, а бизнес мы заберём». Как белгородскую предпринимательницу изводят проверками и угрозами [обновлено]

«Тебя вообще не будет, а бизнес мы заберём». Как белгородскую предпринимательницу изводят проверками и угрозами [обновлено]