— Наша организация «РегионПроект» занимается проектированием. Мы работаем в 63 регионах России. Занимаемся разработкой проектной документации для разных объектов. В основном, работаем по государственным проектам: школы, детские сады, театры, газоснабжение, освещение улиц. Мы выбрали два тендера по проектированию двух объектов в Белгородском районе: капитальный ремонт детского сада № 14 в селе Головино и школы в Мясоедово. Заказчиком является управление капительного строительства Белгородского района.
То, как всё пошло с самого начала, было ненормально. Мы просили провести совещание, но УКС занималось декорациями: красивыми картинками, занавесочками, а не проектом. В определённый момент мы сдались и пошли у них на поводу: изменения, которые были необходимы, в проект так и не были внесены, потому что УКС не предоставило технические условия. Например, у детского сада и школы много моментов, которые надо кардинально менять. Это касается в первую очередь инженерных сетей, так как транзитом через территорию садика проходят громадная теплотрасса и канализационный коллектор. Такие вещи запрещены. Представляете, [что будет] если случится авария? Дети попадут в кипяток или канализационное месиво. Мы провели собрание, но вопрос не решили.
Есть вопросы по электроснабжению. Садик и школа — это социально важные объекты, которые должны запитываться [электричеством] по второй категории, то есть с двух разных независимых подстанций. Если одна гаснет, то вторая обеспечивает электроснабжение. А как проектировать всё без нужных условий? Пищеблоки тоже нормам не соответствуют, заказчик отказался их менять. Если дети отравятся, ссылаться будут на нас.
Мы отправляли заказчику список необходимого оборудования, а он нам его так и не согласовал. Мы им уже письма писали, говорили: «Почему вы так не любите своих детей? Ладно, может, к нам почему-то плохо относитесь, но это же ваши земляки, ваши дети, почему вы к ним так относитесь? Вы делаете красивую картинку для кого-то, а на самом деле там го*но». Мы пришли, чтоб сделать хорошо, а получается чёрт-те что и сбоку бантик, причём, за большие деньги — на эти средства можно построить новые объекты.
Бумаги в экспертизу УКС дали с другими названиями проектов, хотя в договоре было указано иное. Проект разделён на четыре этапа: третий этап — выход из экспертизы, а четвёртый — сдача. А мы проект сдать не можем, потому что теперь другой заказчик и другое название объекта. На наши письма в УКСе не отвечают. С марта проект лежал без движения у них, пока они не дали разрешение пройти обязательную экспертизу, — на всё нужна доверенность от заказчика.
В проекте у нас есть инженерные, геодезические, геологические изыскания, а также архитектурная и строительная части. Электрика, вода, связи — это всё тоже приведено. Экспертиза проверяет сам проект, достоверность сметной документации, правильно ли определены затраты на капитальный ремонт. После этого заказчик разыгрывает строительный тендер, где выставляет нашу документацию, прошедшую экспертизу. Экспертиза нужна по закону для всех объектов.
Если финансирование проекта идёт из федерального бюджета, тогда экспертиза стоит 24 тысячи рублей, а если из местного — 200 с лишним тысяч. Нам сказали, что финансирование будет из местного бюджета: я, конечно, удивился, неужели у района есть 2 миллиона на проект? Всё-таки оказалось, что деньги из федерального бюджета. Зачем был этот обман, что это за заинтересованность, чтоб мы больше денег потратили? Я потерялся и не знаю, что происходит. Это какая-то коррумпированная сеть или что?
Организация — УКС — сменила форму собственности, поэтому мы попросили их подписать дополнительное соглашение, чтобы они подтвердили, что по этому договору будут нести прежние обязательства, — они отказываются.
За проект в целом должны были заплатить 2 миллиона рублей. Второй этап они до сих пор не оплатили, там 200 тысяч. На третьем этапе должны заплатить ещё 600 тысяч. При этом они придираются не к сути работы, а к датам документов: пытаются отодвинуть дату оплаты, предлагают свои варианты, но постоянно их меняют. Теперь у них новая версия: будто у нас просрочен счёт, хотя мы всё делали вовремя и даже документы курьером из Иваново отправляли. Нам не объясняют, что за просроченный счёт.
Ситуация ненормальная, мы с таким давно не сталкивались. В разных областях иногда возникали такие моменты: но мы писали в вышестоящие контролирующие организации, с нами оперативно связывались, и вопросы урегулировались. Здесь же просто тишина. Глава района — тишина. Прокуратура — тишина. Уполномоченный по защите прав предпринимателей — тишина. Губернатору написали — тоже тишина. Здесь ... никого не боятся, никаких проверок. Ну что ж, Москва у нас рядом, будем на Москву выходить, — рассказал «Фонарю» Алексей Панкратов.
Интересный момент: в интернете можно найти как минимум три новости о том, что «РегионПроект» не мог получить оплату за выполненные работы в других российских регионах. В частности, в Переславле за капитальный ремонт домов администрация задолжала «РегионПроекту» в 2020 году около 600 тысяч рублей, поскольку «в бюджете нет денег» — сказано это было после выполнения работы. После публикации новости в СМИ деньги в бюджете нашлись, и их оперативно выплатили подрядчику.
Похожая ситуация произошла в апреле 2022 года в Курске: там компания спроектировала тротуар около автобусной остановки, но опоздала со сроком сдачи проекта. По словам Алексея Панкратова, это произошло по вине администрации, которая не могла выкупить землю у частных собственников. Вместо оплаты 1,3 миллиона рублей администрация выписала штраф в 93 тысяч рублей и отказалась оплачивать работу, пока «РегионПроект» не выплатит штраф. После публикации администрация Курска передумала назначать штраф и выплатила деньги в полном объёме.
Администрация Нижнего Ломова в декабре 2021 года также задержала оплату «РегионПроекту», который спроектировал котельную за 1,7 миллиона рублей и санитарно-защитные полосы за 300 тысяч рублей. Сначала из-за того, что «нет денег», а затем из-за того, у администрации появились претензии к качеству выполненной работы. Вскоре после публикации долг также был выплачен.
Как объясняют задержку с оплатой в администрации Белгородского района?
В ответе на редакционный запрос !сотрудники комитета строительства администрации Белгородского района объяснили, почему не заплатили подрядчику за выполненные работы. Замруководителя комитета Алексей Костоглодов подтвердил, что в документах на экспертизу УКС сменило названия объектов, но, по его словам, на оплату работы это не влияет.
— Учреждением действительно была произведена корректировка наименования разделов проектно-сметной документации, необходимых для получения заключения проверки достоверности сметной стоимости, что обусловлено требованием включения объекта в пообъектный перечень. Проектная документация для прохождения второй государственной экспертизы, в соответствии с Контрактами, подавалась ООО «Регион Проект» самостоятельно, на основании выданной Учреждением доверенности. Указанные мероприятия Градостроительному кодексу Российской Федерации не противоречат и на оплату фактически выполненных работ по Контрактам не влияют, — подчеркнул Костоглодов.
Кроме того, чиновник рассказал, что смена типа учреждения — это не причина подписывать дополнительное соглашение.
— В связи с тем, что федеральный закон № 44 или иной правовой акт требований о внесении изменений в контракты в случае изменении наименования участников закупок не содержит, основания для заключения дополнительного соглашения к Контракту, отсутствуют... Изменение типа государственного или муниципального учреждения не является его реорганизацией, — поясняет чиновник.
Также Алексей Костоглодов заявил, что компании не оплачивали за работы, выполненные на втором этапе, потому что в этом был виноват сам «РегионПроект», который повёл себя «недобросовестно», указав несоответствующие даты в документах.
— Учреждение не имело возможности произвести оплату второго этапа работ по Контракту, поскольку изначально предоставленные Исполнителем документы содержали недостоверные сведения (дата загрузки для прохождения экспертизы не совпадала с датой составления акта выполненных работ, вместо второго этапа был указан первый). Затем Исполнителем предоставлялись документы об оплате по электронной почте, что противоречит п. 9.4. Контрактов, в соответствии с которым вся документация об исполнении должна предоставляться в письменной форме. Учреждением неоднократно направлялись Исполнителю обращения о готовности оплатить второй этап работ в случае направления в адрес Учреждения оформленных в соответствии с условиями Контрактов документов об оплате. Таким образом, отсутствие оплаты по второму этапу выполненных работ по Контрактам является следствием недобросовестности самого Исполнителя. Оплата третьего этапа работ произведена Исполнителю в полном объёме 19 августа 2022 года, — заявил представитель районной администрации.
При этом Алексей Костоглодов не ответил, когда компании выплатят долг за работы, выполненные на втором этапе.