Чем «Наш кислород 8.0» отличается от предыдущих фестивалей?
В Белгороде с 24 по 26 марта пройдёт международный фестиваль современного театра «Наш кислород 8.0». Его проводит независимый молодёжный театр «Новая сцена-2» на площадке культурного центра «Октябрь» и областного Центра молодёжных инициатив. С афишей фестиваля мы подробнее знакомили тут, а сейчас поговорили с главным организатором Оксаной Погребняк, чтобы выяснить, чем «Наш кислород 8.0» отличается от предыдущих фестивалей и почему его стоит посетить.
— Каждый фестиваль отличается от предыдущего, в первую очередь, составом участников. Театры развиваются, ставятся новые спектакли, появляются новые театры, которые раньше не принимали участия в нашем фестивале. Конечно же, мастер-классы каждый раз разные. Костяк жюри один и тот же, но мы добавляем новых специалистов, новые практики. Ещё фестиваль отличается тем, что мы будем проводить его на площадках, где раньше не проводили — в Центре молодёжных инициатив и в культурном центре «Октябрь». Также у нас будет перформанс из Твери — это специальный жанр в театральном направлении, когда художник с актёром объединяются и создают театральное произведение. Он не так часто встречается, но сейчас становится более востребованным. В спектакле «Время» у нас участвуют два человека: актёр и художница, которая будет рисовать песком среди зрителей, на полу. Произведение будет рисоваться буквально у зрителей под ногами, — поясняет организатор.
По словам Оксаны Погребняк, на фестивале будет три коллектива из региона — так много белгородских выступающих на «Нашем кислороде» не было никогда. Это связано с тем, что артисты из других регионов опасаются приезжать в приграничную зону.
— В этом году у нас много участников из Белгородской области. Это связано с тем, что многие участники, которых мы отобрали и пригласили на фестиваль, не смогли приехать, так как в области сейчас, к сожалению, менее безопасно, чем в других регионах. Из-за этого было сложно составить программу. Одного участника жюри и зрители смогут оценить по видеоспектаклю, но это будет видеоспектакль хорошего качества, так как он снят на несколько камер. У нас три коллектива из Белгорода, впервые за восемь лет проведения фестиваля их так много: это театр «Лик» Анжелики Пономарёвой, театр «Окно» из Таврово и студия современного танца DanceXaoc. Современный театр пытается синтезироваться, он многообразный, очень активно сотрудничает с хореографией и художниками. Это произведения на стыке искусств, — рассказывает Погребняк.
На какую постановку сходить?
Оксана Погребняк рекомендует посетить все мероприятия, так как они уникальны, но ярче всех, по мнению организатора, выступит заключительный коллектив, который станет сюрпризом для белгородцев.
— У нас будет сюрприз для всех гостей — театр, который не участвует в основной программе, а будет хедлайнером (самый яркий участник, выступающий в конце — прим. Ф.). Они в качестве гостей играют на закрытии спектакль, который у них обозначен как «Не спектакль» — это хорошо режиссированная читка по пьесе Ярославы Пулинович «Свой путь». Эта пьеса написана в 2012 году, она редко ставится, но постановка смешная, актуальная, современная. Ребята привезут этот театр новых пьес из Москвы, они с этим выступлением объездили всю Россию. Спектакль интересно сделан, потому что там два артиста и два музыканта, которые играют на абсолютно разных необычных инструментах. Всем советую на него сходить, он будет на закрытии фестиваля — 26 марта, в 19:00.
Из программы я бы посоветовала сходить на моноспектакль (постановка с участием одного актёра — прим. Ф.) «Не верьте господину Кафке». Это должна быть интересная история. Вообще все спектакли в нашей программе самобытны и удивительны, тут каждый прекрасен и уникален по-своему, — рекомендует организатор фестиваля.
С какими проблемами сталкиваются актёры в Белгороде?
Оксана Погребняк подчёркивает, что в Белгороде нет подходящих площадок для театральных выступлений, — это одна из причин, по которой ей пришлось переехать в Москву.
— Мы всегда фестиваль проводили в Белгороде, а в прошлом году — в Москве, потому что я переехала, так как в столице больше возможностей для реализации творчества. У меня тут не нашлось работы в сфере культуры. Наш театр «Новая сцена-2» лишился всех площадок в Белгороде, своего угла, где можно хотя бы хранить реквизит. В марте мы проведём фестиваль в Белгороде, а в ноябре — в Москве. В Москву театры едут охотнее, но от Белгорода мы не хотим отказываться. Если в следующем году всё будет хорошо, то снова приедем.
Все пространства, где мы будем проводить спектакли, нетеатральные, то есть не приспособлены для проведения камерных спектаклей (спектаклей в небольших помещениях — прим. Ф.). В них возможно показать спектакли, но с определёнными недостатками. Когда у нас было место для «Новой сцены-2», мы организовывали всё: настраивали театральный свет, прокладывали бережно провода, световое и звуковое оборудование, все мелочи — вплоть до стульев и ковров с подушками. Театр — это такая штука, которая нами свято охранялась. Сейчас мы приходим в чужие пространства: доброжелательные, но неподходящие для камерных постановок. К сожалению, из-за этого мы не можем реализовать все задумки, — поясняет Погребняк.