«Я поставил себе цель: поработать со всеми детками»
Белгородский специалист Даниил Мужчиль стал финалистом федерального конкурса «Педагог-психолог России». Он вошёл в число 15 лучших конкурсантов.
— На очном этапе нужно было пройти два конкурсных испытания — блиц-интервью и мастер-класс. Блиц-интервью — это актуальные вопросы современной психологии, касающиеся деятельности педагога-психолога. Мастер-класс — подготовленное занятие, необходимое, чтобы продемонстрировать навыки. По результатам испытаний определялись 15 финалистов, которые проходили в суперфинал. В конце было консультирование. Давалась проблемная ситуация, с которой сталкивается педагог-психолог в работе, — нужно было эту ситуацию решить. Были актёры, которые играли детей, родителей, учителей, — делится Даниил.
В 2019 году психолог устроился работать в белгородскую школу № 37, в ресурсный класс. Он стал тьютором — специалистом сопровождения, который занимается с детьми с особенностями развития. Позже Мужчиля пригласили в Региональный ресурсный центр для детей с РАС (расстройством аутистического спектра — прим. Ф.).
— В школе я поработал со всеми детьми, которые там были. Я поставил себе личную цель: постараться максимально поработать со всеми детками. Потом меня пригласили в Региональный ресурсный центр поработать педагогом-психологом. В центр к нам обращаются со всей области. Когда я пришёл работать, у нас было всего два ресурсных класса в городе. Сейчас площадок намного больше, — говорит педагог.
По словам психолога, через центр прошли более 150 детей. В общественной организации «Синяя птица» было около 500 человек, сейчас на занятия ходят примерно 150 учеников. В Белгородской области уже открыто 107 площадок для детей с РАС: 71 ресурсный класс и 36 ресурсных групп.
«Если ты знаешь одного ребёнка с РАС, то ты знаешь только одного ребёнка с РАС»
Каждое расстройство аутистического спектра — особенное. Но есть и некоторые общие характерные черты.
— Характерная особенность детей с РАС — трудности при взаимодействии с окружающим миром, в коммуникации: детям тяжело выстроить общение со сверстниками, со взрослыми, с учителями, поддерживать зрительный контакт. Зачастую расстройство аутистического спектра влечёт за собой и ментальные нарушения — задержку умственного развития. Хочется отметить, что все детки с РАС — разные. Есть даже поговорка: «Если ты знаешь одного ребёнка с РАС, то ты знаешь только одного ребёнка с РАС». Существуют разнообразные случаи, тяжело вывести общие закономерности.
Одно из направлений, по которому мы работаем, — коррекция нежелательного поведения. У детей затруднена коммуникация с окружающим миром. Им тяжело выразить просьбу социально приемлемым образом. Дети могут проявить агрессию и аутоагрессию — агрессию, направленную на самого себя, когда ребёнок наносит себе повреждения. Это может быть плач, крики, цитирование фрагментов мультсериала и в целом цитирование каких-то фраз. Также характерная черта — самостимуляция: ребёнок хлопает, качается на месте, даже если вокруг нет людей. Самостимуляция направлена на успокоение. Некоторые детки могут целыми днями ритмично качаться.
Моя сфера работы — развитие коммуникации, эмоционально-волевой сферы и коррекция нежелательного поведения, — объяснил Мужчиль.
РАС: врождённое или нет?
Специалист объясняет, что расстройство аутистического спектра — генетическое заболевание, но его причины до конца не изучены.
— На эту тему дискуссии ведутся и по сей день. Никто не может сказать, откуда берётся расстройство. Многие родители рассказывают, что до двух с половиной лет ребёнок развивался нормальными темпами: кто-то уже начинал разговаривать, была коммуникация, было внимание, зрительный контакт. Но после происходил откат. Многие родители связывают это с прививками, но это неподтверждённая информация, ведь прививки делают все. Возможно, происходит какой-то стресс: например, ребёнок падает, и это за собой что-то влечёт. Основная версия — это генетическая болезнь, которую провоцирует какой-либо стресс организма.
Мы работаем с тем, что есть. Наша задача — помочь ребёнку в его актуальном состоянии, социализировать его, — обозначает главное педагог.
Как занимаются с детьми-аутистами?
На занятиях Даниил Мужчиль учит детей социально-бытовым навыкам — общению, заботе о себе. Каждому ребёнку нужен индивидуальный подход, важно найти мотивацию для обучения.
— Наша задача — обучить ребёнка социально-бытовым навыкам: помыть руки, приготовить поесть. Часто дети не знают, как правильно начать и закончить разговор. Они не понимают, когда людям интересно [их слушать]. У них часто бывает фиксация на какой-то теме: например, на динозаврах, на мультфильме или на фигурках. Дети готовы об этих фигурках рассказывать целыми днями, и они не обращают внимания на реакцию собеседника. Тогда работа будет строиться в отработке диалоговых навыков. Мы учим понимать структуру беседы: что надо начинать разговор с приветствия, спрашивать, как дела у собеседника, интересоваться, что ему интересно. Мы учим не только говорить, но и активно слушать.
На занятии нужно создать приятную для ребёнка атмосферу. Для этого мы обязательно ищем мотивационные стимулы: что-то вкусное, наклейки, интересные видео, игру на планшете. Деткам, у которых функционал пониже, нужно прямо показать, что заниматься с педагогом, — это здорово и очень интересно, — раскрывает подробности своей работы педагог.
Для некоторых детей мотивацией будет чёткое расписание — так им легче заниматься.
— Ещё есть режимные ребята. Режимность является характерной чертой расстройства аутистического спектра. Для некоторых ребят очень важно, чтобы всё было по порядку, разложено по полочкам. Таким детям мы готовим визуальное расписание: на уроке пишем, читаем, раскрашиваем, а на перемене играем в мяч. Потом у нас обед и снова урок. Прямо перед детьми в течение дня есть визуальное расписание, к которому они могут обратиться. Для таких детей именно неукоснительное следование режиму является мотивацией, — объяснил Даниил.
С родителями педагоги проводят разъяснительные беседы, чтобы вместе скорректировать нежелательное поведение детей.
— Зачастую нежелательное поведение происходит не только в школе, но и дома. Чтобы скорректировать поведение, нам необходимо чётко проследить закономерность его возникновения: разобраться, что было до этого поведения, зафиксировать его само и что было после. Наша задача — понять, как ребёнок ведёт себя дома.
Родители для нас — огромные помощники в поисках поощрения, потому что никто, кроме них, не знает лучше, что ребёнок любит. Мы обязательно консультируем родителей по вопросам, связанным с обучением, с развитием общения. Запросы поступают к нам и по телефону, и при личной встрече.
Довольно много времени мы отводим на работу с родителями, потому что замотивированный родитель — это 80 процентов успеха ребенка. Ребёнок к нам приходит на несколько часов в день, а дома он находится остальное время. Когда родитель готов развивать ребёнка, это для нас огромная помощь, и результат не заставляет себя ждать, — порадовался педагог.
Белгородская область — доступная среда?
По словам педагога, его коллеги из других российских регионов приятно удивились тому, как в Белгородской области развита работа с детьми-аутистами.
— На конкурсе мы с коллегами между испытаниями знакомились, общались. Многих специалистов впечатлило, как работает администрация Белгородской области, они оценили нашу система и количество специалистов. Когда к нам приезжали коллеги из Москвы проводить занятия по повышению квалификации, они удивлялись, что у нас в классе на каждого ребёнка отведён тьютор. У них было шесть детей и два тьютора, а у нас — семь детей и семь тьюторов.
В Белгородской области очень замотивированные родители. Они заряженные и пробивные. Они готовы были добиваться того, чтобы система запустилась. Очень впечатляющая работа проводится.
Коммуникативный клуб и общение в мессенджерах
Психолог поделился, что сейчас он разрабатывает групповую форму работы для детей с расстройствами. Вместе они учатся общению со сверстниками.
— Коммуникативный клуб — это групповая форма работы с детками с расстройством аутистического спектра. За годы работы мне довольно хорошо получилось отработать взаимодействие ребёнка с педагогом. Взаимодействие детей друг с другом, социум — то направление, которое мне сейчас очень интересно. Я организовываю групповые формы работы в Региональном ресурсном центре и в «Синей птице». На занятиях мы отрабатываем навыки ведения беседы, диалоговые навыки, учимся правильно понимать эмоции собеседников, учимся понимать свои эмоции, учимся правильно действовать в конфликтных ситуациях. Учим пользоваться современными средствами связи.
Отдельным направлением хочется взять работу в мессенджерах. Я пробные потоки уже запускал. Мы с ребятами создавали свой чат в «Вайбере», где они друг другу советовали фильмы, спрашивали, как дела, учились. Все рассказывали, какие впечатления от дня получили, — описал новые направления работы Мужчиль.
Эксперт считает, что коммуникативные клубы полезны даже детям без расстройства аутистического спектра из-за дистанционного обучения, на котором белгородские школьники пробыли несколько лет. Теперь им всем нужно социализироваться и общаться с другими детьми.
«Понимание важности помогает не выгорать»
На сложной работе Даниилу помогает не выгорать смена деятельности и понимание важности того направления, которым он занимается.
— Каждый ребёнок особенный, и он особенный по-своему. С одним ребёнком пробуешь таким образом выстраивать занятия, с другим — иначе. Это позволяет не заниматься рутиной. Также работа с педагогами очень интересна. Кураторское сопровождение педагогов — это то, чем занимается ресурсный центр. Открываются новые площадки, новые ресурсные классы. Им необходима помощь более опытных специалистов, которые уже в ресурсном классе работали и могут поделиться своим опытом. Очень интересно рассказывать, видеть огонь в глазах — это тоже заряжает. Смена вида деятельности и понимание её важности помогает не выгорать.
Ты видишь, что ребёнок, который в класс раньше вообще зайти не мог, не мог сидеть за партой и взаимодействовать — сразу кричал и стучал по парте — теперь строит предложения, обращается за помощью. Это, конечно же, заслуга не только педагогов, но и заслуга в первую очередь родителей, которые находятся с ребёнком днём и ночью. Это совместные усилия, которые дают такой заметный результат, и это очень приятно. Очень приятно быть частью системы, способствовать развитию деток, — объясняет Даниил.