«В речи важна неторопливость». Оратор Пётр Безруков — об искусстве слова, значении мата и ровном дыхании

Новым героем спецпроекта Ксении Ивановой стал преподаватель ораторского мастерства Пётр Безруков. Что нужно для убедительного выступления перед публикой? Всегда ли мат неуместен? Кого из современных ораторов выделяет новый собеседник Ксении? Чему учится у учеников сам Безруков?

«Люди в городе. Люди в Белгороде» — это серия интервью с интересными жителями Белгорода и Белгородской области, которые занимаются любимым делом, растут и развиваются, проявляя себя в искусстве, науке, образовании, бизнесе и других сферах. Цель — показать чем живут герои публикаций, как находят свои маленькие и большие цели, достигают их и вдохновляются своим делом. Собеседниками Ксении были руководитель арт-кластера «Октябрь» ремесленник Дмитрий Кожемяка, врач -флеболог Сергей Луговской и другие интересные белгородцы. Новым собеседником Ксении стал преподаватель ораторского мастерства Пётр Безруков.

Пётр родился в 1988 году. Получил образование инженера, психолога, прошёл курсы повышения квалификации в ГИТИСе. Путь публичных выступлений начался с курсов актёрского мастерства. После завершения обучения, которое шло девять месяцев, участвовал в любительских спектаклях, гастролировал по области. А ещё Пётр шесть лет «дедморозил» и вёл корпоративы, утренники, праздники, был ведущим на городских мероприятиях и концертных программах. В какой-то момент решил, что хочет преподавать. Сначала был преподавателем актёрского мастерства, а потом создал свой курс ораторского искусства.

Здесь и далее фото из личного архива Петра Безрукова

— Пётр, вы позиционируете себя как преподаватель ораторского мастерства, психолог, и являетесь преподавателем ВШУ НИУ БелГУ. Целых три ипостаси профессионального воплощения. Можете раскрыть каждую?

— Тренер по ораторскому искусству — моё основное направление деятельности. Психолог — это моё образование, я окончил магистратуру в БелГУ. Это образование помогает мне работать с людьми, проводить индивидуальные занятия, но в качестве практикующего психолога, который ведёт сессии с клиентами, я не работаю. Моя работа в нише ораторского искусства и тут мне нужно психологическое образование. Ещё я преподаю в ВШУ НИУ «БелГУ» курсу ораторского искусства. Это всё переплетается в моей профессиональной деятельности и позиционирует меня как тренера по ораторскому искусству, в первую очередь.

— Перейдём к профессиональному пути. Как вы стали преподавать ораторское мастерство?

— Только недавно осознал, что я преподаватель в третьем поколении. И это неосознанное поначалу понимание вело меня полномерно к той деятельности, которой я занимаюсь. Если начать совсем издалека, то по первому образованию я вообще инженер. Ещё в студенческие годы у меня произошёл такой эпизод негативного публичного выступления — я пел. Этот эпизод у меня отлёживался, и в какой-то момент я решил что-то с ним сделать, начал копать в сторону публичных выступлений и прочего. В этом направлении моё движение началось с курсов актерского мастерства. Я вёл городские и частные мероприятия, концертные программы, выступал в театре. Эта деятельность вылилась в ораторское искусство.

Моё психологическое образование, полученное после первой вышки, очень помогает мне работать с людьми, понимать психические процессы как коллективные, так и индивидуальные. Преподавать же в ВШУ НИУ БелГУ я стал по приглашению, тут всё просто.

— Какие составляющие включает в себя ораторское мастерство? Это же не только умение говорить, верно? Можно ли сказать, что ораторство — это искусство?

— Отвечу с последней части вопроса: можно ли сказать, что ораторство — это искусство? На первом занятии мы и разбираем с участниками этот тонкий момент, и я доношу, что мы занимаемся именно ораторским искусством, а не мастерством. Почему я это так позиционирую?

Искусство — это высшая степень развития мастерства. Если мы изначально будем себе ставить такую задачу, что занимаемся искусством, то и результаты будут гораздо выше.

Нас не интересуют какие-то приёмчики: сделай так, встань сюда. Речь здесь о составляющей нематериального порядка, когда важна не только форма, но и содержание, идея, тонкое и невидимое. Если говорить о том, что включает в себя ораторское искусство, то заключаем следующее. Допустим, исходя из определения «оратор», мы понимаем, что у такого человека развито умение убеждать, красноречие и актёрский навык. Если исходить из этого, то ораторское искусство включает и актёрскую игру, и умение убеждать собеседника, оппонента, и красноречие. В более общем, широком смысле, ораторское искусство нужно нам для достижения цели коммуникации.

— Насколько важна харизма для оратора? Может ли иметь успех оратор без харизмы, или наоборот, может ли мощная харизма помешать ораторству?

— Харизма понятие довольно скользкое. Я бы предпочёл оперировать другими схожими понятиями — притягательность и обаяние. Под харизмой многие понимают иногда совсем не то, что она представляет. Конечно, я преподавал у людей, которые не обладают в достаточной мере обаянием и притягательностью, но они потом смогли выступать и приобрели в себе эти навыки.

Большая часть притягательности, по моим таким наблюдениям, это профицит энергии, которую мы излучаем, которая у нас есть, и мы готовы ей делиться.

И мы это развиваем, настраиваемся, чтобы этим делиться, после определённых тонировок это всё приходит. И поначалу зажатый, никак не проявляющий себя человек, не взаимодействующий с людьми и с публикой, начинает манить к себе взгляды. Такие люди после «настроек» своего обаяния и притягательности понимают определённые закономерности, при обретают навык. Всё это можно назвать определённой технологией.

По поводу помех сильного обаяния и притягательности. Есть такой нюанс, когда человек предрасположен к чему-то, и он выдаёт это на первом занятии, сразу понимаешь, что эта фишка и будет на финальном выступлении. Но из-за того, что участнику всё даётся очень легко в плане выступлений и он всегда в центре внимания, обычно эти люди пренебрегают подготовкой, им сложно собраться и структурировать мысли. Они полагаются на лёгкость обычного течения обстоятельств, и какое-то время это действует, а потом перестаёт. А человек с более слабыми способностями за счёт упорства и трудолюбия достигает гораздо больше, чем тот, кто не вложил достаточно труда.

Сильная харизма может лишь влиять на самооценку, которая не даёт трудиться из-за своей самоуверенности во всём.

— Я слышала определение «звуковая гигиена». Можете рассказать об этом подробнее, насколько она связана с ораторством?

— Есть два понятия: звуковая гигиена и голосовая гигиена, они разные в своей сути. Звуковая гигиена — про то, чтобы, исключать лишние источники шума из нашей жизни, когда фоном работает телевизор, люди постоянно ходят в нашем пространстве и создают звуки, что-то говорят громко, кричат и так далее. Этот звуковой шум дома, на работе, на улице выбивает из состояния равновесия и раздёргивает. Применительно к ораторскому искусству нужно говорить о голосовой гигиене — профилактике для голоса — что мы должны применять, чтобы голос оставался в тонусе и хороших характеристиках.

Здесь можно применить следующее. Первый момент. Если вы чувствуете, что перенапряглись, появилась усталость голоса, просто молчите, не надо шептать, пытаться напрягать голос. Не надо думать, что я чуть-чуть сейчас поработаю, отыщу в себе силы, — ничем хорошим это не заканчивается. Я не сторонник экстренных способов быстрого восстановления голоса — что-то выпить, что-то сделать, лучше просто дать себе отдохнуть. И второй момент, который тоже очень помогает, — дыхательные практики. Например, уникальная дыхательная практика А.Н. Стрельниковой хорошо работает, она не только восстанавливает голос, но эффективна для профилактики простудных заболеваний.

— Как я понимаю, любое занятие начинается с разминки лицевых мышц и языка. Расскажите об этом. Дайте бытовые советы.

— Занятия на курсе начинаются с упражнений фокусировки внимания. Люди приходят взрослые, уставшие, после работы, обитающие в своих мыслях и проблемах, в рабочих процессах. Поэтому сначала делаем разогрев для мозга, чтобы его активировать, сфокусироваться.

Если в начале мы сделаем речевые разминки без упражнений на фокусировку внимания, они могут быть сделаны совершенно на автомате. Поэтому лицевые разминки, артикуляционная гимнастика — это во вторую очередь. Например, упражнение облизать зубы по часовой стрелке и против — лучшее для языка и экстренное, эффективное упражнение для дикции. Надо повторить пять раз.

— Пётр, как правильно дышать при разговорной речи, а как при чтении текстов?

— Дышим мы одинаково что при говорении, что при чтении текстов. Это один тип — речевое дыхание. Здесь главное не торопиться и не пренебрегать паузами — это фатальные ошибки для звучания и для голоса. Мы вдыхаем в паузе. И если торопимся и не даём себе паузу для вдоха, то постоянно будем подхватывать воздух в верхней части грудной клетки, и у нас будет ключичное дыхание, зажим гортани. Звук будет высокий и противный. Мало того, что это сложно слушать и воспринимать, так и самому говорящему будет максимально некомфортно. Выглядит и звучит такое очень неуверенно.

Важна неторопливость в речи. Нужно ставить себя на паузу и дышать диафрагмально и глубоко — короткий, но ёмкий вдох.

— Знаю, что в ораторстве особую роль играет организация правильного выдоха. Расскажите об этом.

— Правильный выдох также важен, как правильный вдох. Это циклические процессы, которые нужно настроить. Я бы сформулировал более корректно — эффективный выдох. Что это такое и для чего нужно? Это продолжительный выдох, на котором мы можем говорить довольно активно и плотно. Если мы быстро тратим выдох, соответственно, постоянно нужно вдыхать. Это создаёт перенапряжение определённого толка. Если мы говорим продолжительно, но при этом не используем в достаточной степени диафрагму, которая должна быть активна, мы будем говорить тихо. Это тоже нехорошо, потому что нас не услышат.

Нужен баланс между продолжительностью нашего звучания и громкостью этого звучания. Для этого очень хорошо подходит, например, упражнения «Тридцать три Егорки»: берём короткий и ёмкий вдох в диафрагму и начинаем на выдохе считать «Егорок»: раз Егорка, два Егорка, три Егорка и так далее. При этом стараемся достичь баланса громкости и продолжительности, опять же не торопимся.

— Пётр, поделитесь воспоминаниями о своей первой группе учеников. И верно ли утверждение, что в процессе преподавания сам учитель воспринимает многое как ученик?

— Первая группа учеников — ребята, которым я очень благодарен, потому что они мне доверились, когда к меня не было такого опыта, как сейчас, когда выпустились на моих курсах 35 групп.

Тогда у меня был курс ораторского искусства продолжительностью два месяца. Мы занимались два раза в неделю, а курс был выжимкой из актёрского и других тренингов ораторского искусства, из множества книг и своего личного опыта ведения мероприятий и ораторских выступлений. На тот момент, кстати, я состоял в Ассоциации Спикеров СНГ под руководством Радислава Гандапаса (коуч по лидерству, ораторскому искусству и лайф-менеджменту — прим. Ф.). Оттуда много всего брал для учеников. Для себя я тоже много почерпнул от своей первой группы учеников. Мои курсы, как и я, всё время менялись и трансформировались. Конечно, я учусь у каждого потока чему-то новому. Каждый поток — это индивидуальное явление со своей атмосферой, поэтому всегда можно черпать что-то новое.

— Насколько вы изменились как преподаватель за весь пройденный профессиональный путь? Что поняли для себя особенно важного и ценного? Помогло ли преподавание раскрыть Ваш личный потенциал?

— Естественно, трансформация есть, но про неё, наверно, стоило бы говорить людям со стороны, мне сложно сказать объективно. Я по себе чувствую рост безусловный. К примеру, раньше у меня не было корпоративных тренингов в крупных организациях, а сейчас я их провожу. Этот опыт сам по себе интересный. Когда приходишь и видишь солидных статусных людей, директоров, топ-менеджеров, и сам начинаешь чувствовать себя увереннее. Начинаешь осознавать, что это ты отдаешь знания им, достигшим больших высот в жизни.

О важности и ценности я размышляю много, и могу поделиться следующим: самое важное, что есть в нашей жизни, — это люди, и всё, что приходит в нашу жизнь, приходит через людей. Я всё чаще понимаю, что людям нужно просто поговорить друг с другом, дать им на это время. Людям просто нужно побыть вместе, что-то обсудить, и нужно закладывать на это время людей.

— Можно ли назвать оратором человека, который позволяет на сцене обсценную лексику? Литературный язык — это единственное, что можно применять в ораторском искусстве, или это не так?

— Вопрос очень интересен, спасибо. Здесь всё индивидуально и зависит от формата мероприятия и стиля оратора. Нельзя сказать: давайте все переходим литературный язык, и это будет единственно правильно. Опять же вспоминаем, в ораторстве важно достичь цели коммуникации. Иногда цель достигается быстрее и эффективнее с обсценной лексикой. Мы должны воспринимать лексические пласты языка и возможность их использования как средство для того, чтобы выразить идею, выразить что-то тонкое, то, что мы хотим донести до нашего зрителя,

Иногда и матерное слово может звучать эстетично, например, использование в спектаклях, в художественных произведениях.

— В Белгороде есть определённый говор, по которому всегда можно отличить белгородцев. По-вашему мнению, стоит ли бороться с особенностями говора?

— Сложно с этим спорить, говор есть. Самое основное, с чем нужно работать, это фрикативный звук «Г», а в остальном это не так явно. Работать с ним непросто, нужно желание и достаточное время для искоренения недостатков. Но оно того стоит, особенно когда на кону профессиональная деятельность.

— На каких современных ораторов Вы ориентированы сами?

— Радислав Гандапас, Нина Зверева, Андрей Макаров, Наталья Грейс. Я удивляюсь и восхищаюсь их ораторскими способностями, ясности мысли, современности подачи, эстетизации речи.

— Вы бы хотели пообщаться с Цицероном вживую? Какой бы вопрос Вы ему задали?

— Конечно, я хотел бы пообщаться вживую с Цицероном (прим.: Марк Ту́ллий Цицеро́н — римский государственный и политический деятель республиканского периода, оратор, философ, учёный). Цицерон — доказательство явления личного бессмертия. Он недосягаем в силе своей мысли и привлекает внимание к своей личности до сих пор. Мой вопрос к Цицерону звучал бы просто: насколько Вы счастливы?

Когда я вижу людей успешных, людей, которые оставили какое-то наследие после себя, у меня всегда возникает вопрос, насколько они при этом были счастливы?

Мой личный интерес всегда зиждился на сохранении баланса личного счастья и успешности в делах.

— А насколько счастлив сам Пётр Безруков?

— Я часто размышляю над этим вопросом и понимаю, что я счастлив, живя и работая в Белгороде.

Недавно наткнулся на песню Марата Нигматуллина «Быть частью», где поётся «в жизни всегда есть люди, через которых Бог тебя любит, в жизни всегда есть люди, которых Он любит через тебя». Эти слова — мой залог тех чувств, которые я испытываю в отношении счастья.

Ксения Иванова

Читайте также

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter.

Похожие новости

Голос народа. Как профессиональный музыкант стал белгородским уличным певцом

Голос народа. Как профессиональный музыкант стал белгородским уличным певцом

 «Я — строительный элемент». Кем актёр Илья Штейнмиллер видит себя на сцене и будет ли он исполнять песни на китайском языке

«Я — строительный элемент». Кем актёр Илья Штейнмиллер видит себя на сцене и будет ли он исполнять песни на китайском языке

«Всё просто — это удовольствие приносит!». Как белгородец Дмитрий Литвинов стал мастером Кожемякой

«Всё просто — это удовольствие приносит!». Как белгородец Дмитрий Литвинов стал мастером Кожемякой

«Каждый рабочий день — это вызов обстоятельствам». Врач Сергей Луговской — о себе в профессии, и о профессии в себе

«Каждый рабочий день — это вызов обстоятельствам». Врач Сергей Луговской — о себе в профессии, и о профессии в себе

Мечты как компас. Куда ведут белгородцев их желания

Мечты как компас. Куда ведут белгородцев их желания

Белгородцы за границей. «В Индии я понимаю, что могу зайти практически в любой дом, и меня встретят и накормят с любовью»

Белгородцы за границей. «В Индии я понимаю, что могу зайти практически в любой дом, и меня встретят и накормят с любовью»

Замена ТикТоку. Белгородская певица Анастасия Коробейникова — о том, что заставляет блогеров переходить в Yappy

Замена ТикТоку. Белгородская певица Анастасия Коробейникова — о том, что заставляет блогеров переходить в Yappy

Повторяй и властвуй. Как белгородский фотограф ищет и находит в фотоискусстве собственный стиль

Повторяй и властвуй. Как белгородский фотограф ищет и находит в фотоискусстве собственный стиль

«Опорная нота — культура». Как директор белгородского центра «Октябрь» смог от «разбитого корыта» прийти к креативной экономике

«Опорная нота — культура». Как директор белгородского центра «Октябрь» смог от «разбитого корыта» прийти к креативной экономике

«Задача не заработать, а выстоять». Как предпринимательница из бьюти-сферы Яна Гора спасает свой бизнес в период СВО

«Задача не заработать, а выстоять». Как предпринимательница из бьюти-сферы Яна Гора спасает свой бизнес в период СВО

Кугиклы, маримба, кахон. На чём играют музыканты белгородской филармонии?

Кугиклы, маримба, кахон. На чём играют музыканты белгородской филармонии?

Раскопать дверь в прошлое. О чём рассказали археологические находки в центре Белгорода

Раскопать дверь в прошлое. О чём рассказали археологические находки в центре Белгорода