Анастасии Крикун 20 лет, она учится на журналиста заочно и уже год как ведёт книжный клуб, который когда-то прекратил существование. Этот камерный проект вновь собирает в Белгороде любителей литературы по последним четвергам месяца.
В интервью редакции «Фонарь» Анастасия рассказала, как у неё получилось возродить сообщество, почему иногда молчаливое присутствие на встрече — это тоже участие, и зачем в конце каждого собрания люди на 90 секунд разбиваются по парам.
Как всё начиналось: от школьного семинара до руководства клубом
— Настя, расскажи, как ты пришла в общественную организацию «Новое поколение», курирующую книжный клуб?
— Ещё со школы. Мои одноклассники узнали о семинаре пять лет назад. Я заинтересовалась мастер-классом по режиссуре. Думала, что приду, побуду немного и уйду, но меня серьёзно увлекла эта активность, — отвечает она.
Сама идея книжного клуба появилась раньше, но проект заглох на долгих три года. Когда Анастасия включилась в работу «Нового поколения», возникла мысль его возродить. Бывший руководитель, Кирилл Никулин, её поддержал.
— Возможно, проблема была в том, что клуб перестал пользоваться интересом, — предполагает она. — После перезапуска проекта участниками были по большей части люди из «Нового Поколения». Потом мы сделали редизайн группы, снова начали её вести.
Здесь и далее фотографии предоставлены Белгородским книжным клубом
Философия клуба: обсуждение важнее прочитанной книги
Главный принцип, который Анастасия вывела за год, — смещение акцента с книги на диалог.
— Я поняла, что веду собрания не я, а участники. Самое главное — это как проходит обсуждение, — объясняет она. — При этом абсолютно не важно, прочитал ли книгу человек. Книги пишутся автором, который рассказывает про свой жизненный опыт. И читаются они людьми со своим опытом. На встречах главное, чтобы участники обсуждали, исходя из своих прожитых ситуаций, о чём книга, почему написано именно так. Этот подход создаёт уникальную атмосферу, где ценится каждое мнение, а не только «правильное» или литературоведческое.
Преемственность поколений и право молчать
На встречи приходят люди разного возраста, образования и профессий: кто-то активно участвует, а есть те, кто приходят помолчать. По словам Анастасии, в этом главная ценность таких встреч.
— Поначалу я очень переживала, что не все говорят. Появилась даже такая традиция проводить упражнения, чтобы каждый человек хоть одну фразу, но сказал. Хотя это тоже не для всех, и можно отказаться, — рассказывает Анастасия.
— Есть в клубе участница, которая приходит и не садится в круг, она отказывается от обсуждений, всех интерактивов, просто слушает и наблюдает. Иногда для человека так комфортнее.
Пары на 90 секунд
Книги для обсуждения Анастасия выбирает сама, но всё чаще появляются запросы от участников. Она открыта для предложений: некоторые встречи проводят приглашённые эксперты. Например, творчество Салтыкова-Щедрина представляла учитель и писатель Елена Коняева, а тяжёлый роман Дмитрия Бакина «Про падение пропадом» разбирал с участниками белгородский писатель-фантаст Олег Лемашов.

— Было видно, что автор отзывается докладчику, что он погружён в его творчество и видение, — вспоминает Анастасия. — И несмотря на тяжесть книги, даже самые юные члены клуба прочитали её и активно принимали участие в обсуждении.
Особенностью каждой встречи стало упражнение — общение по парам в течение 90 секунд.
— Это моя идея. С самого начала я пробовала разные упражнения, и вот эти круги общения — это то, что лучше всего прижилось, — говорит она. — Когда ты два часа сидишь за столом, то устаёшь, поэтому мы меняем динамику и формат, говорим уже один на один. Так люди больше раскрываются и взаимодействуют.
Живой разговор в противовес клиповому мышлению
Анастасия уверена, что её поколение тоже читающее, но им часто не с кем это обсудить.
— Молодые люди часто с трудом читают из-за клиповости мышления, которое расшатывает восприятие и повышает раздражительность. Чтение в свою очередь успокаивает. Главное, чтобы книга была интересной.
Клуб, по её мнению, выполняет важную терапевтическую и социальную функцию: превращает чтение из уединённого занятия в осмысленный диалог.

Литературный фестиваль круче, чем в Москве
15 февраля клуб отметит свой первый день рождения под руководством Анастасии, и она уже строит планы на будущее.
— У меня есть большая цель и маленькая мечта: провести презентацию книги белгородского писателя Дмитрия Мордаса. Он сейчас работает над романом по рассказу «Зайчик» (по которому сделали известную компьютерную игру). Большая цель — организовать в Белгороде настоящий литературный фестиваль, — делится она.
Идея родилась после посещения одного из столичных мероприятий, которое её разочаровало.
— Пообещала себе, что если я буду сама делать фестиваль, он будет совсем другим, — говорит Анастасия. — Обязательны разные блоки: лекционные, для тех, кто хочет узнать что-то новое про литературу, интерактивные, мастер-классы, общение с писателями в формате диалога.
Сейчас книжный клуб — это некоммерческий, но живой и востребованный проект, который показывает лучшие результаты за всю свою историю существования. И во многом это заслуга двадцатилетней руководительницы, которая доказала, что для возрождения культуры чтения нужны не столько ресурсы, сколько искренний интерес и готовность создать пространство, «где не страшно говорить».
















