Про запрос на справедливость

Про запрос на справедливость

Сегодняшнюю молодёжь не напичкать лозунгами. Парням и девушкам требуется пространство поиска: поиска себя, единомышленников, смыслов, ориентиров, идей для саморазвития, того, что будет давать фундамент. «Можем повторить», «Своих не бросаем» и другие подобные наклейки, которые часто красуются на авто людей, считающих себя патриотами, всё чаще воспринимаются как чуждые элементы, как формальные вещи, которые молодёжи пытаются навязать. От того, что кто-то наклеил наклейку на автомобиль, он не стал патриотом, если этот человек не сделал ничего ради того, чтобы изменить окружающую действительность. Если он делом не доказал и не доказывает, что место, где он родился, — самое лучшее для него на свете, и он готов и защищать его, и преображать, меняя к лучшему.

Молодые люди не любят, когда ими пытаются манипулировать, когда их стараются поставить на служение неблизким им ценностям и идеалам. Мне запомнилась недавняя лекция о свободе в современной драматургии театроведа Павла Руднева, которую он прочёл на фестивале «Наш кислород». Одна из упомянутых им пьес — «Посадить дерево» Алексея Житковского. В основе сюжета — история о том, как сын с отцом сажают дерево. Мужчина хочет передать свой опыт подростку, рассказывая, как именно нужно это делать, но сын не понимает, зачем они в принципе сажают дерево. Он спрашивает отца, и это становится вопросом мировоззренческим, который показывает, что для молодого поколения, выросшего уже после распада Советского Союза, триада «посадить дерево-построить дом-вырастить сына» даёт сбой и, возможно, даже совсем перестаёт работать. Отец не может найти ответа на вопрос «зачем?», потому что он для него никогда и не стоял — он просто знает, что так нужно. И от этого заданного вопроса он только сильнее злится.

Это и есть конфликт поколений: то, что взрослым кажется непреложной истиной, ценностью, не вызывающим сомнение фактом, для молодого поколения может таким и не являться вовсе. Получение собственного опыта, пусть даже путём наступания на грабли и набивания шишек, для молодёжи бывает более важно и действенно, чем использование чужого «правильного» опыта, проверенного временем.

Если же говорить про объединяющий людей опыт последних дней, который приводит к изменению ситуации в лучшую сторону, надо вспомнить дело журналиста-расследователя Ивана Голунова, которого обвиняли в распространении наркотиков. Потом его отпустили из-под домашнего ареста, начав расследование в отношении полицейских, которые вели это дело. Да, это один конкретный случай, но он затронул вопрос и с другими осуждёнными по аналогичным делам. Думаю, не ошибусь, если скажу, что того эффекта, которого возымела эта история, не предполагал никто.

Это был запрос на справедливость — запрос, оформившийся, простой и требуемый представителями самых разных социальных слоёв и возрастов. И это был пример солидарности, когда людей объединило желание справедливости, конкретный пример того, что проблему можно решить, если она объединит вокруг себя весомую часть общества.

Почему же тогда сегодня возникает конфликт и что мешает формированию солидарности молодого и взрослого поколений? На мой взгляд, причина этого кроется в том, что некоторые считают, что лучше знают, что нужно молодёжи. А из-за этого парни и девушки теряют интерес к происходящему в стране, теряют мотивацию к обучению и работе, а взрослое поколение продолжает не понимать, почему это происходит. Куда сегодня они идут за справедливостью? Туда, где есть такие же увлечённые и ищущие люди. Это могут быть клубы по интересам (поэтов, танцоров, дебатёров, политиков — кого угодно), молодёжные организации (конечно, есть среди них и те, которые работают для «галочки», но объективно действуют и другие, которые становятся точками притяжения и, как сегодня модно говорить, кипения), проекты по типу белгородских «Диалогов на равных» и так далее. Появляются также и новые проекты — например, запущенная недавно дискуссионная площадка «Прав? Да!» в рамках одноимённого молодёжного движения, участники которой на первой встрече обсуждали вопрос границ свободы самовыражения. С жаром, честными прямыми вопросами, театральным перформансом и финальным концертом. Подобные проекты нужны, возможно, по всей России, чтобы если не дать ответа на вопрос, куда мы идём, то по крайней мере обозначить его и подумать над самим вектором движения, дать парням и девушкам возможность высказаться и поделиться тем, что их волнует. Услышать их.

Молодёжи не нужен формализм, она его обходит стороной в поисках чего-то настоящего и стоящего, пусть даже неидеально выстроенного, но живого, того, где есть правда и искренность. И если эти вопросы не будут задаваться и сообща не будут искаться на них ответы, тогда наш завтрашний день будет туманным. А это чревато не самыми хорошими последствиями. История с Иваном Голуновым, как я уже говорил , — это такой звоночек, сильный и слышный, который говорит о том, что надо что-то менять, и без изменений, без реализации запроса на справедливость, не сделать значительного рывка и не двинуться вперёд.
Сейчас мы можем говорить о том, что происходит естественный процесс изменений, а молодёжь была и остаётся одним из его двигателей. Что нужно парням и девушкам? Чтобы их (нас) слышали, чтобы им (нам) давали возможность для самореализации, чтобы им (нам) не пытались прививать чужой опыт (вспоминаем пьесу про посадку дерева), не давая понимания, зачем это нужно в принципе. Могут ли они (мы) это получить? Всё зависит и от них (нас) самих, и от внимания со стороны старшего поколения. Но не от внимания назидательного, а соучастия, искреннего желания понять, что творится в головах подростков и молодёжи, и чего они хотят и в какие идеалы и ценности верят. А для этого нужен диалог. Адекватный диалог. И желание его вести, пока ещё есть время, пока звоночек не превратился в колокол, который возвещает о чём-то совсем нехорошем.
Андрей Маслов

Читайте также

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter.

Похожие новости

«В обществе созрел запрос на справедливость». Митрополит Белгородский и Старооскольский Иоанн — о 90-х, губернаторе, бюрократии и социальном одиночестве

«В обществе созрел запрос на справедливость». Митрополит Белгородский и Старооскольский Иоанн — о 90-х, губернаторе, бюрократии и социальном одиночестве

Есть ли границы у свободы? В Белгороде организовали первую площадку «Территория самовыражения „Я за правду“»*

Есть ли границы у свободы? В Белгороде организовали первую площадку «Территория самовыражения „Я за правду“»*

Дело журналиста Ивана Голунова закрыли в связи с недоказанностью вины. Насколько вы доверяете полиции?  [опрос]

Дело журналиста Ивана Голунова закрыли в связи с недоказанностью вины. Насколько вы доверяете полиции? [опрос]

Город — единство непохожих. И его надо любить

Город — единство непохожих. И его надо любить

Восемь желаний на Новый год от президента фонда «Каждый особенный»

Восемь желаний на Новый год от президента фонда «Каждый особенный»

Отбирают право на помощь?

Отбирают право на помощь?