«У нас самая низкая договороспособность». Митрополит Иоанн — о единении, уроках истории, пустышках во власти и мэре Белгорода

В Белгородской митрополии прошла очередная митрополичья гостиная, темой которой стали слова преподобного Сергия Радонежского «Любовью и единением спасем ся».

Духовные стихи, которыми слушателей вдохновляла исполнительница средневековой русской и европейской музыки Варвара Котова, аккомпанируя себе на гуслях, в тексте не передать, но мы предлагаем вам познакомиться с мнением митрополита Белгородского и Старооскольского о единении и проблемах современного общества (и даже оценкой мэра Белгорода Юрия Галдуна!). Его приветственное слово приводим с небольшими сокращениями.

Фото Арсения Клюйко

— Мы вспоминаем, когда в Смутное время под предводительством иконы Божией Матери Казанской при подвиге гражданина Минина и князя Пожарского совершилось новое единение, когда свело так называемые элиты, которые искали прибежища. Одни — в Речи Посполитой, уповали на Лжедмитрия, другие — жили своими интересами, своими вотчинами и так далее. И всё это в одночасье в народном единстве привело к тому, что наше государство родилось на основе договора Земского собора, и был избран [государь] Михаил Романов. Действительно, был этап процветания примерно до эпохи Петра I, которого превозносят за то, что он ввёл технические какие-то регламенты и не только, но он пытался уничтожить нашу традиционную культуру. Как писал Николай Карамзин, можно было делать эти реформы, не обрезая бород у людей, которые хотели носить бороды. С одной стороны, [Пётр I] приучал быть демократичными, а с другой стороны — насаждал эту демократию, как это часто бывает на Руси, такими методами, которые в конце концов привели к тому, что к началу XIX века в России было два языка: французский и русский. Вся элита говорила на французском языке, а все крепостные, люди низших сословий говорили на русском языке, и всё это было в одной стране. И только после войны с Наполеоном (опять-таки после войны — интересно [получается]!) происходит такое единение, и опять Россия становится великой.

Сегодня, когда мы проводили очередное заседание общества русской словесности, мы обратили внимание на то, какой раньше была демография. За время царствования Николая II население России увеличилось на 45 миллионов... А потом получилось так, что за сто лет — с 1911 по 2011 годы — население уменьшилось с 165 до 142 миллионов. Потери — 23 миллиона! Население США в 1911 году составляло 98,5 миллиона человек, а в 2011-м — уже 288. Увеличились в три раза! Но это просто так для размышления. Когда мы говорим, что у нас много достижений и так далее, это всё хорошо, но будем смотреть правде в глаза: как вообще мы дальше развиваемся, и будем делать из этого выводы, а не просто говорить, что мы обязательно будем впереди планеты всей.

Важно понять, что сегодняшнее наше общество развивается с дефицитом человечности. Люди очень «сорадуются», когда кто-то попал в беду, это становится темой для обсуждения, и все говорят: «Откуда это к нам пришло?». Да, извините, включите телевизор, и там всё очень ярко подсказывают. Включите Сети, которые говорят об одном: кого арестовали, и спрашивают, кто будет следующий. Никаких положительных программ, которые могли бы реально отражать наши те или иные достижения. Мне кажется, что это очень большая проблема для грядущих поколений.

Мы с вами пережили советский опыт, и мы знаем, как единиться, как в трудный час приходить на помощь. У наших детей этого опыта нет, потому что они так не общаются, как мы раньше общались. Когда нас отпускали, у нас у всех на шее был ключ от квартиры, чтобы мы не потерялись, и никто не ходил и не смотрел, где мы играем. Я недавно видел такую картину: полный двор ребят. Я не помню, как она называется, но её назвали так: «Отключили интернет». Полный двор ребят — это советская картина, но она очень точно отражает нашу жизнь. Мы говорим с вами об объединении, но скажите мне: где объединяться детям? В виртуальной реальности? У нас единственными площадками остаются — если так грубо говорить, по-светски — церковь с воскресным школами, учреждения культуры, куда я включаю весь спектр, и студенческие образовательные площадки. Больше нет! Это то, что мы сейчас должны хранить и правильно направлять. Но опять встаёт вопрос: а как мы будем управлять? У нас, если управлять, то опять спускают какую-то директиву и так далее, этим занимаются непонятные какие-то люди, которые не имеют представления, что такое творчество. И получается так, что опять-таки вместо единения идёт разъединение. И как это преодолеть? Это серьёзнейшие проблемы, которые, мне кажется, нам надо с вами иметь в виду, когда мы начинаем какое-либо дело...

У молодёжи в селе Ездочном Чернянского района совершенно по-другому изменилась жизнь, когда мы возродили там монастырь. Вдруг ярким созвездием талантов явилось это всё. Мне кажется, что это не случайно: Господь нам показывает, как детей наших надо сохранять... Хоровое пение на Руси всегда было объединяющим началом, и без этого никуда не денешься. У нас в школах всегда так было: хочешь — не хочешь, а пой в хоре, и научишься тогда другого слушать. Ведь [сегодня] мы не умеем друг друга слушать, у нас самая низкая договороспособность. Посмотрите: чуть что в России, так сразу: «А мы их всех побьём» и так далее. Но кого бить? Ты сначала разберись, о чём речь идёт. О чём вообще? Мы кого бить собираемся? Мы вначале с собой не можем разобраться. Поэтому когда мы поём в хоре, мы научаемся слышать другого человека, мы в детях воспитываем эту договороспособность, которую невозможно воспитать другим способом, потому что все говорят: «Ты будь лучше, ты победи, ты должен пройти, ты лидер какой-нибудь и так далее». И человек действительно начинает думать, что он вообще уже готов ко всему, а в результате ничего не умеет делать. Ничего. Пустота полнейшая! И вот эти пустышки, я извиняюсь, они начинают куда рваться? Во власть! Куда ему, если ничего не умеет делать? Действительно...

Мэр у нас всё умеет делать! Он прошёл у нас путь такой, что ой-ё-ёй! Не забывайте, что ему пришлось такое преодолеть — от рабочего до ведущего специалиста, руководителя предприятия и так далее. И видите сейчас, как Белгород резко...прямо взрыв такого благоустройства. Всё это сделано было за короткий срок и с высоким качеством. Это почему? Потому что это профессионал, делом занимается, не лезет ни в политику, ни куда. И слава богу! Я говорю о тех, кто пытается хозяином жизни быть. Их там [учат] на конкурсах всяких бросаться в воду, если старший сказал, и так далее... Я бы в советское время сказал: «в психбольнице на прогулке». Я извиняюсь, конечно, но это то, что у нас говорили во всяком случае в Сибири...

Фото Арсения Клюйко

Сегодня я бы хотел, чтобы мы с вами просто-напросто спросили себя: а что мы можем сделать для нашей Отчизны, но не такие глобальные проблемы, а просто на уровне ближнего, как-то решить проблемы тех, кто рядом с нами. Сделать это очень аккуратно, обходительно, и мне кажется, что это очень важно для всех нас. Вот с этого начинается изменения — с малых дел, а не с глобальных проектов. Глобальными проектами ничего не добьёшься, особенно в наше время, когда люди в безнадежности, в каком-то безверии и так далее.

Мы уповаем на молитвы Преподобного Сергия Радонежского, собирателя нашей земли русской, потому что без его усилий Руси бы не существовало. Достаточно вспомнить, когда была эпидемия холеры в мировом масштабе, Сергий договорился и благословил святителя Алексия, чтобы тот съездил в Орду и договорился, чтобы наши русские люди сами привозили дань в Орду, чтобы не ехали [монголо-татары] из Орды и не везли с собой холеру, чуму, из-за которой в итоге пустыня Гоби в песок вся превращалась. Была страшная засуха, и все грызуны, переносчики всяких болезней, побежали в Европу. И там до 70 процентов жителей Европы страдали, а в России [обошлось] малыми потерями... И это очень важно, когда на жизнь смотрят, как на священный дар, и берегут его. Дай Бог, чтобы это совершалось всегда!..

Андрей Маслов

Как раньше и о чём высказывался белгородский митрополит?

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter.
comments powered by HyperComments

Похожие новости

«В обществе есть напряжение». Митрополит Иоанн — о ловле покемонов в храме, йоге, мироточащих иконах и освящении компьютерного класса

«В обществе есть напряжение». Митрополит Иоанн — о ловле покемонов в храме, йоге, мироточащих иконах и освящении компьютерного класса

Время кричащего меньшинства. Митрополит Иоанн — о людях «50+», онкологии и повышении пенсионного возраста

Время кричащего меньшинства. Митрополит Иоанн — о людях «50+», онкологии и повышении пенсионного возраста

«В обществе созрел запрос на справедливость». Митрополит Белгородский и Старооскольский Иоанн — о 90-х, губернаторе, бюрократии и социальном одиночестве

«В обществе созрел запрос на справедливость». Митрополит Белгородский и Старооскольский Иоанн — о 90-х, губернаторе, бюрократии и социальном одиночестве

«Неправильно ориентироваться только на запреты». Митрополит Иоанн — о пожаре во Франции, посещении фитнес-клуба, абортах, ЕГЭ и сервисе «Кликай и молись»

«Неправильно ориентироваться только на запреты». Митрополит Иоанн — о пожаре во Франции, посещении фитнес-клуба, абортах, ЕГЭ и сервисе «Кликай и молись»

Путь к свободе. Митрополит Иоанн — о Пушкине, Церкви и о том, как воспринял новость о своей цитате, ставшей известной всей России

Путь к свободе. Митрополит Иоанн — о Пушкине, Церкви и о том, как воспринял новость о своей цитате, ставшей известной всей России

Захар Прилепин в Белгороде

Захар Прилепин в Белгороде

День очарования. Писатель Захар Прилепин посетил Белгородскую область

День очарования. Писатель Захар Прилепин посетил Белгородскую область

Митрополит Иоанн: «Театр имеет свойство забирать наши тревоги и отдавать любовь»

Митрополит Иоанн: «Театр имеет свойство забирать наши тревоги и отдавать любовь»

«Церковь не должна становится придатком власти». О чём белгородцы спрашивали митрополита Иоанна

«Церковь не должна становится придатком власти». О чём белгородцы спрашивали митрополита Иоанна

«Машину без ключа нельзя завести. У детей этот ключ сломался». Как в лагере «Парус мечты» лечат детей с ДЦП

«Машину без ключа нельзя завести. У детей этот ключ сломался». Как в лагере «Парус мечты» лечат детей с ДЦП

В белгородских церквях нашли «особый путь» для борьбы с коронавирусом

В белгородских церквях нашли «особый путь» для борьбы с коронавирусом

Митрополит Иоанн: Коронавирус — это следствие греховной жизни человечества

Митрополит Иоанн: Коронавирус — это следствие греховной жизни человечества