Белгородский поэт Александр Савицких прошлым летом выиграл грант на организацию литературных слэмов в Крыму. Он уже выпустил книгу «Девушки в тельняшках», сейчас готовит к публикации второй сборник. Попутно Саша проводит литературные вечера, слэмы и гастролирует по России.
— Чем ты сейчас занимаешься? Путешествуешь как поэт или ездишь за новыми впечатлениями?
— Я организатор литературных слэмов в Белгороде. Да и не только в Белгороде. Много путешествую. Там, где путешествую, внезапно нахожу поэтическое сообщество. Приехал на Новый год в Санкт-Петербург, и оказалось, что там можно почитать стихи. Приехал в Москву на зимнюю школу Высшей школы экономики, а там три вечера из пяти — поэтические. На них можно записаться и выступить. Это всё связано. Едешь за одним, а получаешь другое.
— Поэзия требует очень много времени. Вознаграждается такая трата самого ценного ресурса?
— Зарабатывать поэзией сейчас не получается. Получается зарабатывать организацией поэтических вечеров. Я провожу поэтические вечера, привожу поэтов из других городов. А ездить самому... у меня в декабре был небольшой тур на три города: Курск, Брянск, Смоленск. Если бы я не поехал в Смоленск, я бы вышел в ноль. А так покупал обратный билет за свои деньги.
— Почему современные поэты вообще занимаются поэзией?
— Поэзия вошла в привычку. Ты влился в эту структуру. Если бы ты варился один, не было бы никаких друзей, которые этим занимаются, не было фестивалей, конкурсов, куда ты ездишь и что-то выигрываешь, то это не было бы интересным. Выигрываешь на поэтических конкурсах, конечно, не 100 тысяч рублей, а футболку и пару книг, но ты этому рад. Рад общению с людьми, которые интересуются такими вещами. Сейчас для меня уже не так интересно делать вечера с московскими поэтами, мне интереснее делать вечера, где мы рассказываем о поэтах Серебряного века — Мандельштам, Блок, например. Мне интереснее этими вещами заниматься, потому что я сам повторно изучаю то, что прошёл в школе, и дополнительно рассказываю это людям, читаю стихи поэтов, читаю свои смежные стихи. Другие люди выступают. У нас есть участник таких вечеров, который сам пишет недавно, но он столько знает! У нас вечер Мандельштама длился 2,5 часа!
— Такой своеобразный культпросвет пользуется популярностью у белгородцев?
— Такие вечера пользуются популярностью в филологических кругах, среди пишущих людей. А обычному человеку интереснее сходить на какую-нибудь приглашённую звезду. Наши слэмы пользуются популярностью — все столы заказаны. Не знаю, что на это повлияло. Есть теория, что в кризис люди жаждут развлечений. Они не могут купить себе телевизор, потому что дорого, и поэтому ходят на развлечения.
— Современная поэзия существует для массового читателя или для тех, кто сам пишет?
— У современной литературы есть шанс выходить на массового читателя. Но не у всех. Я был на нескольких поэтических вечерах в Москве, и понял, что многие такие вечера наполняются одними и теми же людьми. Там замкнутая тусовка. На одном вечере были сплошные «ватники» и «укропы». У них свой оппозиционный круг, между собой им интересно, но какой-нибудь поэтической ценности это всё не имеет. Да, это забавно, это актуально, но смысла там не прослеживается. Я, как человек аполитичный, чувствовал себя вообще не в своей тарелке.
— А какие темы волнуют белгородского слушателя?
— На белгородскую аудиторию хорошо заходит лирика. В маленьких городах все друг друга знают, и если ты пишешь стихотворение о какой-то девушке, то интерес подогревается. Бытовые стихи хорошо заходят. Про шаурму. Про пуховик. Не могу сказать, что в Белгороде сильно развит литературный вкус — у нас никогда не было великих литераторов. У нас даже театр один, в котором одно и то же идёт уже тысячу лет. Литературного разнообразия у нас нет, и поэтому зритель неискушённый. Вся поэзия у нас молодая. Выше 30 лет вообще никого нет. А если есть, то они уже ничего не пишут. А если пишут, то никому не показывают. Наша аудиторию взрослеет вместе с поэтами. Вот писал Саша Савицких три года назад про алкоголь и распутных женщин, и всем нравились стихи про алкоголь и распутных женщин. А потом Саша Савицких решает написать что-нибудь посерьёзнее, и аудитория это воспринимает.
— Как продвигается реализация крымского проекта?
— Уже прошёл один литературный слэм в Крыму. На Крыме кризис сказывается очень жёстко. В ноябре я полетел туда за 2,5 тысячи, а сейчас меньше чем за четыре не улетишь. Крымчанам нравится литература о море. Сами поэты, которые читали, много пишут о море, много образов, связанных с морем. Политические стихи не очень хорошо заходят. И я был приятно удивлён отзывчивостью крымчан. У нас была неделя на раскрутку мероприятия, и пришло около 40 человек. В Белгороде за неделю и десять человек не соберёшь!
— Вся раскрутка событий идёт в соцсетях. А часто ли ты используешь телефонную связь?
— Мобильный телефон всегда под рукой. Он и звонит, и выходит в интернет. Неудобно ведь иметь два телефона — один для звонков, другой для интернета. Я так делал, мне не понравилось. Конечно, с появлением мобильного телефона ушла романтика. Раньше звонили по домашнему, назначали свидания. «Мы встретимся с тобою у первого подъезда». А сейчас уже романтика и мобильного телефона уходит. Раньше люди говорили по два часа. А сейчас говорить неудобно, все переписываются в интернете. А, например, моя мама постоянно пользуется стационарным телефоном. И немудрено: она директор школы, ей нужно всегда быть на связи. Таким людям обязательно нужен стационарный номер телефона, привязка к месту. Так привычно, так нужно.
— Есть ли у современных поэтов тщеславное желание «стать привычным» для читателей?
— Конечно. Войти в историю, чтобы нас на уроках изучали. У меня даже стихотворение есть на эту тему.
Для тех, кто тоже считает, что стационарный телефон помогает сохранять привязку к месту, есть специальное предложение от главного партнёра проекта «Добрая связь» — компании «Ростелеком». До 31 марта белгородцы могут подключить домашний телефон всего за один рубль, воспользовавшись соответствующей услугой «Телефон за один рубль». Абоненты могут использовать различные дополнительные сервисы: переадресацию вызова, автодозвон, конференц-связь, параллельный вызов. Не стоит забывать о том, что с помощью стационарного телефона можно подключить охранную сигнализацию и стать увереннее в безопасности своего дома.
Кстати, если вы подключите дополнительную опцию «Ноль внутри сети», то сможете по всей стране звонить бесплатно с домашнего на домашний телефон, в том числе, конечно, и в пределах домашнего региона.
Вы сможете узнать подробности акции «Телефон за один рубль» и опции «Ноль внутри сети» в центрах обслуживания клиентов ПАО «Ростелеком», на сайте компании или по единому номеру сервисной поддержки клиентов 8 (800) 450-0-150.