​«Мне нужно было выдвинуться, чтобы встряхнуть ситуацию». Интервью кандидата в мэры Белгорода Сергея Тараканова

Одним из трёх кандидатов на пост мэра Белгорода стал генеральный директор «Белводоканала» Сергей Тараканов. В интервью специальному корреспонденту «Фонаря» Владимиру Корневу Тараканов впервые рассказал о своих политических амбициях и попытался объяснить, почему не является техническим кандидатом.

Сергей, в «Белводоканал» вы пришли в 2013 году из «Агро-Белогорья». Чем занимались в агрохолдинге?

— Последнее, чем занимался, — был проектным менеджером. Начинал в «Агро-Белогорье» с 2010 года, сначала работал инженером по комплектации оборудования. Там меня увидели, заметили и предложили должность проектного менеджера. Реализовал несколько довольно крупных проектов.

Кто увидел и заметил? Непосредственно Владимир Зотов?

— Наталья Королькова, непосредственный руководитель. Ну и Владимир Фёдорович. Он вёл более серьёзные планёрки, я там тоже докладывал. Наверное, и он [тоже] обратил внимание.

Как бы вы описали отношения с Владимиром Фёдоровичем сейчас?

— Когда я ушёл в «Белводоканал», то было мнение, что я его родственник... Это не так, но когда меня сюда ставили, я думаю, что Владимир Фёдорович порекомендовал тоже (улыбается).

Сейчас с «Агро-Белогорье» у нас связей не осталось. Они не дают финансирования, не участвуют в бюджетировании, не проводят проверок. Сейчас отношения такие: строится какой-то объект, меня приглашают как директора «Белводоканала», чтобы обеспечить водоснабжение, водоотведение.

А человеческие отношения?

— Он меня с днём рождения поздравляет, и я его (смеётся).

Зачем вообще «Агро-Белогорью» понадобился «Водоканал» в 2013 году?

— Да он и не понадобился, Владимир Фёдорович не хотел...

Были же разговоры об инвестировании, концессии...

— Были разговоры, и сейчас идут, о концессии. Но не с «Агро-Белогорье». Концессионером может и должна стать администрация области. Теоретически концессионером может стать любой московский: «Росводоканал», РКС... Насколько это нужно белгородскому водоканалу — я думаю, не нужно.

Сергей Тараканов, фото belschool45.ru

Но ведь вы не один человек, который ушёл тогда из «Агро-Белогорья».

— А кто ещё?

Королькова.

— Нужно было время, грубо говоря, чтобы меня контролировать, курировать. Потом когда увидели, что я встал на нужные рельсы, — всё.

Я правильно понимаю, что интересов у «Агро-Белогорья» в «Белводоканале» не было?

— Не было и сейчас нет.

В 2013 году вы говорили: «Мы должны обеспечить постоянную безаварийную подачу воды и приём сточных вод. Одним из первых мероприятий станет капитальный ремонт главной насосной станции по перекачке стоков. Её состояние вызывает у нас наибольшее беспокойство». Удалось реализовать?

— Не всё. Да, действительно, состояния насосной станции вызывало опасение, но мы постоянно контролировали ситуацию. Последние анализы нам проводил воронежский институт. Показали, что ситуация тяжёлая. Но, что завтра разрушится — такого нет. В 2016 году мы сделали проектно-сметную документацию, которая прошла государственную экспертизу. Пять лет её можно использовать, поэтому нам нужно приступать. Мы будем находить денежные средства. Ориентировочно — около 280 миллионов рублей. Это проект двух-трёх лет.

Но вы говорили об этом в 2013 году. Сейчас 2018. Что не так?

— Финансирования нет.

Это проблема действий властей или сугубо ваша?

— Мы государственное унитарное предприятие, у нас есть тариф, который мы доказываем, что недостаточен. Но рост тоже не можем обеспечить серьёзный, потому что есть индекс роста платы граждан 4 процента, который мы не можем превысить. У нас есть инвестпрограмма, которая выполняется за счёт платы за подключение. К сожалению, сейчас пошла тенденция после ситуации с Украиной, что строительство уменьшает обороты. Меньшееколичество застройщиков обращаются за техподключением. Хватает денег на ремонт аварийных ситуаций: например, коллектор на Михайловском шоссе . Это те сети, которые пришли в непригодность, и если рвутся, то много человек остаётся без воды. Поэтому мы перекидываем туда финансирование.

В 2013 году «Белводоканал» был убыточным предприятием. До сих пор?

— Нет. Мы прошлый год закрыли с плюсом около 16 миллионов рублей.

Одним из условий нормальной работы предприятия вы называли взаимопонимание между вами и властями. Оно есть?

— Взаимопонимание есть, финансирования нет и помощи в канализовании неканализованных участков. Это один из тех пунктов, с которыми я иду на выборы с тем, чтобы показать, что эта проблема есть. И решаться она должна не силами «Водоканала», а силами муниципалитета — это не наша ответственность.

Какие проблемы кроме канализации есть в городе?

— Реконструкция городских очистных сооружений. Мы сделали большой проект, сейчас по оценкам нужно 2,7 миллиарда рублей, чтобы провести комплексную реконструкцию. Есть на очистных более аварийные места, которые нужно делать в первую очередь. Это первичные отстойники, и мы начали заниматься ими.

Напомню, у нас очистные сооружения строились в две очереди: 76-й и 86-й год. Первая очередь отстойников была выведена из работы ещё лет десять назад. И сейчас мы один реконструировали, планируем ещё один в этом году, на следующий год ещё два.

Если объёма отстойников будет не хватать, то следующий этап очистки — аэротэнки — не смогут работать, и на выходе мы не добьёмся качественных показателей. Там уже видно, что бетон подизносился и надо делать ремонт.

Короче, пяти лет, которые вы занимаете этот пост, вам мало на что хватило?

— Финансирования очень мало. Могло бы быть от района и города, если бы власти захотели.

Почему не хотят?

— Я думаю, что у бюджетов много других проблем, куда эти деньги тратятся. Вы же видите, сколько у нас всего: капитальные ремонты, благоустройство территорий, дороги делаются. Видимо, они приоритеты немного туда увели.

Когда я уезжал к вам, то увидел в сети новое видео с жёлтой водой на Чапаева. Это вообще масштабная проблема?

— Нет. Надо разобраться, почему так. Первое: может быть у нас какая-то авария, как следствие срыв потока. При порыве трубы у нас увеличивается скорость движения воды. Всё равно на трубе какие-то грязные частицы накапливаются. Когда происходит порыв, то происходит срыв отложений, и человек может открыть кран и увидеть эти железистые отложения. Для этого нужно промывать сети: у нас есть так называемые «мокрые» колодцы, открывается кран, и вся эта вода должна уходить туда. Соответственно на Чапаева что-то могло пойти не так.

Вторая сторона: у нас граница разграничения ответственности до стенки здания. После стенки начинается ответственность управляющей компании. Тут тоже иногда сталкиваемся, что управляющая компания проводила какой-то ремонт: сбрасывала воду, потом заполняла. Опять же, какие-то отложения могли у них отвалиться, после проведения ремонта первый десяток литров воды идёт жёлтым.

Ужас в Белгородском районе — не ваша компетенция?

— Ужас какой? (улыбается)

Люди несколько лет жалуются, что у них везде ж ёлтая вода. Или ч ёрная.

— Жалобы действительно есть, но надо разобраться, о чём идёт речь. Есть сети, которые строит БИК. У них период строительства. БИК сам говорит: ребята, у меня с вами договор на техническую воду. Я когда достроюсь, построю станцию обезжелезивания, у вас будет хорошая СанПиновская вода. До тех пор, извините, период строительства.

Может этот период строительства и подзатянулся, я за БИК не могу отвечать. Но пока БИК не передал нам эти сети, «Водоканал» не отвечает.

Когда должны передать?

— Процесс уже запущен. Курирует всё это дело Юрий Владимирович Галдун (заместитель губернатора — начальник департамента ЖКХ — прим. «Ф».) . Уже в этом году из 50 микрорайонов около десяти должны нам перейти.

Когда они к вам перейдут, всё будет хорошо?

— Когда нам передают микрорайоны, мы как ресурсоснабжающая организация и гарантирующий поставщик обязаны подавать людям воду СанПиновского качества. Соответственно ответственность будет уже на «Водоканале». При приёме первое, что мы делаем, мы говорим: «Ребята, мы вас проверяем на показатели СанПина. На скважине вода может быть с превышениями, дальше водоподготовка идёт, и уже на выходе у вас должно быть всё хорошо. Если анализы плохие, то заворачиваем. Если хорошие — берём и обязаны отвечать за качество подаваемой воды».

В десяти микрорайонах как скоро вы должны взять себе сети?

— Думаю, в октябре мы примем.

Остальные 40?

— Там сложнее. Есть примерно 20, которые только в следующем году будут приниматься, и там работы ещё много. Ещё микрорайонов 15 передадут весной или летом. Оставшиеся, надеюсь, к концу 2019 года.

Вы сами приняли решение, чтобы идти в мэры?

— Я принял сам. Самовыдвиженец, не состою в партиях. Мне стало интересно. Я уже обозначал, что есть такая проблема, и город нас не слышит. Может быть, после проведения выборов и Константин Алексеевич заинтересуется: чего Тараканов-то пошёл, что ему надо? (улыбается). И в принципе, объективно оценивая шансы, даже если не пройду, то надеюсь, что посыл будет принят правильно.

Вы правда хотите, чтобы я поверил сейчас, что Полежаев был не в курсе, что вы пойдёте в мэры?

— На каком-то этапе наверное он узнал, когда я собрался и пошёл брать определённые документы. Но сначала не знал.

Возникает полное ощущение красивого спектакля. Есть действующий мэр, для легитимности выборов ему нужны оппоненты. Кого берут? Условного «либерала» Сергея Данькова из партии с нулевым процентом и крепкого хозяйственника Сергея Тараканова. Соответственно, вы абсолютно технический кандидат. Я бы хотел послушать аргументы, почему это не так.

— Я не знаю насчёт спектакля. Сейчас три человека участвует, честно говоря, я думал будет больше. Собрать перечень необходимых документов для подачи заявления на участие в выборах оказалось сложнее, чем я думал, — оказалась серьёзная пачка документов. Почему я не технический кандидат? Я объективно оцениваю шансы и понимаю, что их меньше, чем у действующего мэра. Но мне нужно было выдвинуться, чтобы немножко встряхнуть ситуацию. Если бы меня не было, было бы вообще двое.

Я иду с тем, чтобы показать существующие проблемы в своей сфере. Мне всё это больше знакомо изнутри — я 4,5 года возглавляю «Водоканал» и мне кажется, что у меня понимания больше, чем у Константина Алексеевича. По остальным аспектам может он меня переиграет.

Депутаты же будут выбирать в целом, а не по конкретной специфике работы. Зачем тогда идти в мэры?

— Я же говорю: шансы невелики, но я хочу, чтобы меня услышали. У меня много обращений от самих депутатов: «Сергей Владимирович, помогите с канализованием старых неканализованных микрорайонов». Канализование — полбеды. Экологический аспект: у нас несколько водозаборов располагаются в черте Белгорода. Старые микрорайоны ИЖС располагаются недалеко от водозаборов. И есть опасение, что если мы не наведём порядок, то качество воды может ухудшиться.

Поясню, представьте, что все отходы жизнедеятельности стекают в септики или в выгребные ямы. Более половины из них, а может и все 80-90 процентов, негерметичны, то есть дренируют. Глубина скважин, из которых подаётся вода, приблизительно сто метров...да, земля фильтрует долго, но всё равно не может же она вечно фильтровать. Когда-нибудь увидим — ой, а что же водичка у нас стала такого качества? Нитраты могут попереть. Эту проблему надо указать.

Сколько раз вы выступали перед советом депутатов за последний год?

— Мы перед депутатами отчитываемся только об инвестпрограмме.

Я к тому, что у вас наверняка есть возможность объяснить эту проблему лично Полежаеву или Галдуну. Зачем идти в мэры, чтобы озвучивать это, тем более, что выборы не прямые? Вс ё равно выбирают те же самые депутаты, перед которыми вы отчитываетесь.

— Уровнь то не тот. Могут и не захотеть слышать. Степень проникновения другая будет.

Почему вы не в «Единой России»?

— Да как-то не сложилось (улыбается). Предлагали, но как-то то времени не было, то... не дошёл. Хотя все хотят наверно быть в ней... Ну, большинство.

Большинство из кого?

— Из голосующих. Не то, что быть. Большинство этой партии придерживается и за неё голосует.

Предположим. Но голосовать за партию и быть в партии — разные вещи.

— Наверное, да. Но большинство партию поддерживает и большинство к этой партии относится положительно.

В «Белводоканале» есть разнарядки, чтобы ходить на выборы и голосовать за конкретную партию и людей?

— За определённых людей и партию — нет. А так было собрание, три вопроса, один из них — выборы в городской совет депутатов. Там я сам призывал, что надо прийти и проголосовать. И Георгия Георгиевича Голикова мы пригласили, он знает, что такое «Белводоканал», и мэром был, и смог сравнить, как было раньше, как сейчас и что нужно выбрать людей, которые будут продолжать принимать важные решения. За кого-то конкретно — никогда не призывал.

Вы закончили с аргументами, почему вы не спойлер?

— Я не знаю, стоит говорить или не стоит...

Стоит.

— Некий может быть пиар.

А зачем?

— Я не скажу, что я какой-то мегакарьерист. Но сейчас я в «Белводоканале». Изо всех сил стараюсь и делаю, чтобы предприятие работало хорошо. Когда-нибудь я, наверное, упрусь, наведу здесь какой-то порядок, и захочется чего-то большего. И это на будущее пригодится: Тараканов — какой молодец, здесь навёл порядок, на мэра не получилось, а может через пять лет получится?

Какие у вас политические амбиции?

— Они в зародышевом состоянии. Почему бы лет через пять ещё раз не подать на мэра и не победить?

А промежуточная ступень? Можно стать вице-мэром по ЖКХ.

— Вице-мэром... Нет.

Почему?

— У вас же есть, наверное, информация, что создаётся областной «Белводоканал». Все районы войдут, уровень будет повыше. И опять же, если переходить на пост мэра, это должен быть крепкий район.

Место Веретенникова займёте, если предложат? Если ещё не предложили.

— Не предложили. Сейчас не займу. Когда мэр приходит, у него своя команда, и он делает так, как видит. Если я сейчас приду к Полежаеву (я не знаю, почему ушёл Веретенников), то у него свои требования и, как минимум, придётся от чего-то отказаться. У меня не будет той полноты управления.

То есть вы хотите быть руководителем или лучше не быть никем?

— Сейчас — да. У меня есть «Белводоканал», который развивается. И если на что-то переходить, то руководить там, где я смогу создать свою команду.

Кого бы вы поставили своим вице-мэром по ЖКХ?

(смеётся) Это был бы человек из «Водоканала». Мне свои ребята ( водоканальцы) предлагали стать депутатом. Вообще я не завишу ни от какой партии, мне согласовывать ни с кем кандидатуру не надо.

Но вы же не можете сказать, что вообще ни с кем не согласовывали выдвижение?

— Меня кто курирует? Департамент ЖКХ. Я подошёл к Юрию Владимировичу Галдуну, спросил, можно я попробую? Он сказал: «Оно тебе надо? Зачем?». Я ответил, что попытка не пытка. [Он ответил:] «Хочешь — иди».

Это был единственный человек, с которым вы согласовывали?

— Да.

«Я полностью поддерживаю политику предыдущих мэров, действующего Константина Полежаева », — сказали вы пару дней назад. Вам не кажется, что кандидат в мэры должен оппонировать действующей власти? Вам не кажется, что такие, не хочу обидеть вас, травоядные кандидаты как вы и Даньков и делают так, что люди не верят в выборы?

— Слово интересное — «травоядные» (смеётся).

Я имею в виду, что вы идёте с позицией, что вас всё устраивает, но есть проблема с канализацией, я её озвучиваю, чуть-чуть пиара для себя и всё. Хотя на настоящих выборах кандидат начинает баттл с основным фаворитом, чтобы люди поняли разницу между ними и осознали, кто явно лучше.

— Надо было вам попробовать заявиться, Владимир (смеётся).

Мне только что исполнилось 25 лет, рановато.

— Понял. Позиция интересная и правильная. У меня первый опыт. Чёрт его знает... (смеётся). Очернять кого-то — неправильно.

Зачем очернять? Сказать, что вот, Полежаев, неправ, например, в трёх вещах. Раз, два, три. Вместо этого вы говорите: «Я полностью поддерживаю политику предыдущих мэров Белгорода». То есть Боженова вы тоже поддерживаете?

— Давайте я поясню. Я считаю, что наш город — я сам родился в Белгороде и видел процесс — за эти годы преобразился очень сильно. Мы идём и развиваемся, автоматизируемся, мне веяние это полностью импонирует. Я присутствовал, когда Сергей Андреевич уходил с поста мэра. Прозвучало, что он, когда приходил, понимал ту планку, которая задана и что ниже нельзя, а надо расти и расти. То же самое он и Полежаеву сказал.

Вы не считаете, что это нормально, когда мэр делает город лучше?

— Конечно, нормально. Так за счёт чего это делается? Кто-то может на словах, а кто-то на деле. Мы сейчас всё делаем правильно, но всегда есть что изменить, что-то где-то по-другому сделать. Сейчас ведутся работы по поддержке малого бизнеса — я считаю, что нужно больше уделять этому финансов, поддержки. Статистику смотрел, у нас сейчас замедление идёт в этом направлении.

Я правильно понял, что вы считаете Боженова хорошим мэром?

(смеётся) Я считаю всех мэров хорошими.


P.S. В беседе после интервью корреспондент «Фонаря» и Тараканов обсудили систему проведения конкурса на пост мэра Белгорода; кандидат удивился, что комиссия может не допустить его до итогового голосования депутатов и пояснил, что не знал об этом, пообещав корреспонденту «получше подготовить программу».

Владимир Корнев

Читайте также

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter.
comments powered by HyperComments

Похожие новости

В мэрии провели беседу с сотрудниками, которые просили управляющие компании отчитаться о явке на выборах

В мэрии провели беседу с сотрудниками, которые просили управляющие компании отчитаться о явке на выборах

Константин Полежаев подал документы в конкурсную комиссию по выборам мэра Белгорода

Константин Полежаев подал документы в конкурсную комиссию по выборам мэра Белгорода

«Салмин не был спойлером. Я — тоже». Интервью с первым кандидатом в мэры Белгорода Сергеем Даньковым

«Салмин не был спойлером. Я — тоже». Интервью с первым кандидатом в мэры Белгорода Сергеем Даньковым

На довыборах в белгородскую облдуму победила Наталия Полуянова

На довыборах в белгородскую облдуму победила Наталия Полуянова

«Папа, я боюсь упасть вниз». Семья выиграла суд у «Белводоканала» после падения ребёнка в люк

«Папа, я боюсь упасть вниз». Семья выиграла суд у «Белводоканала» после падения ребёнка в люк

Мобилизация Савченко. Самое важное из отчёта губернатора Белгородской области за 2015 год

Мобилизация Савченко. Самое важное из отчёта губернатора Белгородской области за 2015 год

В Белгородской области начали строить аквапарк

В Белгородской области начали строить аквапарк

Товарищеский конкурс. Как кандидаты в мэры Белгорода проходили собеседование

Товарищеский конкурс. Как кандидаты в мэры Белгорода проходили собеседование

На конкурс по выборам мэра Белгорода подали первую заявку

На конкурс по выборам мэра Белгорода подали первую заявку

Комиссия по выборам мэра Белгорода не допустила одного из кандидатов во второй тур

Комиссия по выборам мэра Белгорода не допустила одного из кандидатов во второй тур

Для жителей двух микрорайонов Белгородского района летом запустят станцию обезжелезивания воды

Для жителей двух микрорайонов Белгородского района летом запустят станцию обезжелезивания воды

Владимир Зотов потребовал извинений от ИА «Бел.Ру» за коллаж с трупом динозавра

Владимир Зотов потребовал извинений от ИА «Бел.Ру» за коллаж с трупом динозавра

Мэрия Белгорода снова хочет перекрыть улицу Зареченскую

Мэрия Белгорода снова хочет перекрыть улицу Зареченскую

«Агро-Белогорье» хочет взыскать с основного владельца 2 миллиарда рублей

«Агро-Белогорье» хочет взыскать с основного владельца 2 миллиарда рублей