В Белгород впервые приехал Театр.doc, причём приехал с пьесой «Бурсаки» белгородца Юрия Шехватова, который несколько лет назад переехал в Москву. Около 40 человек пришли в мастерскую театра «Спичка», чтобы оценить дискуссионную пьесу Шехватова, а потом ещё примерно половина зрителей осталась, чтобы обсудить её вместе с режиссёром и актрисами.
Перед показом Юрий Шехватов предупредил, что те, кто боится, что его религиозные чувства могут оскорбить, могут сразу же уйти, и им вернут деньги за билеты. Аналогично могли поступить зрители, которые не приемлют нецензурную лексику (пьеса имела пометку 18+). Но после этого предложения никто не ушёл из зала.
Пьеса мне понравилась. Она для меня стала глотком чего-то свежего и уникального. Подобное чувство у меня бывает после фестиваля «Наш кислород», когда я ловлю себя на мысли, что прикоснулся к чему-то необычному, чудесному. Тому, что может вызвать восторг, критику или даже отторжение, но точно не оставляет равнодушным. Это в полной мере относится к «Бурсакам» (речь не про отторжение, конечно). На сцене мы видим четырёх семинаристов, роли которых исполняют девушки. Как объяснил свою задумку режиссёр, это было сделано специально, чтобы зрители слушали текст, а не пытались интерпретировать происходящее на сцене в соответствии с заложенными у них паттернами, чтобы зрители задумались о поднимаемых вопросах, а не просто увидели, как четырёх мужчин-семинаристов играют четыре возрастных актёра.
В постановке есть свои находки: пластические, медийные (если их можно так назвать), интересные мизансцены, переложение бытового текста на «ритм» церковной молитвы. Но самое ценное в «Бурсаках» — это текст, который произносят актрисы, текст, который проецируется на экран, текст, который мы слышим из видеозаписей. Особенно запоминается рефрен про разорванность историй, которые якобы неумело сшиты, который окатывает как холодной водой и заставляет подольше задержаться над последней услышанной фразой. Текст «Бурсаков» интересен, он заставляет поразмыслить над поднимаемыми в пьесе вопросами. Особенно, если человек находится в духовном поиске, или если он просто задумывался раньше или задумывается сейчас о философских и религиозных основах, задаётся вопросами после прочтения Библии. Кстати, одна из поднимаемых в пьесе тем — оторванность современной Церкви от реальной жизни, ведение разговора с прихожанами на языке, который далёк и местами непонятен.
Я не знаю, кого бы могли оскорбить «Бурсаки». Уж точно вряд ли эта пьеса могла оскорбить верующего человека, про атеистов вообще молчу. Могла ли она оскорбить представителя РПЦ? Возможно, но только того, кто не готов воспринимать её как творческий материал, как попытку задать вопросы, которые есть у определённой аудитории, как желание донести философию некоторых семинаристов, дать понять, что они тоже задаются этими же вопросами, что они тоже ищут на них ответы и при этом остаются людьми верующими, несмотря на то, что временами могут начать сомневаться в религиозных догматах из-за того, что не имеет прямого отношения к вере, но имеет отношение к Церкви как к институту.
Однозначно стоит смотреть «Бурсаков». Нужно обсуждать те проблемы, которые поднимает пьеса, и пытаться для себя ответить на те вопросы, что в ней поставлены. Мне кажется, что это позволяет думающему зрителю осознать свой духовный базис, понять, что мы со своими внутренними поисками и мыслями не одиноки, что есть другие люди, которые задаются теми же вопросами, что это нормально задавать вопросы и нормально не знать на них точного ответа. И нужно всегда помнить, что некоторые религиозные вещи не нужно воспринимать буквально, а другие, наоборот, — стоит воспринимать исключительно буквально.
Здорово, что наши земляки, уезжая из нашего города, могут найти себя, могут сделать что-то уникальное и весомое, но при этом не забывают о корнях, о том, где они выросли, где сформировались как личности. Хорошо, что они всё-таки пусть и на время, но возвращаются сюда, чтобы поделиться чем-то ценным и интересным. Ценно, что Юрий Шехватов показал «Бурсаков» в день своего рождения, в день своего 30-летия. Ценно, что у нас в городе есть возможность посмотреть что-то неординарное. Да, провокационное. Да, дискуссионное. Да, неоднозначное. То, что вызывает отклик и не оставляет равнодушным.
— 5 мая мне тридцать. Огромную часть третьего десятка я отдал церкви. в 2012 году варварская реакция большинства моих церковных друзей на акцию Pussy Riot запустила окончательный процесс отстранения от РПЦ. Отмучившись ещё один семестр в Белгородской семинарии, я не явился на следующую сессию за полтора года до окончания. Я резюмировал весь этот опыт, написав документальную пьесу о семинаристах. В день тридцатилетия я подвожу черту спектаклем в родном городе, чтобы идти дальше. Я знаю, что мне никогда уже не снять подрясник. Я знаю, что этот опыт навсегда со мной. Я благодарен церкви за него, но больше не хочу всего этого. Никогда, — написал у себя на странице во «ВКонтакте» Юрий Шехватов.
Не удивлюсь, если среди зрителей документальной пьесы найдутся те, кого могло что-то оскорбить. Это тоже нормально. Это тоже возможная реакция. Но это только подтвердит тезис, что подобные вещи не оставляют равнодушным. «Бурсаки» — это что-то настоящее, искреннее; то, что цепляет. Таким и должен быть театр. После любого похода туда должно оставаться послевкусие, которое заставит тебя ещё раз прийти, по-другому посмотреть на какие-то вещи или даже переоценить свои ценности. На мой взгляд, это и есть одна из главных задач искусства.
Спасибо театру «Спичка» за прекрасное место, спасибо Юрию Шехватову за прекрасную пьесу, спасибо всем актрисам за прекрасную игру. Хочется, чтобы подобных событий в Белгороде было больше. Надеюсь, что «надышаться театральным кислородом» мне ещё удастся на приближающемся фестивале «Наш кислород». Приходите!
Cправка «Фонаря»
Театр.dоc — московский театр документальной пьесы. В основу многих постановок положены подлинные тексты, истории, интервью, встречи с реальными людьми. Таким образом документальный театр объединяет в себе искусство и злободневный социальный анализ.
В Белгородскую область Театр.doc приехал впервые. Драматург и режиссёр спектакля «Бурсаки» Юрий Шехватов вырос в Белгороде, но уже два года живёт и работает в Москве. Как рассказывает режиссёр, «Бурсаки» — это часть арт-проекта, возникшего в сообществе православных семинаристов. Основу спектакля составляют расшифровки их рассказов о самих себе. «Бурсаки» — это рефлексия тех, кто нашёл в себе силы уйти или остаться в системе российского православия.
В Белгороде в мастерской театра «Спичка» был второй показ спектакля. До этого 1 мая «Бурсаков» показали в Москве на предпремьерном показе. Премьера спектакля запланирована на июнь.