— Главными моментами в сторителлинге являются рассказчик, история и желание рассказать эту историю. Есть чисто художественный рассказ, который нужно присвоить, а есть свой рассказ, который можно сочинить или же придумать про себя. Это больше отсылка к документальному театру. Я занимаюсь и тем, и другим, — объяснял участникам мастер-класса Леонид Прокофьев.
Пришедшие в течение двух часов старались раскрепоститься и стать более эмоционально-пластичными.
— Я люблю документальный театр. Это действительно отличная ступень для начинающих людей, которые хотят работать в стиле вербатим (материалом для каждого спектакля в жанре «вербатим» служат интервью с представителями той социальной группы, к которой принадлежат герои планируемой постановки — прим. Ф.) или в принципе увлекается документальным театром, — рассказывает Александра Певзнер.
Незнакомые люди учились взаимодействовать и понимать друг друга, выполняя, на первый взгляд, простые упражнения. Сперва они за 30 секунд представлялись и рассказывали о себе, обращаясь к личным ассоциациям из детства. Истории были разные: и забавные, и грустные, но с каждым новым рассказом ассоциации становились более открытыми и детальными. В финале этого задания Леонид Прокофьев отметил, что каждая из рассказанных историй по сути является идеей для нового документального спектакля.
— Этот мастер-класс очень полезен для тех, кто немного зажат. Упражнения помогают раскрепоститься, — поделилась своим мнением Карина Осташенко.
Мастер-класс продолжался в непринуждённой дружеской атмосфере — участники в парах старались молча перенять пластику и движения друг друга, воссоздавать состояние первоначального рассказчика и запомнить другие детали поведения.
— Участники интенсива по сути за два часа стали командой, своеобразным театром. Они заговорили уже на пятой минуте, возникло раскрепощение. Это на самом деле важно, — оценил «учеников» Леонид Прокофьев.
— Мастер-класс помогает в развитии способностей не только в документальном плане, но и для дальнейшего перевоплощения в смежные роли. Довольно интересно было встретиться с лектором, с которым мы виделись на фестивале «Территория». Это было приятным сюрпризом для человека, интересующегося театром и желающего оказаться на всех фестивалях России, — рассказывает о своих ощущениях Элина Гончарова.
Мнение эксперта — о театре и предпочтениях
О критериях оценки участников фестиваля «Наш кислород»
— При оценивании, в первую очередь, я выделяю искренность, живость. Важно видеть, но не предугадывать. В этом смысле это хорошая актёрская импровизация — когда актёры незаметно для нас могут между собой шутить, «вскрывать» себя, и неважно трагедия это или драма. Успеть в постановке похулиганить, пошалить. В этом случае получается нечто живое — их собственный «секретик в кармане», о котором знают только они. Тогда и мы незаметным образом цепляемся и получаем удовольствие от постановки, — поделился Леонид Прокофьев.
О профессиональных и любительских театрах
— Любительский театр любительскому театру рознь. Всё зависит от педагога, руководителя. У меня бывали уникальные впечатления, удивление и приятные открытия на разных фестивалях, где я от любительских театров был в безумном восторге. В некоторой степени я бы пожелал такого профессиональному театру. Ведь актёры любительского театра не работают здесь, но бегут сюда и с душой занимаются этим ремеслом. Они бывают такие живые, что «мама не горюй»! А в государственных театрах часто случаются, что люди приходят в эту профессию, а им это не надо или же у них происходит профессиональное выгорание.
Я люблю ходить на показы разных мастерских. Например, Каменковичей (Евгений Каменкович — театральный режиссер, худрук театра «Мастерская Петра Фоменко» — прим. Ф.). Там есть какая-то неподдельная энергия. Они очень живые, «ненаевшиеся» этой профессией, позволяют себе откровенно шалить. Если у них не стреляет пистолет на сцене, они будут кричать до последнего «Выстрел!» и отыгрывать это. Мне кажется, это и есть настоящий театр, — считает режиссёр.
Блиц-интервью
— Английский театр или русский?
— Скандинавский.
— Любимый сериал?
— «Слово на букву „А“».
— Ливанов или Камбербэтч?
— Наверное, больше Камбербэтч.
— Шекспир или Чехов?
— Сейчас Чехов.
— Смех или драма?
— Трагифарс.
— КВН или Comedy Club?
— Comedy Club.
— Кино или театр?
— Кино и театр.
— Актёр или другая профессия?
— Другая профессия.
— Что бы вы сказали Станиславскому при встрече?
— Ты был щедр!
Справка «Фонаря»
Леонид Прокофьев — режиссёр, продюсер, актёр, ведущий, член жюри фестиваля современного театра «Наш кислород». Он окончил филиал СПбГАТИ в Петрозаводске в 2006 году. Потом четыре года работал в театре «Русская антреприза имени Миронова», а затем — на телевидении в Карелии на родине в Петрозаводске. Играл в различных постановках карельских театров.