Днём 7 ноября около 15 человек отпросились с работы и собрались под окнами дома № 120Б на улице Садовой, чтобы остановить экскаватор, который начал рыть землю под их окнами. Оказалось, что на месте небольшого сквера, который люди высадили перед домом, собираются построить здание для управы № 18, причём заранее с ними никто по этому поводу не говорил и не согласовывал место для строительства.
На месте уже находился глава управы Борис Каменский, сам, видимо, слабо понимающий, что происходит. Собравшиеся просили его показать разрешение на строительство, но он смог это сделать только с экрана своего телефона.
— Глава управы говорит, что уже есть разрешение на вырубку деревьев, которые мы покупали и сажали сами. Человек ходил и годами поливал эти деревья, а теперь в его окна будет смотреть, извините, задница управы, — возмущались собравшиеся женщины.
Глава управы попытался парировать: «Подождите, но здесь же не только задница управы».
— У нас здесь единственное место, в котором мы можем погулять с детьми. Люди в прошлом году даже досаживали деревья. Вот там, как раз, где эта зараза ездит, — сказала она из жительниц дома, указывая на экскаватор, который раскатывал посреди сквера кучу только что вырытой глины. — С нами совершенно ничего не обсуждалось. Нам сегодня позвонили и сказали: «Вы знаете, что у вас там управа строится?». Все сорвались с работы и приехали.
Каменский снова попытался объяснить жителям, почему здесь будет управа: «Во-первых, земля тут муниципальная». Тут ему уже возразил я: «Вы же знаете, что мэр просил согласовывать с жителями все вопросы, которые касаются управ, в том числе и место их строительства. Если они изначально выступают против её строительства, то зачем им вообще управа?». Жители решили, что вместо строительства здания для управы можно просто арендовать для неё свободные помещения, и указали Борису Каменскому на торговый центр, который стоял в пяти метрах от места строительства.
— Там футбол гонять можно на втором этаже — хоть пять управ постройте, договоритесь с частниками. У нас во дворе стояла пивнуха, её снесли. Почему вы там не построите управу? Раньше там «синяки» были, а теперь вы можете построить там красивое здание, а не строить его под окнами у людей. Надо же хоть чуть-чуть о людях думать, а вы решили просто раскопать и построить здание, — предложили собравшиеся.
Тут у главы управы появился другой аргумент: «Вы поймите, управа строится специально для того, чтобы решать проблемы людей».
— Мы понимаем, но вы должны строить его с разрешения людей, — почти хором ответили Каменскому.
— Так я же вам его в телефоне показывал, — немного перепутал разрешения Каменский.
К этому моменту на помощь главе управы на место строительства приехала заместитель начальника комитета по развитию территорий Белгорода Оксана Ченская. Пока она перевела весь «огонь» на себя, строители начали потихоньку собирать части забора, которым планировалось огородить стройку и вывозить экскаватор. Тем временем Ченской снова напомнили про «задницу управы», жителей первых этажей, которым она перекроет свет, и выкопанные деревья.
— Вы понакупили лип за 20 тысяч рублей и пересаживаете их по пять раз, списывая по 5 миллионов из бюджета, а люди посадили эти деревья за свои собственные средства. На каком основании вы их выкопали? Вас разогнать надо! — эмоционально реагировали на происходящее жильцы дома.
Одна из самых активных женщин начала задавать чиновнице вопросы: «Окна на первом этаже, я прихожу завтра с работы и вижу, что перед перед ними стоит здание, это нормально?».
— Нет, — ответила Оксана Ченская
— Вы бы хотели здесь жить?
— Нет, — повторила замначальника комитета по развитию территорий.
— Здесь ничего стоять не будет. Вам понятно? Мы будем дежурить. Это сейчас рабочий день — вечером все соберутся! Никакой стройки в 15 метрах от дома не будет. Кто вообще такой «умный», кто это мог согласовать? У вас там сидят какие-то идиоты, которые придумали 54 управы (женщина ошиблась, — на самом деле их 27, — прим. Ф.) вместо Западного и Восточного округов. Чиновники уже в администрацию не помещаются, что ли? — продолжала женщина.
Ченская снова предложила посмотреть место, которое могло бы всех устроить, но людей было не остановить: они припомнили чиновникам и бесконечные пивнухи вокруг дома, и «раздутый» штат администрации, и снова деревья, и снова «задницу управы». Всё это она слушала около пяти минут. Где-то посредине перепалки досталось даже мэру: «А то Галдун только на мотоциклах ездит и показывает, как он бегает и отжимается. Лучше пусть прибежит и посмотрит на людей». Старшая по дому улыбнулась, автоматически получив реакцию главы управы, который всё это время тихо стоял с Ченской: «Зачем вы улыбаетесь? Стоите и провоцируете?».
В чём заключалась провокация, никто так и не понял, но впоследствии Каменский почему-то решил, что вся ситуация вокруг строительства управы — это провокация редакции «Фонаря», настойчиво объясняя мне, что очень подозрительно, что я приехал на место стройки по приглашению жильцов. А в конце нашей беседы, когда люди стали уезжать на работу, вообще стал мне рассказывать, что всех недовольных «посадили в маршрутки и увезли». Так, видимо, Борис намекал мне на то, что «Фонарь» организовал подвоз людей на место стройки, но я никаких маршруток не заметил, да и сам уезжал на 43-м автобусе, «организованном» городской администрацией.
Рабочие уже вывозили с территории стройматериалы и экскаватор, а жильцы продолжали добавлять к раздутому штату, пивнухам и прочим претензиям тезисы о «порядке при советской власти» и чиновничьих особняках. Ченская не выдержала и, переходя на одну громкость с жильцами, предложила обсудить проблему более конструктивно: «Я приношу извинения, что здесь начали строить управу, не согласовав с вами. Я не участвовала в выборе места. Давайте согласуем, посмотрим, где вы хотите, чтобы стояла управа».
Конструктивно, по мнению жителей, было арендовать помещения для управы в уже построенных зданиях, о чём они и сообщили Ченской. По её словам, сделать это невозможно, потому что эти здания в частной собственности. На это жители сделали ей другое предложение: построить управу «где-нибудь в лесу или на пустыре», но и от этого она отказалась, объясняя это тем, что в управу в лесу никто ходить не будет.
На этом предложения у собравшихся закончились, и они сказали, что вообще не будут выбирать место для строительства управы, предложив чиновникам самим найти место, но согласовать его, прежде чем начинать строить.
В этот момент к собравшимся подошла женщина с коляской и маленьким ребёнком. Оказалось, что именно ей придётся смотреть на «задницу управы» в случае её строительства, потому что окна её квартиры, которые и так находятся на северной стороне, где почти нет солнца, напрямую выходят на стройку. Это снова всех завело, и Оксане Ченской пришлось не только повторить, что на этом месте не будут строить управу, но и предложить построить во дворе новую детскую площадку.
Окончательную ясность в ситуацию внесла руководитель комитета по развитию территорий Ольга Бирюкова, приехавшая, когда все уже уехали на работу. В компании Оксаны Ченской, Бориса Каменского, специалиста из городской администрации, депутата горсовета Игоря Цевменко и меня она пообещала двум женщинам, которые остались к этому времени, что место управы обязательно согласуют с жителями на сходе, а новые деревья, взамен выкопанных, им посадит городская администрация. Позже пресс-служба администрации мэрии подтвердила редакции, что стройку на этом месте отменили, а место для нахождения здания управы согласуют с жителями домов на Садовой.
Напомним, что это уже не первый подобный случай в городе, когда жителям приходится вмешиваться в планы администрации по строительству зданий для управы, чтобы их услышали.