В Белгородской митрополии прошла митрополичья гостиная, темой которой стало познание себя. Мы приводим приветственное слово митрополита Белгородского и Старооскольского Иоанна с небольшими сокращениями.
— Я хотел бы сказать о том, что когда мы говорим: «Познай себя, и ты познаешь Бога», нужно иметь в виду вектор направленности, куда идёт процесс познания. Все думают: «Он устремлён вовне. Я буду путешествовать и что-то пойму, буду больше общаться, больше узнаю». Но познание себя — это то, что устремлено внутрь. Почему? Потому что Господь просвещает всякого человека, приходящего в этот мир. Собственно говоря, мы, рождаясь в этом мире, получаем задания от Бога. И первое, что нам предстоит — узнать, какую задачу он в нас вложил. И это путешествие в глубины своей души. Недаром Христос говорит: «Будьте как дети». Это как раз возвращение к состоянию, когда не инфантильность, а внутренняя открытость для Бога позволяет нам узнать, что уже есть в нашей душе, потому что со временем мы с вами становимся архитекторами или скульптурами (кстати, слово скульптура происходит от латинского глагола sculpere, что означает «отсекаю»).
Так вот, мы скульпторы своей собственной души, мы всё время что-то отсекаем, а первозданность, которая нам дана от Бога при рождении, порой за ненадобностью где-то находится внутри нас, но мы никак ей не воспользуемся. Потом приходит такой момент состояния человеческого духа, когда его духовно-нравственные чувствования, его поступки, вдруг помогают прочесть, то, что у него написано, — ДНК — «текст», который Бог написал вместе с нашими родителями. Там есть слова, которые помогут нас познать, но чтобы прочитать этот «текст», нам с вами необходимо иметь очень высокий духовно-нравственный уровень развития. Для чего? Потому что, если мы освоим технологии познания себя и при этом не будем иметь духовно-нравственной основы, мы можем эти знания использовать против другого человека... Мы знаем, что есть технологии нейролингвистического программирования, есть технологии, когда частоты музыки используют, чтобы ввести человека в депрессию или наоборот взорвать его мозг...
Но сегодня мы будем говорить о путешествиях внутри самого себя, мы будем говорить о том, что возвращаемся в ту первозданность, которую мы обрели, когда появились на этот свет, и это то, что выше всего на этом свете. Бог нас призвал к жизни, мы взяли качества от своих родителей. Они выражаются в чертах телесных, душевных, но самое главное богатство находится в наше духовной сфере, и доступ к этим богатствам познаёт тот, кто будет чист, и поэтому Бог его узрит... В этот день я хотел бы всем нам пожелать обращённости к самим себе. Из нас пытаются всё время сделать служебных людей. Не служивых, которые способны служить, Отечеству, Церкви, долгу, а служебных, которые настроены на определённую волну и имеют своих ограничения. Эта служебность, некая социальная стратификация, расслоение — они разделяют людей, их всё время приглашают поучаствовать во внешнем мире, внешнем путешествии.
— А задача «познай себя, и ты познаешь Бога» заключается в том, чтобы прийти к Богу, прочесть то, какую задачу он записал тебе в душе, и исполнить её. Тогда мы действительно будем счастливы, будем участвовать в том духовном мире, который Бог приготовил для нас. Я желаю всем нам совершить сегодня путешествие в глубины своего сердца, внутрь себя, познать себя лучше... Кстати, один из выдающихся учёных академиков недавно сказал мне: «Слушай, а ты смотришь детские фотографии в свой день рождения? Ты должен час потратить и посмотреть на своих детские фотографии. Поверь мне, тот образ ребёнка, который запечатлён на этой фотографии поможет тебе преодолеть то, что предстоит в ближайшем будущем».
Гостем митрополичьей гостиной стал российский актёр Владислав Дёмин, который представил зрителям диалог двух «Владов Дёминых» — одного, родившегося в Сибири, выросшего в резко континентальном климате, сформировавшегося в 90-е годы, что отложило отпечаток на его восприятие мира и на его систему ценностей, и второго — живущего в Москве, закончившего Российскую академию театрального искусства, актёра, романтика.
В заключительном слове Белгородский и Старооскольский митрополит Иоанн рассказал, как относится к празднованию Яблочного и Медового Спасов, и вернулся к теме, почему молния ударила в крест белгородской митрополии.
— Я благодарен за такой стремительный молниеносный вечер. Наверное потому, что 31 августа в нас попала молния, и вы знаете, это было настолько неожиданно... Мы как раз с врио губернатора обсуждали некоторые вещи, и вдруг нас поразил такой звук. Молния попала прямо в крест, и сейчас он выглядит как символ розенкрейцеров (орден розы и креста — теологическое и тайное мистическое общество, возникшее в период позднего Средневековья в Германии; митрополит Иоанн сравнивает символ общества с внешним видом креста, в который ударила молния — прим. Ф.). Какое было предисловие? Когда мы рассуждали о каких-то глобальных вещах, о том, что сейчас будет смена парадигм, ковидобесие, климатобесие переживём, и потом я дохожу до следующей ступени, которую я пока не буду называть, и в это время шарахает молния... Я понял что... В общем-то, посмотрим, как будут дальше развиваться события...
Я очень благодарен за то, что на сегодняшнем вечере все почувствовали главную тему: «Познай себя, и ты познаешь Бога, познай себя, и ты познаешь себя со всех сторон». Вообще счастлив тот человек, который может критически на себя посмотреть уже в зрелые годы и попытаться что-то изменить. Это самое трудное, самая тяжёлая гражданская война — война с самим собой, и это, конечно же, то, что всем нам необходимо. Сам процесс познания — это борьба со стереотипами, которые мы усвоили по каким-либо причинам, потому что нас воспитали в этих стереотипах. Преодоление этих стереотипов — это тоже болезненно, всегда трудно, и требует мужественности, критического мышления, а современный век отнимает у человека критическое мышление.
Прежде всего, человек не критически относится к той информации, которая ему даётся и навязывается. Это ведёт к тому, что он теряет критерии истинности, и эта потеря ведёт к страшным последствиям: человек становится всеядным, как по [Людвигу] Фейербаху (немецкий философ-материалист — прим. Ф.). Человек есть то, что он ест. И вот мы съедаем совершенно громадное количество разной информации, потребляем её и не разбираемся, где здоровая, где вредоносная и так далее. Вот, самое простое: 29 августа мы празднуем Спас нерукотворный, а не Ореховый. В августе отмечают Медовый Спас, 19-го — на Преображение Господне — яблочный. Как Спас связан с Преображением? События Преображения произошли накануне грешных страданий Христа, там была весна. Какие яблоки? Там яблоками и не пахло. В Греции есть традиция освящать виноград, потому что из винограда делают сок, из сока — вино, и потом совершают Евхаристию. Вот в чём смысл освящения вина. Но причём тут Яблочный Спас? Это вообще ни в какие ворота. Это просто какое-то информационное извращение. То, чем нас питают. Вы себе не представляете, насколько это трагично, потому что человек легко понимает то, что связано с желудком...
Сейчас есть главное лекарство: взирать почаще на образы святых, потому что окно из мира горнего в мир дольный — это икона, и это окно открывается — это богообщение. Вот истинное познание. Когда человек был в раю, он познавал не мыслительным процессом, потому что разум лукавый, а познавал созерцанием. Созерцание — это образность, то есть, в него входило знание, ценностное, неразделённое, нерасчленённое; образ, воспринимаемый нашей душой, а душа, в свою очередь, есть образ и подобие Божие. Вот, что происходит в тот момент, когда мы действительно познаём через созерцание. Это высшая форма, недостижимая сейчас, потому что в раю человек был сотворён способным воспринимать и видеть Бога, как он есть...
— Процесс познания особо ускоряется, когда в этом участвует музыка как трение небесных сфер, и мы, конечно же, по-другому совершенно осознаём образы. И так образы, музыка, в конце концов Слово, и мы воплотились через Слово. Поэтому мы пришли сегодня к тому, что чтобы познать себя, нужно символически прочитать наш «текст», который написал Бог и наши родители, который содержит ДНК и РНК. Это невероятно трудно, потому что нас всё время приглашают куда угодно, посмотреть в ту или иную сторону, и одолеваются страхом, когда мы вдруг начинаем заниматься собой, своей собственной душой, познавать, идти к духовнику и так далее. Как-то старца спросили, почему ты такой отрешённый, а он говорит: «Я общаюсь с Богом». «Но ты внешне ни на что не реагируешь, посмотри, сколько событий происходит?». Он говорит: «Мне не интересно, потому что я вижу, чем они закончатся». Вы понимаете, истинный процесс созерцания — это ещё и способность подключаться к Вечности...
Больше заглядывайте в себя! Вы все красивые люди, обращайтесь к красоте, которая у вас есть, не любуйтесь ей, а обращайтесь к красоте. Обращайтесь к красоте, которая Богом дана нам всем: к гармонии и любви.
Данное сообщение (материал) создано и (или) распространено средством массовой информации, выполняющим функции средства массовой информации.