Обращение митрополита Иоанна к гостям гостиной
— Все мы с вами были свидетелями недавно произошедших у нас событий, когда были мощи святого благоверного князя Александра Невского, когда мы с копией громадного Годеновского креста (2,5 метра высотой и весом более 250 килограммов, поэтому его везли на машине ) и с мощами святителя Иоасафа совершили крестный ход, благословив наш град Белгород этими святынями для духовного укрепления всех нас.
Я хотел бы заметить, что перед этим, когда я освящал казачье знамя, в 11 часов было два прилёта. Было тревожно, думал: может, [люди] как-то засомневаются, но мы начали в 15 часов крестный ход, и, наоборот, ещё больше людей пришло. Крестный ход у нас получился грандиозным и очень величественным. Это очень важно, наверное, для нас сегодня, когда мы почувствовали локоть друг друга, когда мы почувствовали духовное единение. Действительно сформировалась такая дружина святого благоверного великого князя Александра Невского.
[Из истории мы знаем, что] Александр Невский родился 30 мая в 1219 или 1220 году в Переяславле в семье князя Ярослава Всеволодовича и княгини Феодосии. Это была очень благочестивая семья, чтящая христианские традиции. Отличительной чертой его воспитания была тяга к Священному Писанию: если бы он не стал полководцем, он бы наверняка стал выдающимся богословом, но так случилось, что в 14 лет уже Господь судил ему управлять Великим Новгородом — городом, достаточно вольным и обширным по своему влиянию [...].
Уже в 20 лет он выигрывает знаменитую Невскую битву, получает прозвище Невский, а в 22 года совершается знаменитое Ледовое побоище, где побеждает самую лучшую и профессиональную армию Европы — тевтонских рыцарей, которые покорили до этого многие страны. Собственно говоря, это было их главной профессией — завоёвывать страны и исполнять волю Папы Римского, который направлял их для того, чтобы было окатоличивание, и вот славян решили [направить в] католичество... Соответственно, эта агрессия была очень сильной...
Сегодня мы слышали замечательные слова Ивана Ильина, где он говорит, что святой благоверный Александр Невский олицетворял лучшие качества Спасителя — тут нужно Спасителя [понимать] с большой буквы, то есть он служит Господу — и потом уже, через запятую, «устроителя России». Насколько мне помнится, в тексте именно так у Ильина: не спаситель и устроитель, тут в данном случае первым [идёт] спаситель Господь наш Иисус Христос, а устроитель — это уже земное дело, которое совершал Александр Невский. Почему так важно иметь этот образ?..
Кстати, в этом году исполнилось 80 лет, когда уже в советскую армию возвратился орден Святого благоверного Александра Невского. Награждали им полководцев наряду с орденом Победы. Орден Александра Невского — достаточно редкий орден.
Эту традицию потом возродили уже в наши дни в XXI веке: президент Владимир Путин вручает выдающимся деятелям орден Александра Невского. Это не случайно, потому что до сих пор в генетической памяти народа, в историческом предании очень важно, что это предание сохраняется и преумножается. Это тот потенциал, который питает всех наших молодых людей, и мы знаем, что это источник чистый. По крайней мере, никаких сомнений нет ни в его победах, ни в его каких-то действиях.
Хотя при жизни, конечно же, Александр Невский испытывал колоссальное искушение. Оно было связано с его взаимоотношениями с Золотой Ордой, где он получил ярлык великого князя. Его обвиняли в предательстве — якобы он предал Русь, а он, наоборот, защитил Русь, пройдя через искушения, различные испытания, когда хан всячески издевался, имея своё преимущество, но Александр Невский не сломался. Он не поставил свои личные амбиции выше того, что от него требовала Святая Русь... Это колоссальное вообще качество, которое надо бы привить нашим многим, так сказать, теперешним деятелям. Я имею ввиду не только у нас, но и в целом в мире...
В средние века войны начинались из-за женщин и из-за богатства. А сейчас, в основном, [из-за] искушения властью, когда человек считает, что ему всё позволительно, несмотря на то, что это входит в противоречие с историческим развитием или метаисторией страны.
Так получилось с князем южнорусских земель Даниилом Галицким. Он прибыл из Орды с ярлыком хана на княжение. Прибыл как великий князь, но он так и не мог простить унижения хану, и из-за этого он пошёл на союз с Папой Римским. В результате этого митрополит Киевский уезжает из Киева во Владимир к святому благоверному князю Александру Невскому в знак протеста против этой фактической унии.
Когда он [Даниил] признаёт верховенство Папы, Папа обещает помощь, но, как все иезуиты поступают, он не предоставляет её, надеясь на то, что Даниил Галицкий ослабеет, и спокойно уже его можно будет брать готовеньким в объятья католического мира...
Действительно, большие страдания пришли на землю южнорусскую, начиная с Киева, который был сожжён и разорён монголо-татарами. И вот эта вот неустойчивость и непоследовательность до сих пор прослеживается. Это какая-то метаистория, какая-то судьба: никак государственность не складывается. Вроде бы и определились там [на Украине] с тем, что в 18 году впервые государство там год просуществовало украинское... Дальше вот то, что сейчас происходит. Это результат такого непоследовательного и амбициозного, прежде всего, подхода к тому, что свои личные интересы никогда нельзя ставить выше народа, и государства, за которое ты отвечаешь.
Это очень важный момент. Святой благоверный князь Александр Невский даёт нам пример такого служения, когда он выстоял. Я представляю, сколько молодому человеку стоило усилий внутри себя победить желание как-то отомстить и так далее. Эта внутренняя борьба, которая происходит внутри нас, она, наверное, самая ценная, потому что мы душу свою закаляем, проходя через испытания, и поэтому это позволило ему — Александру Невскому — правильно принимать решения.
Он прожил недолгую жизнь — 43 года и, постригшись в монахи, с именем Алексей предстал пред Господом как воин Христов. Нам всегда кажется, что мы можем как-то по-другому поступить, когда, как нам кажется, нас унизили или достоинство затронули, но важно увидеть, а что впереди, было ли это испытанием...
Сегодня (гостиная проходила 22 сентября — прим. Ф.) праздник праведных Иоакима и Анны — родителей Пресвятой Богородицы. Перед тем, как родиться Деве Марии, Иоаким прошёл колоссальное испытание: он принёс Богу дар, а ему ангел сказал: «Твой дар не принят. Ты больше заботишься о земном, чем о небесном». Он был достаточно богатый человек. Он рассказывает об этом супруге, и они не озлобляются: нет, они не говорят о том, что мы всё равно будем жить. Они наоборот усиливают молитвы, и наконец наступает тот день, когда они настолько достигают духовной чистоты, что ангел является и говорит: «Скажи Анне, что она зачала».
Он находит её у Золотых ворот в Иерусалиме и сообщает об этом. У них рождается Дева Мария. Это тоже преодоление своих личных амбиций, преодоление личных притязаний, победа над собой, чтобы исполнить то предназначение, которое Бог уготовил всем нам. Такие примеры говорят о святости, потому что святость — это удел, в который Бог забирает человека ещё при жизни земной...
Когда мы рассуждаем о том, что это святой человек, мы обычно судим о внешних каких-то поступках, и нам кажется порой, что святые не совершенны. Но мы не знаем внутренней мотивации: почему так человек поступает...[...]
Сегодня, наверное, мы должны понять, что есть личные подвиги, которые происходят с нами, когда мы преодолеваем свои страсти и так далее. Господь их принимает, потому что мы закаляем душу свою, мы её готовим для встречи с Богом, и вот эти моменты были характерны для святого благоверного князя Александра Невского.
В нём соединилось божественное участие, так как он с детства готовился к исполнению того, что Бог вложил в него некую задачу — как некое послушание божие, и внешние обстоятельства так сложились, что позволили ему принимать решения в самых трудных ситуациях: например, когда был голод в Великом Новгороде. Там была колоссальная катастрофа: люди ели мох, не было возможности купить [продукты], была блокада Новгорода... В общем, oн принимал решения, которые были очень важны для новгородцев просто для выживания, но всё равно они не ценили этого и удаляли Александра Невского от княжения. Потом опять возвращали, когда было трудно. Вот так человечество устроено... Как и Спасителя тоже: вначале, когда он хлебом их кормил, все [восхваляли его], но как только сказали, кого выбирать: разбойника, головореза, грабителя или Спасителя, они сказали: «Распни Его!» — он уже их не кормил хлебом, потому что он после входа в Иерусалим удалился, молился уединённо... Такое вот мнение, быстро меняющееся.
Весь советский период посмотрите, как у нас то возносят вождей: «отец народа», все плакали на похоронах — в давку попали, тысячи были ранены или там умерли, потому что все хотели попасть [на похороны Сталина], а потом раз — культ личности, и всё. Того же Никиту Сергеевича [Хрущёва] вообще на руках носили, а потом какие анекдоты [о нём сочиняли]?.. Борис Николаевич... Восхищались [им], а потом все вспоминают сейчас лихие 90-е, и говорят: «Так это же он виноват!».
А я просто сравниваю с тем, что он взял вентиль открыл у многих, и полилось то, что было внутри у людей. Они свободу почувствовали, что можно ею пользоваться... Все делятся тем, чего у них много: одни добром делятся, потому что у них много добра, а остальные — тем, чего у них вместо добра много. Здесь не надо искать виноватых. Логика истории такая: призываем поделиться добром, вдыхаете счастье и выдыхаете добро. А получается, что счастье человек вдыхает, а выдыхает не совсем добро. Вы понимаете? И опять ищем виноватых...
Александр Невский не считал никого виноватым, он брал на себя ответственность. Кстати, это очень важное качество — на себя взять ответственность. Сейчас люди боятся брать на себя ответственность, и, к сожалению, это сказывается на всём, потому что с оглядкой смотрят, как там скажут, что про них подумают там и так далее. А надо бояться одного Бога... Когда ты любишь Бога, ты боишься его оскорбить или поступить неправильно, поэтому этот страх божий — это как премудрость. Она должна определять жизнь человеческую...[...]
Ещё расскажу вам о том, что у нас, когда возили мощи [святого по региону], привезли их в Козинку Грайворонского района. Привезли туда, куда [в мае] заходили формирования ВСУ... Они тогда зашли в дом, а там были двое мужчин: один из них в пожарной команде работает, а другой — знаменитый гармонист.
И вот они на пожарника наставили автомат, говорят: «Кричи „Слава Украине!“». Это была польская частная военная компания. Он отказался, и они его избили. Потом наставили автомат на гармониста, а тот взял гармонь и начал петь «Этот день Победы порохом пропах». Эти [представители частной военной компании] ничего понять не могут, но ему говорят: «Хорошо поёшь, ты ещё спой!», и он [снова запел]: «Встань за веру, русская земля!»... Разве можно таких людей победить? Понимаете, под дулом автомата поёт такие песни!
Лично меня это очень вдохновило. Люди — учителя, врачи и другие — не хотят уезжать из этой Козинки, несмотря на то, что её всё время обстреливают. И батюшка там тоже замечательный, который под этим натиском не сдаётся. И я хочу от всей души вам пожелать: никогда не сдаваться, и если уж бояться, то только Бога. Всё остальное проходит, все герои вначале герои, а потом смотришь: и не очень... Надо честным быть перед собой и перед Богом, и тогда Господь устроит нашу жизнь. Вот тогда мы узнаем промысел божий о нас самих. Соединим свою волю с волей Божьей, и тогда Господь откроет путь к спасению...
Обращение к зрителям после завершения гостиной
— Есть такой принцип — единство многообразия: когда мы духом едины, а каждый из нас личность, и каждый обладает своим каким-то инструментарием для выражения своих чувств, для выражения своего духовного опыта... [...]
Наши замечательные отцы — Вадим и Константин (речь про дуэт «Братцы» — прим. Ф.), они не просто выступают. Они в начале служат литургию, исповедуют, а потом уже дают концерты. Обычно концерты у них затягивались, потому что не отпускали их всё время, все хотели как-то прикоснуться.
Вот мы сейчас в госпиталях когда были с мощами, то там в основном лежали раненые штурмовики. Понятно кто, понятно, с какой биографией, и в то же время я как-то сказал: «Вы, главное, унынию, не поддавайтесь», и вдруг я слышу [в ответ]: «Вы знаете, мы забыли, что такое уныние и многие другие чувства. У нас есть цель — это главное». Я посмотрел на этого человека, он такой израненный, и я говорю: «А дальше куда пойдёшь?». Он ответил: «Дальше воевать». Вот это совершенно интересное преображение, которое случается с людьми... Мы как-то внешне там смотрим, свысока, но вот это чистилище, которое сейчас [люди] проходят, особенно видно на тех людях, которые принимают непосредственное участие в боевых действиях...
Сегодня прозвучали очень важные слова. Художники очень красиво сказали о том, что вы лучше сердцем всё воспринимайте. Это действительно так. Есть такое замечательное высказывание: «Если картину можно рассказать, то она не нужна». Ты всё мозгом там понял, а если сердце она твоё открыла, то вот тогда эта картина действительно воспринимается... [...]
Познание сегодня настолько обширно, что сейчас появилось много отраслей: нейролингвистика, факультеты нейробиологии, нейропсихологии и так далее. Все понимают, что человек это всё-таки микрокосмос, который вмещает в себя массу нейронных связей, которых больше, чем звёзд на небе, которые мы видим. К чему я это говорю? Потому что важна обращённость к себе...
Действительно тот мир, который в нас, он или способен воспринять другого человека, [или нет]. Я имею ввиду: ты видишь в нём [другом человеке] Бога, потому что подобное познаётся в подобном. Если в тебе есть Бог, то ты познаёшь Бога, и рассмотришь Его в другом человеке. Если же в тебе есть бес, то ты, значит, будешь искать подобного себе для того, чтобы общаться. Такой принцип общения [сложился] ещё со времён Адама и Евы...
Кстати, кто-то из святых написал, что если бы они вначале не от дерева познания добра и зла, а от дерева жизни вкусили плод, то у них совершенно по-другому бы судьба сложилась... Разум-то да любопытный такой: он, с одной стороны, нам помогает, а с другой — он самый коварный и беспощадный, — я бы даже так сказал. Он может и веру уничтожить, всё подвергнуть сомнению...