В Белгороде прошла публичная лекция-презентация, на которой представили концепцию «Парка Мирного времени». Он расположится в окрестностях музея-диорамы. О миссии парка рассказали глава компании Lorem ipsum Ян Визинберг, архитектор Алекс Битус и журналистка Вера Шенгелия. Эксперты показали концепцию парка и объяснили её задумку.
В субботу, 18 декабря, в художественном музее в 11:00 состоится встреча с белгородцами, на которой архитекторы ответят на интересующие людей вопросы.
Что значит «Парк Мирного времени?
По задумке архитекторов, «Парк Мирного времени» будет рассказывать историю земли, на которой когда-то были сражения.
— Здесь диорама, которая посвящена Курской битве и Прохоровскому сражению. Нам нужно посвятить парк именно этому. Мы пытались решить проблему: не милитаризовать центр города и всё-таки уйти от войны, — объясняет задумку парка Ян Визинберг.
Архитектор отмечает, что парк не должен быть пропитан войной. Он объясняет название будущего парка так: «Парк посвящён нашей жизни, посвящён тому, чего не было бы у нас, если бы не было Победы в войне». Также эксперт говорит, что парк поможет сохранить память о том, через что прошла белгородская земля.
Журналистка Вера Шенгелия обращает внимание на избыточность названия парка — «Парк Мирного времени».
— Не может быть парка военного времени, потому что в войну люди не ходят в парки, дети не качаются на качелях, и никто не ездит на велосипедах. А сейчас это есть, и ради этого кто-то погибал. Чтобы мирная жизнь была возможна, — объясняет название парка журналистка.
Что за «разлом»?
Ян Визинберг называет музей-диораму основным элементом пространства. При этом главным приёмом, который применяли архитекторы при создании концепции «Парка Мирного времени», стал «разлом» — «вздыбленный ландшафт, который распарывает парк пополам».
— Разлом создаёт драматургию пространства, напоминает нам, что здесь была какая-то драма, здесь что-то происходило, условно говоря, здесь была война. Но при этом без какого-то лобового напоминания об этом, — рассказывает Ян Визинберг.
Архитектор Алекс Битус также назвал музей-диораму центром пространства: так как сама диорама круглая, она автоматически подчиняет себе и становится центром экспозиции. «Парк Мирного времени», по словам разработчиков, — место для горожан, его концепция не выжила бы за пределами города, она создана, чтобы горожане могли прийти туда и потеряться.
Вера Шенгелия говорит, что «разлом» — объяснение метафоры, которую архитекторы внесли в парк. «Это история, которая рассказана шёпотом, вы не найдёте здесь противотанкового ежа, но этот разлом, эта простреленная земля помогает рассказать историю», — говорит журналистка.
Алекс Битус обратил внимание на то, что в разработке «нет ничего регулярного», например, нет прямых углов: колонны под наклоном, плитка — нерегулярная. Всё это подчёркивает неформальность среды. У здания кинотеатра также нет чёткого фасада, он эллипсовидной формы, к нему можно подойти с любой стороны, и оно будет восприниматься как главный фасад.
Кинотеатр и амфитеатр
На плане архитекторов амфитеатр находится у воды. Вера Шенгелия комментирует это так: «Он повёрнут к природе». По мнению женщины, это значит, что человек, который остановился в парке, находится на той же земле и географической точке, где в прошлом была сложная и большая военная история. «А если ты замрёшь, то поймёшь — небо над тобой всё тоже», — заключает Шенгелия.
Архитекторы своим проектом попытались развить проект музея-диорамы.
— Диорама — это не картины, это среда. Мы находимся внутри неё. Это погружение в пространство. Мы начали думать, как нам продолжить идею диорамы, как нам продолжить рассказывать истории, иммерсивно, — поделился Ян Визинберг.
Кинотеатр будет с экраном 180 градусов и мобильной платформой для зрителей, которая позволяет заехать внутрь экрана; этот приём поможет рассказывать истории про прошлое и про будущее. Тоже самое архитекторы сделали и с театром.
— Мы хотели сделать пространство для разных занятий: спектакли под открытым небом, площадка для городских мероприятий, а когда ничего нет, здесь можно просто тусоваться, — рассказывает архитектор.
Алекс Битус отметил ландшафт вокруг амфитеатра. Архитектор заявил, что он не случайный, он нужен, чтобы спрятать амфитеатр от проезжей части.
— Находясь там вы не слышите присутствия города, вы попадаете в свою среду, несмотря на то что это центр — это место парка и тишины, — объяснил Битус.
Детская площадка
Вера Шенгелия также привязывает детскую площадку к символам. Женщина говорит, что это «место победившего мира».
— Такие площадки называют «площадки-приключение», они появились несколько десятилетий назад, когда мегаполис захватил города и детские педагоги стали понимать, что у ребёнка не осталось того, что было в моём детстве: свободной прогулки, свободной игры, — заверят Шенгелия.
Она называет маршрут современных детей регламентированным: школа, дом, кружки. И даже пластиковые детские площадки, по мнению журналистки, попадают в этот регламент. Концепция площадки в «Парке Мирного времени» в том, что ребёнок сам придумает, как и во что ему играть. Сам проложит себе маршрут. Здесь есть место для творчества и игры.
Детскую площадку от жилого дома, который находится рядом, будет отделять зелёная посадка. Площадка будет немного утоплена, чтобы не создавать дискомфорт жителям.
Экспозиционная система
Архитекторы решили, что в парке Мирного времени будет спрятана музейная экспозиция. Иногда даже в прямом смысле слова. Чем дольше человек будет гулять в парке, тем больше будет открывать экспозиций: с помощью QR-кодов человек будет узнавать новое.
— Это реально может быть музейная экспозиция, которую можно менять, например, каждые полгода. Она может быть посвящена своей теме. Их могут делать разные музейные художники. Это парк, насыщенный контентом, — заявил Визинберг.
Также частью постоянной экспозиции может стать военная техника, которая сейчас находится за музеем-диорамой. Либо технику также спрячут в ландшафт, потому что архитекторы не хотят, чтобы люди видели машины «в боевой готовности». А памятники, которые находятся на территории парка Мирного времени, планируют перенести в парк Победы. Ян Визинберг считает, что там есть пространство, чтобы их разместить.
Но Вера Шенгелия отметила, что перенос памятников — решение белгородцев. Задача экспертов работать так, чтобы концепция не распадалась, и поместить необходимое в эту концепцию.
Освещение в парке Мирного времени
В ландшафт будут встроены запрограммированные светильники. Ян Визинберг заявил, что с помощью такой сетки света можно тоже рассказывать истории за счёт разных объектов и графики, которая на что-то намекает.
— Раз в час, например, может проходить световое шоу, которое перекидывается на здание диорамы.
Архитекторы хотят сделать из здания диорамы с помощью проекции экран, не трогая сами стены. Здание планируют окружить проекторами, выступать экраном сможет любая стена. Экран можно будет использовать вместе со световым шоу.