В конце сентября прошло заседание по продлению меры пресечения белгородской волонтёрке Надин Гейслер (Надежде Россинской). Напомним, что Надин обвиняют в преступлении по статье 280.4 Уголовного кодекса России («Публичные призывы к осуществлению деятельности против безопасности государства» — прим. Ф.). По версии следствия, девушка с одного из своих аккаунтов призывала донатить ВСУ. Сама Надин отрицает, что этот аккаунт когда-либо принадлежал ей. 15 июля стало известно о том, что на неё возбудили второе уголовное дело о финансировании терроризма.
На заседании в Свердловском районном суде присутствовал только один адвокат Евгений Рудычев. Адвокат по назначению Антон Присный не смог прийти в суд из-за того, что задержался на другом процессе. Из-за этого сторона защиты и сама обвиняемая ходатайствовали о переносе заседания. Однако судья отклонил ходатайство, сославшись на то, что право на защиту у подзащитной соблюдено, так как у неё уже есть один адвокат в зале.
Следователь уже в пятый раз ходатайствовал о продлении ареста для Надин. На этот раз до 30 ноября. Он сообщил, что за время последнего продления срока содержания под стражей волонтёрке провели комплексную психолого-психиатрическую судебную экспертизу. Её результаты сторона обвинения при этом не огласила.
О том, что Надин проведут экспертизу, рассказали на прошлом судебной заседании. По словам девушки, её должны были сначала направить в белгородскую психиатрическую больницу, а в случае необходимости — в московскую.
— За последние два месяца был допрошен ряд свидетелей: лица, которые перечисляли деньги Надин, и бывшие граждане Украины, которым Россинская помогала. Были осмотрены мобильные телефоны, принадлежащие свидетелям, закончен осмотр телефона, принадлежащего Россинской, — добавил следователь.
На осмотр телефона Надин Гейслер у следствия ушло восемь месяцев. На предпоследнем судебном заседании на вопрос судьи о том, почему телефон до сих пор не осмотрели, прокурор сообщила, что «из него много информации было удалено, криминалисты восстановили огромный терабайт информации (это примерно 250 тысяч фотографий или 250 фильмов, или 500 часов HD-видео — прим. Ф.)».
Также следствие изымало для осмотра мобильные телефоны Евгении и Сергея Юсуповых -— мамы и отчима Надин. Телефоны всё ещё не вернули владельцам.
Необходимость продления ареста следователь объяснил тем, что сторона обвинения снова не успела провести часть экспертиз: две лингвистических и четыре фонографических. Их проведут не ранее конца декабря. А если Надин отпустить под домашний арест, она «может угрожать свидетелям, уничтожить доказательства, скрыться или препятствовать следствию». Гособвинитель сообщил, что помимо уже предъявленных обвинений, Надин Гейслер подозревается в совершении тяжкого и особо тяжкого преступлений, но о каких именно статьях речь, не уточнил.
— В ходе расследования установлены лица, которые могут быть осведомлены о преступной деятельности обвиняемой. Кроме того аккаунт в инстаграме* (признан экстремистским и запрещён в России — прим. Ф.), принадлежащий обвиняемой, имеет около 6 тысяч подписчиков, которые могли осуществлять финансовые операции по банковским реквизитам. В связи с чем данные лица также будут проверены на причастность к данному преступлению и другим преступлениям в том числе террористической направленности, — добавил гособвинитель.
Прокурор поддержал ходатайство следователя о продлении заключения под стражей. Он добавил, что обвиняемая «имеет регистрацию в посёлке Комсомольский вблизи государственной границы Российской Федерации, поэтому она может скрыться на территории сопредельного государства» (посёлок Комсомольский находится более, чем в 30 километрах от границы с Украиной, — прим. Ф.). По словам прокурора, следствие также «установило не все лица, причастные к преступлениям Россинской».
Адвокат Евгений Рудычев сказал, что у его подзащитной не было планов скрываться от следствия, да она и не может этого сделать, потому что не знает, где её загранпаспорт. Об этом и сама обвиняемая, и адвокат уже неоднократно говорили в суде. Сторона защиты снова ходатайствовала о замене заключения в СИЗО на домашний арест, поскольку здоровье Надин продолжает ухудшаться, и, как она утверждает, медицинскую помощь в СИЗО ей не оказывают.
— Ещё несколько месяцев назад я прекрасно видела своего следователя в суде, сейчас передо мной лишь размытый силуэт. В следственном изоляторе совершенно не реагируют на мои просьбы оказать медицинскую помощь. Я прошу провести обследование — мне отказывают, якобы мне систематически оказывается медицинская помощь самим начальником. Но как это может происходить, если даже на моё заявление с просьбой принять меня от 20 августа 2024 года не поступило никакой реакции? — рассказала обвиняемая. — Я не могу получить обследование в следственном изоляторе, не могу сходить на приём к офтальмологу, мне даже анализ крови на биохимию не могут сделать в следственном изоляторе. Конечно, если бы я была на свободе, я бы давно занялась своим здоровьем. Я невольно задаюсь вопросом, кто будет ответственен за мою жизнь, за моё здоровье и, более того, компенсирует мне потерянное зрение?
Относительно обвинений в финансировании ВСУ она пояснила, что реквизиты, банковские карты не принадлежали ей и у неё не было к ним доступа, о чём следствию давно известно.
— Продолжение преступной деятельности? Так я попросту не могу её продолжать потому, что никогда не совершала преступлений. Я не могу продолжать совершать преступления под домашним арестом, потому что никогда их не совершала. Я за свою жизнь даже ни одной курицы не убила. Если вы считаете на территории этой страны спасение жизней животных и людей преступлением, то я обещаю под домашним арестом никого не спасать, — выступила Надин Гейслер, после чего судья удалился в совещательную комнату. Посовещавшись, он удовлетворил ходатайство следователя и продлил ареста Надин до 30 ноября 2024 года.
Во время перерыва родственники девушки рассказали «Фонарю», что из-за режима КТО осложнилась передача посылок, и теперь они не могут передать ей воду и другие жидкости. Перед заседанием передачу тоже запретили конвойные.
***
27 сентября стало известно, что Надин Гейслер (Надежду Россинскую) внесли в российский реестр экстремистов и террористов.